Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста курсовая
Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Роль игры в психическом развитии ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.
Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.
Воспитательное значение игрушек:
— это обязательный спутник детских игр;
— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,
— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;
— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;
— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;
— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.
Требования к игрушкам:
— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
— должны быть безопасными и гигиеничными;
— развивать познавательные интересы, активизировать общение;
— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;
— пробуждать творческое воображение, изобретательность.
Какие бывают игрушки.
В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.
Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.
Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Источник
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ïåðèîä äîøêîëüíîãî äåòñòâà, îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Ôîðìèðîâàíèå ñîöèàëüíûõ ôîðì ïñèõèêè, íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ è ñâîéñòâ âîñïðèÿòèÿ. Çíà÷åíèå èãðû è åå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü èãðû â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Ðàçâèòèå âíèìàíèÿ ïîñðåäñòâîì èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè íà óðîêå õîðåîãðàôèè. Ýìîöèîíàëüíî-ïñèõè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, óãëóáëÿþùèå ïîçíàíèå äîøêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,5 K], äîáàâëåí 19.12.2014
Îñîáåííîñòè íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîíÿòèå è âèäû èãðû. Îñíîâû ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, ñòðóêòóðà, ýòàïû ðàçâèòèÿ, èñïîëüçîâàíèå â êà÷åñòâå ôàêòîðà ôîðìèðîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [269,8 K], äîáàâëåí 14.05.2015
Ïîíÿòèÿ «èãðà» è «íðàâñòâåííîñòü». Èãðû, àêòóàëüíûå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà. ×óâñòâà è ýòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ äîøêîëüíèêà. Íðàâñòâåííîå ôîðìèðîâàíèå äîøêîëüíèêà â ïðîöåññå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè. Èññëåäîâàíèå ýòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äîøêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [35,5 K], äîáàâëåí 03.03.2008
Àíàëèç ïñèõîëîãè÷åñêèõ òåîðèé âíèìàíèÿ. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõèêè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Âëèÿíèå èãðû íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ðàçâèòèå ñâîéñòâ è âèäîâ âíèìàíèÿ äîøêîëüíèêà. Ôîðìû åãî ïðîÿâëåíèÿ, îñíîâíûå ôóíêöèè, ñâÿçü ñ âîñïðèÿòèåì.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [198,6 K], äîáàâëåí 01.12.2014
Àíàëèç ðàçëè÷íûõ òåîðèé èãðû è åå çíà÷åíèå äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Ïðîáëåìà ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèÿõ. Îïèñàíèå îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû è àíàëèç ïîëó÷åííûõ â òå÷åíèå åå ðåçóëüòàòîâ, ôîðìèðîâàíèå âûâîäîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [28,8 K], äîáàâëåí 23.06.2011
Ïîíÿòèå è âèäû ýìîöèé è ÷óâñòâ; îñîáåííîñòè èõ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Õàðàêòåðèñòèêà èãðû êàê âåäóùåãî âèäà äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Èññëåäîâàíèå ðîëè ðàçâèâàþùèõ èãð â ýìîöèîíàëüíîì ðàçâèòèè ñòàðøåãî äîøêîëüíèêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [516,8 K], äîáàâëåí 05.05.2014
Ñóùíîñòü è çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Îñîáåííîñòè õóäîæåñòâåííîé èãðû. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè äîøêîëüíèêîâ â õóäîæåñòâåííîé èãðå êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [21,4 K], äîáàâëåí 06.11.2002
Áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ, êîòîðûå âëèÿþò íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà è ñòàíîâëåíèå äåòñêîé ëè÷íîñòè. Îñîáåííîñòè è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèé óðîâåíü ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ, åãî âàæíåéøåå çíà÷åíèå â ðàçâèòèè äåòåé.
ðåôåðàò [31,5 K], äîáàâëåí 20.05.2009
Èçó÷åíèå ïîíÿòèÿ ðîëåâîé èãðû, åå ôóíêöèè, ñòðóêòóðû, ñîäåðæàíèÿ è âèäîâ. Õàðàêòåðèñòèêà óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé. Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè òàêîãî ðåáåíêà, åå êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêîå çíà÷åíèå, îñîáåííîñòè ðàçðàáîòêè è ïðîâåäåíèå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [88,2 K], äîáàâëåí 05.11.2014
Ìåñòî è çíà÷åíèå èãðû â æèçíè äîøêîëüíèêà. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Õàðàêòåðíûå íåäîñòàòêè èãðû òàêèõ äåòåé, ðåêîìåíäàöèè ïî ôîðìèðîâàíèþ èõ ðîëåâîãî è ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [29,3 K], äîáàâëåí 11.08.2009
Источник
Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.
