Роль игрушки в психическом развитии ребенка контрольная работа

Роль игрушки в психическом развитии ребенка контрольная работа thumbnail

Содержание

Введение.

1. Что такое игрушка? История игрушки.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.

Задачи исследования:

— определить понятие игрушки, осветить ее историю;

— охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;

— описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

1. Что такое игрушка? История игрушки

Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию [1].

Смысл народной игрушки — развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.

Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) [2].

XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много — разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

— привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

— доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

— не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» — то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

— Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

— Способен стать символическим объектом для личностных проекций — когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне [3].

Слово «игрушка» — для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.

Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока [4].

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью — визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) — продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность — при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития [5].

Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.

Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность [6].

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.

Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.

Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.

Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых [7].

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам [8].

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям[9].

Игрушка вредна, если она:

— Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

— Вызывает страх или тревогу;

— Имеет грубый натурализм;

— Унижает человеческое достоинство;

— Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

— Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

— Безопасна;

— Привлекательна;

— Эстетична;

— Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

— Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

— Выполнена из экологически чистых материалов;

— Упакована.

Заключение.

Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.

Список использованной литературы:

1.Бойко, С. Очерки по истории игрушки / С. Бойко// Домашнее воспитание. — 2001. — № 1. — С. 52.

2. Бойко, С.Очерки по истории игрушки / С. Бойко// Домашнее воспитание. — 2001. — № 1. — С. 52.

3. Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т.1 : А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : БРЭ, 1993. — С. 338.

4. Варгасова, Е. Эта опасная игрушечная жизнь / Е. Варгасова // Вечерний Новосибирск. — 2006. — № 225.

5. Лосева, В. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция / В. Лосева, А. Луньков // Домашнее воспитание. — 2000. — № 1. — С. 28-31 ; № 2. — C. 118.

6. Панина, Г. Игры и игрушки наших детей / Г. Панина.
// Начальная школа : методическая газета для учителей. — 2004. — № 30-31. — С. 15.

7. Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства / М. Матвеева // Здоровье. — 2006. — № 12. — С. 70.

8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. — 2004. — № 7-8. — С. 2.

9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог : методическая газета для учителей. — 2003. — № 37-38. — С. 14.

Источник

Игрушка — неизменный
спутник ребенка с первых дней рождения.
Ее специально создает взрослый в
воспитательных це­лях, чтобы подготовить
малыша к вхождению в общественные
отношения. Игрушка выступает для ребенка
как предмет заба­вы, развлечения,
радости, и в то же время она — важнейшее
сред­ство психического развития
дошкольника.

С первых дней жизни
ребенок знакомится с игрушкой. Са­мые
первые игрушки малышей — погремушки.
Взрослый пока­зывает их ребенку,
привлекает к ним внимание, старается
вы­зывать интерес. Действия с погремушкой
обычно подкрепля­ются словами, мимикой
родителей, которые разговаривают с
малышом, называют его ласково по имени,
улыбаются. Так с помощью погремушки
взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность,
блеск погремушек поддерживают
не­произвольное внимание малыша. Он
рассматривает их, улыбает­ся человеку,
в руках которого находится игрушка, а
затем погре­мушка становится
привлекательной сама по себе, как
предмет, с которым можно действовать.
На пятом месяце жизни у малыша развивается
реакция хватания, формируется
зрительно-двигатель­ная координация,
и младенец начинает совершать с
погремушкой неспецифические манипуляции:
размахивает, трясет, бросает. Ребенок
прислушивается к звуку, сосредоточивает
взгляд на иг­рушке. Очень важно создать
благоприятный эмоциональный фон, помочь
ребенку сосредоточить внимание на
игрушке, познакомить его с игрушками,
разными по цвету и форме.

К концу первого
года жизни младенец, действуя с
погремуш­ками, устанавливает первые
причинно-следственные связи: теперь он
понимает, что если игрушку потрясти, то
услышишь звук.

Озвученные
музыкальные игрушки привлекают ребенка
на протяжении всего дошкольного детства.
Он с удовольствием играет с колокольчиками,
погремушками, барабанами, детски­ми
гармошками. По мере взросления игровые
действия с таки­ми игрушками усложняются.
Дошкольника уже привлекают не звуки
сами по себе, он стремится извлечь
какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное
сопровождение» в сюжетно-ролевые игры.
Ребенок подчиняет ритму свои движения,
у него совершенствуется музыкальный
слух, чувство ритма.

