Роль игры в развитии ребенка 2 младшая группа
Родительское собрание
«Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Подготовили: педагог – психолог Кузнецова Е. Н.
Воспитатель 1 категории Алексеева Е. В.
Ход собрания
Звучит песня «Куда уходит детство»( муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Зачастую, когда ребёнок просит Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребёнка реплики: «Ну, что же ты такой! Сам не можешь поиграть! ». Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры. Некоторые родители считают, что игра – это пустое занятие. Так ли это? Зачем нужна игра ребёнку? Во что играют наши дети? На все эти вопросы мы вместе найдём ответы. Но прежде чем начать наш разговор посмотрите видеофильм «Мы играем».
Вы посмотрели видеофильм, в котором увидели, в какие игры играют наши дети. Наверное, вы обратили внимание, какие игры преобладают у мальчиков, какие у девочек. В этом фильме мы старались показать как можно больше вариантов различных игр.
Игра – задание (педагог – психолог)
Так как ваши мысли и мнение по этой теме для нас очень интересны, мы поиграем в игру. Разделимся на две команды. Я Вам дам маркеры и лист бумаги, сообща продолжите фразу «Игра для ребёнка – это… ». Время выполнения задания – 5 минут. Пока родители работают в группах, звучит тихая спокойная музыка.
А теперь давайте зачитаем записанные фразы. Могли бы вы их как-то прокомментировать? Совпадает ли ваше мнение с данным мнением?
Мнения могут быть разные, и все они имеют право на жизнь, так как в них заключается наш с вами опыт, с которым мы идём по жизни и на который ориентируемся при взаимодействии с ребёнком.
Показ презентации и рассказ педагогов о важности игры
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В Игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая считается ведущей деятельностью дошкольника.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды их сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Интересные игры создают доброе, родственное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Существует различное количество игр. Все игры классифицируются на: творческие игры, игры с правилами, народные игры.
Творческие игры – бывают театрализованные, сюжетно – ролевые и конструктивные игры.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют сюжетно – ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Театрализованная игра появляется в определенный период, как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в старшем возрасте дети уже не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывая свои чувства, совершать желаемые поступки, разыгрывать сказочные сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, ролевое действие, правила.
Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, в театрализованной игре результатом может стать подготовленный спектакль, инсценировка.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку.
Конструктивные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат умственное задание, в решении которого — смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путём многократных повторений усваивают объём знаний.
Следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Бывают подвижные игры с бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием и ловлей, на ориентировку в пространстве. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, в других они отсутствуют.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важная и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Задача воспитателя и родителей – помочь ребёнку организовать эти игры, сделать их увлекательными.
Игра – задание(воспитатель)
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Как вы считаете поступаете ли вы так же?
Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;
Рассказываю о своих играх в детстве;
Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;
Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;
Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Если вы в большинстве пунктов себе мысленно отметили «плюс», значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Практикум
Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.
Сейчас мы проведём небольшое соревнование: «Мозговой штурм»
- Давайте назовём как можно больше детских игр, которые Вы знаете, в которые Вы играли в детстве, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.
2)Игра «Слон» Две команды, используя подручные материалы в зале (мячи, скакалки, обручи и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона.
3) А теперь встанем в круг. У меня в руках обычный карандаш, я пускаю его по кругу. Давайте придумаем, чем может быть этот предмет – заместитель в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.
4) Решение педагогических ситуаций.
Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
— Товарищ капитан, — обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, — разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил:
— Запрещаю!
Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться)
Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала:
— Я – бабушка.
Витя, который не хотел никого пропускать, спросил:
— Старенькая, да?
— Конечно, бабушки всегда старенькие.
— Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать.
Воспитатель похвалил Витю.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(чуткость, предупредительность, уважение к старшим)
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…
Подведение итогов практикума.
— Как вы думаете, что вы получили в качестве приза?
(Новые знания и умения)
Итог собрания
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.
Проект решения собрания:
1. Принимать активное участие в играх детей
2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.
3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.
4. Принимать активное участие в жизни детского сада.
5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.
Использованые материалы: https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-roditelei-rol-igry-v-razviti-i-vospitani-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html
Источник
наталья миронова
Родительское собрание во второй младшей группе «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»
Второе родительское собрание во второй младшей группе
«Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами в преддверии нового года поговорим об игре, игрушках для детей.