Подобные документы
Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.
курсовая работа, добавлен 16.04.2012
Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.
курсовая работа, добавлен 26.01.2013
Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.
контрольная работа, добавлен 13.02.2012
Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.
курсовая работа, добавлен 14.01.2014
Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.
курсовая работа, добавлен 10.02.2014
Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.
дипломная работа, добавлен 11.03.2014
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 03.02.2016
Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.
курсовая работа, добавлен 10.09.2017
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.
статья, добавлен 27.02.2019
Математика и ее роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка. Развитие математических способностей, его структура, элементы и характеристика, критерии определения. Дидактические игры в формирования у ребенка математических представлений.
аттестационная работа, добавлен 16.01.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
метки: Развитие, Личность, Дошкольный, Возраст, Процесс, Воображение, Значение, Теория
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3−4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…4−15
1.1 Роль и значение игры в развитии личности детей дошкольного возраста…4−9
1.2 Возрастные особенности дошкольников…9−12
1.3 Игра как средство музыкального воспитания и всестороннего развития личности детей дошкольного возраста на занятиях хорового пения в учреждениях дошкольного образования…12−15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…16−21
2.1 Методы проведения исследования. Описание эксперимента…16−18
2.2 Анализ и интерпретация результатов…18−21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…21−22
ЛИТЕРАТУРА…23−24
ПРИЛОЖЕНИЕ…25−26
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня отмечается повышенный интерес ученых различных областей науки к проблеме игры. Она изучается историками культуры, этнографами, психологами, педагогами, искусствоведами, исследователями в области спорта, экономистами, математиками. Так, например, известны выражения: «игра ребенка», «игра актера», «игра света и тени», «игра судьбы», «игра случая», «игра природы», «деловая игра».
Проблема игры занимает значительное место и в педагогике. Установлено, что наибольшее воспитательное значение игра имеет для детей и подростков.
Истоки термина «игра» уходят в далекое прошлое. Упоминание об игре встречается в индийских ведах, Библии, сочинениях древних философов. Величайшие мыслители прошлого. Платон и Аристотель высоко оценивали педагогическое значение игры.
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г. В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.
12 стр., 5932 слов
Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного возраста в процессе его общения со сверстниками и взрослыми
… личности ребенка дошкольного возраста? Предмет нашего исследования — влияние процесса общения ребенка со сверстниками и взрослыми на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Объектом исследования является положительные качества личности ребенка дошкольного … области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. …
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.
Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Не случайно игра является, по словам Л. С. Выготского, «в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте» [5, с. 62].
Актуальность игры как средства развития личности дошкольника заключается в выявлении, развитии, научении, в дальнейшем возможностью применения и использования в жизнедеятельности: овладением и координацией своего тела и его движений; способность планировать свои действия; умственные операции с помощью воображения, представления, фантазии. Она предохраняет растущую, ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых, негативных переживаний и травм.
Также благодаря познавательной функции воображения ребенок научится лучше узнавать и понимать окружающий мир, легче и успешнее решать возникающие перед ним задачи.
Как самостоятельный вид деятельности игра является для дошкольника стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает стимулы к развитию воображения, фантазии, мышления; и если этот процесс идет так, как этого требует «нормальное» развитие ребенка, то впоследствии это способствует развитию творческого мышления. Благодаря воображаемой ситуации ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
14 стр., 6872 слов
Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании
… возрастном периоде. Объект исследования — игра детей дошкольного возраста. Предмет исследования — особенности влияния игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании Целью данной работы … другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Таким образом, трудно переоценить значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника. Тем …
Игра в дошкольном возрасте развивает все стороны личности ребенка.
Курсовая работа рассматривает значение игры в развитии дошкольника. В связи с этим обозначим цели и задачи работы:
Цель работы состоит в исследовании влияния игры на развитие личности дошкольников.
Задачи работы:
1.Изучить литературу по теме исследования
2.Продиагностировать общий уровень музыкального развития дошкольника
3.Выявить эффективность использования игры в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность дошкольника на музыкальных занятиях.
Предмет исследования: пути и средства организации игровой деятельности дошкольника на музыкальных занятиях.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент письменный опрос (анкетирование).
База исследования: Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения номер 301 г. Минска. В исследовании принимали участие 8 дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игра — активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Детская игра, возникшая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. О ее первостепенном значении для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.