С дидактическими
игрушками взрослый знакомит малыша на
первом году жизни. Эти игрушки специально
сконструиро­ваны в обучающих целях
и построены по принципу автодидактизма,
то есть заключают в себе способ их
использования. К дидактическим относятся
сборно-разборные игрушки, бирюль­ки,
предметы для нанизывания. Именно взрослый
открывает для малыша способ действия
с дидактическими игрушками, показывает,
как можно получить результат. Обычно
это при­ведение частей и деталей в
соответствие по признакам цвета,
величины, формы и т. д. Поэтому особое
значение использова­ние дидактических
игрушек имеет в раннем детстве, так как
именно предметная деятельность в этом
возрасте является веду­щей. В играх
с такими игрушками ребенок не только
совершен­ствует умение действовать,
но и осваивает сенсорные эталоны. В
действиях с дидактическими игрушками
создаются условия для проявления
самостоятельности малыша, осознания
им ре­зультатов своих усилий. Действия
ребенка приобретают результативность
и целенаправленность. Яркость, гармония
цвета и формы игрушек вызывают у малыша
эстетические переживания.

В течение всего
периода дошкольного детства ребенку
необходимы образные игрушки, но в разные
возрастные периоды они выполняют
различные функции в психическом развитии
малыша. У младенца вызывают приятные
переживания и положитель­ные эмоции.
В раннем дошкольном возрасте включаются
в разно­образные виды игр: сюжетно-ролевые,
строительные, дидакти­ческие,
режиссерские, драматизации. Образные
игрушки расши­ряют сферу применения
игровых действий, помогают развивать
сюжет, создавать игровые ситуации.

Кукла не только
участвует во всех детских играх, но
высту­пает идеальным партнером по
общению, другом, с которым можно
поговорить, поделиться заботами,
огорчениями, радос­тями. Малыш, в
зависимости от своего настроения,
наделяет куклу мыслями, чувствами:
сегодня она балуется, а вчера была
послушной девочкой. Кукла в руках ребенка
действует так, как он этого хочет в
данный момент. Он заботится о ней,
воспиты­вает, учит, передавая ей свои
знания. То есть выполняет в отно­шении
к кукле те же функции, которые взрослый
выполняет в от­ношении его самого. И
такая позиция является еще одной
причи­ной неизменной привлекательности
для малыша игр с куклами. Оценивая
поведение куклы, ребенок передает ей
свой эмоциональ­ный и нравственный
опыт, тем самым осознавая и закрепляя
его. Он проигрывает с ней всевозможные
формы поведения и оцени­вает их.
Возникает эмоциональная и нравственная
идентифика­ция, складываются моральные
оценки, развивается гамма эмоци­ональных
переживаний, формируются нравственные
качества.

Образные игрушки
способствуют усвоению половой роли,
что сказывается в выборе игрушек и
действиях с ними. Однако и девочкам, и
мальчикам нравятся куклы и пушистые
зверюш­ки, они совершают с ними
различные действия.

Приведем пример того, как дети рассказывают
о своих игрушках.

Маша К. (7 лет): У моих игрушек есть имена.
Обезьянка Чи-Чи, бегемот Гоша, черепашка
Мотя. Медвежонка так и зовут Миша. А
белочку зовут… забыла… Туфелька ее
зовут. Больше всего я люблю играть с
Барби, потому что у нее коленки сгибаются.
Я ее одеваю, переодеваю. У нее скоро день
рождения.

Саша П. (5 лет): У меня есть грузовик с
прицепом. Машинки разные тоже. Машинки
маленькие, в них настоящие люди не
поместятся. Только игрушки. Самые любимые
— машины «Москвич» и «Порш». Я их катаю…
собаку катаю. У меня еще есть медвежонок.
Это мама подарила.

Игры с образными
игрушками помогают малышу защититься
от отрицательных переживаний, снять
эмоциональное напряже­ние, компенсировать
недостаток любви и сочувствия со стороны
взрослых и сверстников.

Не случайно именно
образные игрушки чаще всего стано­вятся
любимыми друзьями. Ведь кукла похожа
на человека. А мягкие игрушки вызывают
нежное отношение, ребенок обни­мает,
гладит их, и ему кажется, что игрушка
тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия
(лопатки, формочки, ведерки и прочее) —
это уменьшенные копии орудий труда
взрослых. В раннем детстве с их помощью
у детей развивают предметные действия,
включают их в игры с природным материалом,
например, малыш насыпает лопаткой в
ведерко песок, высыпает и снова насыпает.
В дошколь­ном детстве игрушки-орудия
используются в других видах игр, например
в строительных, а также в трудовой
деятельности.

Технические игрушки
(машины, самолеты, луноходы) от­крывают
для ребенка область техники и знакомят
с ее исполь­зованием. Они подталкивают
его к экспериментированию, пробуждают
познавательные вопросы (почему крутятся
колеса?) стимулируют развитие технического
мышления, формируют представление о
профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные
игрушки используются при постановке
спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют
их теми или иными чертами в соответствии
с их внешним видом. Часто театрализованные
игрушки представляют любимых персонажей
сказок. Они вызывают у детей желание
вспомнить и проиграть их со­держание.
Выполнение роли с помощью такой игрушки
формирует у дошкольника выразительность
речи, мимики, панто­мимики, стимулирует
развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные
игрушки способствуют не только
фор­мированию основных движений, но
и развитию пространствен­ных
ориентировок, свойств внимания, таких
волевых качеств, как организованность,
смелость, выдержка, инициативность.

Особую
группу составляют игрушки-самоделки,
поскольку создаются самим ребенком с
заранее определенной игровой це­лью.
Изготовление таких игрушек формирует
у дошкольника умение создавать и
воплощать замысел, стимулирует
творчест­во, позволяет познавать
свойства материала, формирует обще­ственные
мотивы поведения, например, сделать
подарок маме или помочь малышам.
Игрушки-самоделки — это своеобразный
способ самовыражения и предмет гордости.
Самодельные игруш­ки нередко отличаются
многофункциональностью, поэтому особенно
интересны малышу.

Игрушки-забавы
вызывают у детей любопытство, радость,
положительные эмоции. Они поддерживают
бодрое настроение, развивают чувство
юмора и любознательность. Они побужда­ют
детей к изучению их устройства, принципа
действия, а так­же создают зону
совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем,
что для ребенка важно не количество
игрушек, а
их
разнообразие в соответствии с возрастом
малыша и ситуа­цией их использования.
Главная задача взрослых состоит в том,
чтобы научить ребенка действовать с
игрушками.

Выделим особенности
развития игровой деятельности в
до­школьном возрасте:

игра
становится самостоятельной деятельностью
ребенка;


ребенок
осваивает разные виды игры;


с
помощью игры дошкольник «входит» в
разные сферы действительности, расширяя
возможности познания этих сфер.

Литература

  1. ГаспароваЕ.
    Ведущая
    деятельность дошкольного возраста//
    Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7. — С.
    45-50.

  2. Зворыгина
    Е.В.
    Первые
    сюжетные игры малышей. — М. -1988.

  3. Леонтьев
    А.Н.
    Психологические
    основы дошкольной игры// Избр. психолог,
    произведения: В 2-х т. — М., 1983. — Т.1. — С.
    303-323.

  4. Михайленко
    Н., Короткова Н.
    Взаимодействие
    взрослого с детьми в игре //Дошкольное
    воспитание. — 1993. — №3. — С. 15; №4.-С. 18-23.

  5. Мухина
    B.C.
    Игрушка
    как средство психологического раз­вития
    ребенка// Вопросы психологии. — 1988. — №2.
    — С. 123—
    128.

  6. Проблемы дошкольной
    игры: Психолого-педагогический аспект/Под
    ред. Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко. —
    М., 1987. -С. 192.

  7. Психология и
    педагогика игры дошкольника /Под ред.
    А.В. Запорожца, А.П.Усовой. — М., 1966.

  8. Репина
    Т., Гостюхина О.
    Самостоятельные
    игровые объеди-нения//Дошкольное
    воспитание. — 1984. — №2. — С. 43-46.

  9. Эльконин
    Д.Б.
    Психология
    игры. — М., — 1978.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник