Роль игровой деятельности развитии ребенка

Эльвира Тимашева
Роль игровой деятельности в развитии ребенка

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознатель-

ности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольник развивается в разных видах деятельности. Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу — младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим средством.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.

В игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Источник

Ольга Артамонова
Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

(В. А. Сухомлинский).

Игра — это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.

Так, А. С. Макаренко писал: «Игра, имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в детстве?

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Виды игр:

1. Сюжетно – ролевая игра.

Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых.

Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом — взаимоотношения и общение людей.

В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо формируются предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители.

С обогащением жизненного опыта детей беседа в игре становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач.

2. Театрализованная игра

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Также театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

3. Дидактическая игра

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

— социально-нравственному развитию ребенка- дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Источник

Оксана Шарапова
Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Описание опыта работы

воспитателя МКДОУ ДС №15 «Сказка» с. Высоцкое

Шараповой Оксаны Сергеевны

по теме:

«Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста»

г. Светлоград, 2016г.

Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год, вступившая в силу 2 сентября 1990 гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание условий общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, искусствоведов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости.

В. А. Сухомлинский.

В своей работе руководствовалась следующими принципами:

Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

Рефлексивного поведения.

Ориентации на гуманистический характер игр.

Соотношения в игре управления и самоуправления.

Свою работу я начала с анализа Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На первом этапе работы по направлению важно было скорректировать систему работы. Изучив издания авторов:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. ,- // Дошкольная педагогика. – 2010 №2

Ребёнок в детском саду №3 2014

Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. –М.: Педагогика 2011, — 144с

Периодичные издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в д/с», «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольная педагогика», разработала модель системы работы по теме: «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1, перспективное планирование деятельности детей осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Свою работу построила по следующим направлениям:

— Наблюдение за взаимоотношением детей до проведения работы, включающей игры;

— Создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;

— Проведение системной работы по формированию положительных

взаимоотношений детей в процессе игры.

— Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования.

Цель моей работы — Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, содействовать накоплению игрового опыта у детей.

Задачи:

— Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;

— Определять уровень игровых навыков и умений детей;

— Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;

Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;

— Обогащать речь детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх;

Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;

Принципы построения педагогического процесса:

— Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.

— Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

— Рефлексивного поведения.

— Ориентации на гуманистический характер игр.

— Соотношения в игре управления и самоуправления.

В процессе педагогической деятельности по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками и накоплению игрового опыта у детей использовала такие методы и приемы обучения:

1. Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций)

2. Словесные (чтение художественной литературы, беседы)

3. Практические (самостоятельная и совместная продуктивная деятельность)

Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использую игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Провожу с детьми дидактические игры, игры-упражнения, с целью развития внимания, логического мышления, памяти, воображения. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривает творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово, что даёт ребёнку возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Приложение 2). Всё это повысило интерес детей к игре.

Большое внимание уделяю подвижным играм, играм, основанным на материале народного фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях. (Приложение 3).

В воспитании и всестороннем развитии детей, ведущее место занимают родители наших воспитанников.

Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем учреждении решается в следующих направлениях:

1. повышение педагогической культуры родителей, посредством использования педагогами новых форм работы с родителями;

2. вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

3. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах игровой деятельности ее внимании на психическое развитие ребёнка

Основными задачами при этом считаем:

1. максимальное объединение усилий МКДОУ и семьи для развития и воспитания детей;

2. повышение уровня педагогической компетенции родителей и лиц их замещающих;

3. поддержка уверенности родительской общественности в собственных педагогических возможностях.

В работе с родителями руководствовалась следующими принципами:

— доброжелательный стиль общения

— индивидуальный подход

— Сотрудничество, а не наставничество

— Динамичность

В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Большой популярностью пользуются информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагаю такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Развивающие игры», «Развивающие игры и упражнения для детей». Провожу устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена».

Совместно с родителями проводила развлечения, досуги, праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства». (Приложение 4).

В связи с внедрением ФГОС появляется преимущество во взаимодействии ДОУ с семьей, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, особенно в психическом развитии, что позволяет вести учет индивидуальности ребёнка. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое считают нужным. А это: укрепление внутрисемейных связей, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

В процессе моих наблюдений я пришла к выводу, что игра дает возможность контролировать формирование психического развития у каждого ребенка.

Провела в группах опрос игровой деятельности детей за 2013 -2014 учебный год. Уровень обследования детей преддошкольного возраста по игровой деятельности на начало уч. г показал – 43%, итоговые показатели на конец уч. г. составили уже — 90%; результаты уровня обследования детей дошкольного возраста на начало уч. года составил – 57% по итогам на конец уч. года видна динамика роста, мы вышли на — 93%.(Приложение 5).

Таким образом, результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности.

Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным, влияющим на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Источник