Вы знаете, что все дети очень любят играть. И наверняка многие из вас уже готовят настоящие подарки от деда мороза. Хочется дать вам небольшую консультацию, по поводу выбора игр. Прежде всего, выбор игры зависит от возрастных особенностей ребенка.
В три года чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и. т. п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире.
«Что такое хорошая игрушка?»
Прежде всего — это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.
«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.
И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?
А ведь игра для ребенка — это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не «потом». И в этом мире все правда, а не выдумка. Прежде всего ребенок берёт пример с родителей и окружающего его людей.
Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Детям следует приобретать игрушки разных видов:
o Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)
o Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)
o Строительные наборы (деревянные геометрические формы)
— настольно печатные игры
o Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.)
o Игрушки-забавы.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Прежде всего развитие вашего ребенка зависит от внимания именно вас взрослых. Впереди новогодние каникулы гуляйте, играйте, мастерите, лепите, чтобы ваш малыш радовал вас своими достижениями.
Источник
Тодышева Надежда
Родительское собрание во второй младшей группе «Роль подвижной игры в жизни ребёнка»
Слайд 1.
Родительское собрание
«Роль подвижной игры в жизни ребёнка»
Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии, посвященном актуальной теме.
На нашем собрании присутствуют….
Слайд 2. Итак, нашу встречу я предлагаю начать с разминки.
Вопросы для родителей.
1. Что такое пи?
2. В какие пи вы играли в детстве?
3. Чему вы учились в этих играх?
4. Во что любят играть ваши дети?
5. В какие пи вы играете с детьми?
Загадки для родителей.
1. Детская игра в которой прыгают на одной ноге (классики)
2. Ди в которой один ловит других с завязанными глазами? (жмурки)
3. Пи в которой бег, прыжки, удары по мячу рукой (ногой)
4. Пи в которой нужно ловко увернуться от мяча (вышибалы)
5. Пи со словами:1,2,3,лови (ловишки)
6. Пи со словами:1,2,3,4,5,я иду искать (прятки)
Молодцы! А теперь тему продолжит Фадеева Е. П.
Слайд 3. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Подвижная игра прививает детям многие важные навыки и знания в игровой форме
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Большое значение подвижные игры имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Особенно полезны подвижные игры для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям, ОРВИ или простудным заболеваниям. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Существует великое множество подвижных игр по содержанию и организации детей, что позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными педагогом задачами. Давайте рассмотрим их организацию в некоторых педагогических мероприятиях.
Слайд 4. Утренняя гимнастика в детском саду является каждодневным занятием, направленным на выполнение различных комплексов физических упражнений, которые создают организованное начало дня, поднимают настроение. Возбужденные дети успокаиваются, выполняя действия в определенном темпе, а малоактивные – втягиваются в заданный ритм деятельности.
Благодаря утренней зарядке повышается жизненный тонус и физическая выносливость, а также развивается выдержка и дисциплина.
Организованная физическая активность поможет сформировать привычку ребенка. В дальнейшем это не только предотвратит многие заболевания, но и поможет справиться с перегрузками в школе и другими стрессовыми ситуациями.
Зарядка в игровой форме приносит детям радость и удовольствие, а не является непосильным или неприятным обязательством.
Слайд 5. Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:
1. Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
2. Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
3. Сформировать осанку.
4. Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
5. Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.
Слайд 6. У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.
Можно сказать, что подвижные игры – это школа движений. Поэтому, по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Слайд 7. А теперь предлагаю физразминку.
Слайд 8. Игра —жизненная потребность ребёнка.
Ребятам в нашей группе исполнилось 3или 4 года. Их физические способности возросли: движения стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения в этой потребности, дети становятся капризными, непослушными. Поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется разумному двигательному режиму, чтобы насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Содержание, эмоциональная насыщенность любой игры побуждают детей к определённым умственным усилиям.
В педагогической культуре пи рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка.
Пи игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения этических ценностей общества. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его целенаправленно действовать в нём.
Слайд 9. Движение-это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения. Среди всего многообразия игр, следует выделить пи, в которые дети вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами, и направлены на достижения определённой условной цели.
Пи имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Слайд 10. Пи просты в организации, всегда интересны и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, т. к. многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимания.
Очень велика роль подвижной игры в умственном воспитании, дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся осознанно действовать в игровой ситуации, познают окружающий мир.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требований к их соблюдению, способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми.
Слайд 11. Таким образом пи можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движении, совместной деятельности и радостных эмоциях.
Источник