Роль игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками

Алла Ефимова
Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья на педагогическую тематику.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.

Цель: развитие навыков общения.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре.

Игра — ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, — он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования.

Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений.

«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения.

Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку.

Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно — развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий.

Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения.

Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка.

Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным.

Источник

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»
Автор:Вергасова Лилия Загидулловна .
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов. 
Цель: развитие навыков общения. 
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре. 
Игра — ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы. 
Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. 
Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, — он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования. 
Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера. 
Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений. 
«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения. 
Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку. 
Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно — развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий. 
Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения. 
Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. 
Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка. 
Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов. 
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным. 

Источник

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района Управления образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –  
детский сад комбинированного вида  № 27

620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru

автор: Шабурова Ксения Геннадьевна

Воспитатель логопедической группы

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры.

 Игра составляет главное содержание жизни дошкольников, является основой его деятельности. Положительное воздействие игры и ее правильная организация во многом зависит от умения и желания взрослого направить на игру, использовать игру в целях развития взаимопонимания среди сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры. Умение общаться формирует и преобразовывает взаимосвязь игры и речевого развития, является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре. Установить какие-либо закономерности детских игр- довольно сложная задача. Хотя игры и имеют некоторые общие черты, все же часто очень отличаются друг от друга и обусловлены различными обстоятельствами.

Игра — ведущая деятельность, определяет успешное развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. Игровая деятельность-одна из наиболее ценных познаний детства. Играючи, дошколята свободно, а главное с большим удовольствием и интересом осваивают мир, принимая все его стороны социальной действительности. В процессе игры выявляются отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая игра- это как бы отражение мира в уменьшенном масштабе.  В игре возникают основные новообразования для разного возраста. Уникальность развития игровой деятельности в том, что ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки взаимодействия совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся самостоятельно, сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, принимать сложившиеся правила, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Поэтому очень важно использовать в своей работе наработки игровых технологий, именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы. Детей нельзя принуждать к игре, лучше показать им, как проходит игра и как надо вести себя во время игры.

Что касается взаимосвязи игры и общения, охватывающую большую часть обучения, то именно в игре дети учатся видеть друг с друга, занимать интересную позицию- умению подчинять свои интересы интересам других. Ребенок, у которого нет сформированности игровой деятельности, не умеющий играть, не может содержательно общаться, поддержать основной фон социума, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, безучастен к происходящему.

Большое интересное значение для развития навыков речевого развития имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок входит в мир поисковой активности, опробирует способ манипуляции людей с предметами и способы общения друг с другом в различных формах социальной действительности. Так ребенок позитивно усваивает предметные действия, формы и способы общения, ролевое поведение. Когда ребенок входит в роль, он не просто входит в самостоятельный образ другой личности, — он расширяет, обогащает, познает свою собственную личность, обогащает свой мир новыми правилами, чувствами, представлениями. В играх у детей формируется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, проявлять выдержку и настойчивость. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникативного, познавательно-исследовательского и ценностного ориентирования. Руководство в игре заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, в подборе нужных игрушек и материала, в сохранении непосредственных переживаний детей, в развитие детской инициативы. В сознание ребенка игра оставляет глубокий след, который оказывает влияние на его отношение к людям, вещам и событиям. В игре ребенок постоянно учиться, как добиться поставленной цели, как действовать вместе с другими детьми, познавать свойства вещей.

          В игровой деятельности дети отображают события повседневной жизни в зависимости от своего понимания и восприятия. В каждой игре обязательно осуществляется действие. Ребенок сопровождает свою игру словами, с помощью слов он вводит в ситуацию, которую хочет изобразить в игре, словами объясняет свое поведение в игре.

Однако сформированность навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре.  Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений. Подвижные игры дают возможность систематизировать физическое развитие, воспитание характера и силы воли. Но в игре лучше, чем где бы то не было, ребенок понимает необходимость подчиняться определенным правилам, понимать, что его долг- хорошо выполнять, взятую на себя роль.

Игры с правилами дети усваивают друг от друга, или от взрослых. Многие из них переходят из поколения в поколение как народные игры. Они детям очень близки и интересны, потому что отражают детство и труд взрослых.

Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка. Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Ведь каждое новое слово, оборот речи, педагог поясняет детям или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования. Воспитателю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью, а также отмечать факты удачного использования их в речи детей, поясняя что и почему особенно его порадовало. Соблюдение педагогом последовательности обеспечивает усложнение речи детей как по содержанию, так и по форме. Если взрослый правильно, тактично вмешивается в игру, эмоциональное восприятие приобретенное непосредственным опытом, получает в игре новое, более абстрактное оформление в виде слова. Благодаря правильному руководству взрослого словарный запас ребенка пополняется все новыми и новыми выражениями, словами, за которыми стоят определенные конкретные и понятные ребенку представления.

Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Игры, если ими руководит взрослый, важны для детства. Они являются школой, в которой дети учатся жизни. Они приучаются к физической и умственной деятельности, необходимой в их дальнейшей трудовой жизни, способствуют правильному физическому развитию. В игре формируются коллективные отношения, воспитывается правильное отношение к труду, закладываются положительные черты характера.

Источник