10 стр., 4853 слов
Роль дидактической игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии
… .: Просвещение, 1996. 21. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. 22. Смоленцова Н.А. Роль логично-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений. — М.: Просвещение … игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Психолог А.В …
Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: «Самое любимое и интенсивное занятие ребенка — игра. Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок. В таком случае было бы несправедливо считать, что он не принимает этот мир всерьез; напротив, он очень серьезно воспринимает свою игру, затрачивая на нее большую долю страсти. Игре противоположна не серьезность, а действительность. Вопреки всей увлеченности, ребенок очень хорошо отличает мир своей игры от действительности и с охотою подкрепляет свои воображаемые объекты и ситуации осязаемыми и видимыми предметами реального мира. Что-то иное, чем эта опора, отличает «игру» ребенка от «фантазирования». [16,c 128−129]
Всемирно известный классик детской литературы Лаймен Фрэнк Баум предположил, что игра для детей — способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.
Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Маленькому ребенку для того, чтобы сидеть спокойно, требуется значительное усилие, поэтому его творческая энергия расходуется на то, чтобы сосредоточиваться на непродуктивной деятельности. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.
17 стр., 8030 слов
Предметно-развивающая среда в ДОУ для поведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
… представления дали возможность возникнуть подобной сложной игре. Ассоциативная динамика сюжета представляла собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника. Зачастую игры детей (особенно мальчиков) сводились к … в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой …
Развитие личности дошкольника характеризует развитие и усвоение у дошкольника моральных качеств, свободного поведения, формирование чувств собственного достоинства, самолюбия и других качеств.
В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Л.С. Выготский писал: «Игра дает ребенку новую форму желаний, т. е. учит его желать, соотнося желания с ролью в игре и с ее правилами, поэтому в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним уровнем… Действие в воображаемом поле, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит её на высший уровень развития, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста» [4, c.76].
А.Н.Леонтьев игру дошкольника понимал «как эмоционально-действенное освоение мира» [9] .
На существование особого эмоционального плана игры указывали Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др. Авторы отмечали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, подчеркивали, что в процессе игры происходят глубокие преобразования личности дошкольника.
Об активирующем влиянии игры на эмоциональную сферу ребенка С.Л. Рубинштейн высказывался следующим образом: «…мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате,…а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка» [15, c.121].
11 стр., 5241 слов
Психология детей с нарушениями речи
… ., 2002. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов В.М., Микадзе … на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо шире использовать разнообразные игры …
Игра содержит в себе предпосылки, необходимые для проявления самостоятельности, фантазии, воображения, тем самым побуждая дошкольников к творчеству. Любая форма игры вовлекает детей в самостоятельный поиск решения игровой задачи в условиях воображаемой игровой ситуации, предоставляет возможность испытать радость открытия в добровольной деятельности. Известно, что добровольность и самостоятельность являются характерными признаками как игровой, так и творческой деятельности. Тяготение…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. — 256 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1986. —
464 с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — 414 c.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4. — М., 1984. — 433 с.
5.Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1996, № 6.
6.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 264 с.: ил.
7.Кенеман А. В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в детском саду // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1955. — 21 с.
8.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с., ил.
9.Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения // Психол. исследования. — Тбилиси, 1973. — 380 с.
10. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я.Варга. — М: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
11.Маланина Н. Театрально-игровое творчество старших дошкольников//Дошкольное воспитание, 1986.- № 1.- С.75−78.
5 стр., 2195 слов
Деловая игра «Игровые технологии и шоу-технологии в воспитательной работе».
… навыков у подростков. Практическое пособие. – М., 2008. 5. Дик Н.Ф. Урок – игра. Ура! Ура! Игровые технологии обучения в 5- … как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что … , 1990. 8. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб.пособие для вузов/ Н.А. Морева. — М., Просвещение, 2006. …
12. Музыкальный руководитель: ил. метод. журн. для музык. рук./ гл. ред. Т. Б. Корябина. — М.: Воспитание дошкольника, 2004.
13.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. — 5-е изд., стереотип. — М., 2000. — 456 c.
14.Мы играем: методическое пособие для воспитателей д.с./Сост.Е.Р.Ашастина. — М., 1992.
15.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973. — 416 с.
16.Фрейд З. Художник и фантазирование-М., 1995
17.Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2006. — 191 с.
18.Ходонович Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх: Учеб.-метод. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. / М-во образования Респ. Беларусь. акад. последиплом. образования. — Минск, 2000. — 70 с.
19. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5−6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.: ил.
20.Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — 304 с.
21.Frank L. (1982).
Play in personality development. In G. Landreth (Ed.), Play therapy: Dynamics of the process of counseling with children (pp. 19−32).
Springfield, IL: Charles C.Thomas.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник