Роль игры в развитии эмоциональной сферы ребенка

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др..

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи.

Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх — шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Читайте также:  Основные подходы к периодизации психического развития ребенка

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» — писала она.

Искусство воспитания — это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых — наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда — педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра — это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.

Источник

Роль игры в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка.

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные  ориентиры, формируют жизнеспособность и целеустремленность ребенка.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Маленький человечек сталкивается с многообразием окружающего мира: предметами, событиями, людьми. Родители знакомят его со всем тем, что его окружает. Взрослые всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам и явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов и речи. Познавая окружающий мир, ребенок получает эталоны отношений, проявляет выраженное и избирательное отношение, как к предметам, так и к людям. Четко ребенок выделяет из окружающих ему людей своих близких, проявляя свое эмоциональное состояние, дает понять близким, что ему нравится, что сердит.

В последние годы происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. На это влияют многие факторы: с одной стороны стрессовые ситуации, проблемы взрослых, низкий жизненный уровень, а с другой стороны – технологизация жизни. Все больше появляется детей с нарушением в психо-эмоциональном развитии, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность и тревожность.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Поэтому эмоционально-личностное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений современного образования.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности.

Игра оказывает большое влияние на эмоции и чувства детей. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

Система специально подобранных дидактических игр позволяет наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а также способствует развитию у ребенка положительных эмоций.

Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития зависит не только  от совместных усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения, а в больше степени от семьи.

Поэтому, родителям необходимо уделять огромное внимание развитию эмоционально-личностной сфере. Играйте больше со своими детьми, показывайте на собственном примере как нужно действовать в той или иной ситуации.

 Игры направленны на развитие эмоционально-личностной сферы:

1. Говорите с ребенком о настроении.  «На что походе настроение?»

Расскажите по очереди (все члены семьи) на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в  спокойном голубом небе, а твое?» Обсуждая настроение  ребенка, объясняйте, что плохая погода, дождь, хмурое небо, метель, агрессивные элементы свидетельствует об эмоциональном неблагополучии.

2. «Фотография»

Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого, расспросите, какое  настроение у него при этом было, что он чувствовал: удивление, испуг,  радость, грусть и т.д. Там где ребенок затрудняется ответить, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография.  

Эти упражнения позволяют ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляют семейные связи  и привязанности.

3. «Тень»

Ребенок ходит по комнате, делает разные движения, неожиданные повороты, нагибается из стороны в сторону, кивает головой, машет руками. Родитель  — его тень, быстро и четко повторяет движения, Затем меняются местами.

Читайте также:  Папка передвижка роль игрушки на развитие ребенка

4. Поговорите  с ребенком о положительных чертах характера, какие они бывают, и конкретно, что хорошего есть в ребенке.

Источник

Елена Панова
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы

детей старшего дошкольного возраста

«… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства,

которые он при этом испытывает,

самые настоящие»

Л. С. Выготский

Современное общество предъявляет к выпускникам дошкольных образовательных учреждений новые требования, ведущие к пересмотру направлений образовательного процесса, определяющих развитие личностной, познавательной и эмоциональной сферы.

Сегодняшние дошкольники должны обладать высоким уровнем коммуникативных умений и навыков, быть инициативными, любознательными, умением жить среди людей, отвечать за свои поступки. Огромную роль в этом играет целенаправленное развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Сформированность данной компетентности в дошкольном детстве позволит понимать себя и окружающих, быть успешной личностью.

Ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.Ей присущи: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает;в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Ролевая игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольниковприсутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища и т. д. Ролевая игра – самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности вызывает сопротивление, дается с трудом.

ЦЕЛЬ. Создание картотеки ролевых игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ

Подобрать ролевые игры на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Ввести игры в различные режимные моменты

Апробировать методику проведения ролевых игр среди детей старшей группы

Произвести диагностику результативности использования ролевых игр для развития эмоциональной сферы

Диагностика

эмоциональной сферы ребёнка (Л. П. Стрелкова)

Методика 1. «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам».

Диагностический материал:

картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке.

Проведение исследования:

Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и просит рассказать об этой картинке. Можно облегчить ответ,задав вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, а кто поступил плохо».

Описание теста.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Цель исследования: определить особенности оценки ребёнка ситуаций, изображенных на картинке (добрый поступок, ребенок уступил место в транспорте, мама ругает детей, жадный мальчик).

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р. Р. Калининой.

баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика 2. «Изучение социальных эмоций у дошкольников».

Данная методика предназначена для выявления системы представлений

ребёнка о том, как он оценивает окружающих, сверстников, поступки.

Как, по его мнению, нужно поступать в разных ситуациях, как соотносятся эти представления между собой.

Первая серия.Экспериментатор задает ребенку вопросы:

. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

. Можно ли обижать животных? Почему?

. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.

. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

Читайте также:  Центры развития ребенка в кемерово

. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

. Таня и Миша рисовали.К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных: При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.

Выводы

Анализ экспериментальных результатов показал, что подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Методика 3. «Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста».

Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка путем беседы с детским психологом для выявлений чувственных проявлений.

Выделяют 3 уровня развития эмоциональной сферы:

При низком уровне ребенок:

умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;

умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;

умеет различать эмоции в интонациях речи;.

При среднем уровне ребенок:

умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;

умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;

умеет различать эмоции в интонациях речи;

умеет выражать основные эмоции через интонации речи;

При высоком уровне ребенок:

умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;

умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;

умеет различать эмоции в интонациях речи;

умеет выражать основные эмоции через интонации речи;

использует основные выразительные средства для передачи образа героя;

Методка № 4. Чувственные проявления

Интенсивность Обстоятельства 01234 Сверхчувствительность Возбуждаемость Капризность Боязливость Плаксивость Злобность Веселость Завистливость Ревность Обидчивость Упрямство Жестокость Самомнение Агрессивность Нетерпеливость

— нет, 1 — немного, 2 — средне, 3 — очень много, 4 — крайне много;

Ожидаемые результаты

Дети научатся помогать самим себе, т. е. овладеют методами саморегуляции, что позволит им справиться со своими страхами, быть уверенными в себе,

познакомятся с методами «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности,

будут понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, смогут управлять своим поведением.

Игры для преодоления затруднений в общении

Цель: развитие коммуникативных навыков

«Утка, утка, гусь

«Доброе животное»

«Гуляем по парку»

«Сиамские близнецы»

«Поводыри»

«Бабочки и слоны

Игры на снятие детских страхов

Цель : овладение методами саморегуляции, позволяющими ребёнку справиться со своими страхами

«Неваляшка»

«Кораблик»

«Мыши и мышеловка»

«Худдожники-натуралисты»

Игры на снижение агрессии

Цель: снижение агрессии у детей, ослабление негативных эмоций

«Два барана»

«Курицы и петух»

«Тигр на охоте»

«Штурм крепости»

Игры на развитие эмоциональной отзывчивости

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, создание положительного эмоционального климата в группе.

«Помоги сверстнику»

«Мама и детёныш»

«Слепой танцор»

«Доктор Айболит»

Игры на снятие психо-эмоционального напряжения у детей

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения у детей

«Ты-лев»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Солнечный зайчик»

«Торт»

«Сломанная кукла»

«Путешествие на голубую звезду»

«Полёт птицы»

Игры для развития воображения, мимики, жестов, движений

Цель. Формирование у детей воображения, выразительных средств мимики, жестов, движений.

«Школа зверей»

«Садовник»

«Джинн»

«На рыбалке»

«Пофессии»

Таким образом, использование созданной картотеки будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, в результате которой дети смогут управлять своими эмоциями, будут более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявлять сочувствие к окружающим, оказывать им помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.

Информационные ресурсы

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М.: АКРТИ, 2003.

3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: ГИЦ «Владос», 2010.

4. Ковалец И. В. Азбука эмоций. М.: ГИЦ «Владос», 2004

5. Челищева М. Н. Влияние игровой деятельности на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. //www.dets.psyholog.bu.

6. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=797721

Источник