Роль игр в развитии ребенка с нарушением слуха

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышле­ния, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через фор­мирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некото­рые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимают­ся ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточ­ность общения с детьми и взрослыми, что связано с длитель­ным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игро­вой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах дейст­вительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В про­цессе действий с предметами и игрушками наиболее полно по­знаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значитель­ное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом заме­щения. В игре «смысловая сторона слова является господст­вующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с иг­рушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замеще­нием требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического раз­вития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Воз­можно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспи­тателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослы­шащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характер­ных для массовых учреждений; б) трудности общения в про­цессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) от­ношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второсте­пенной деятельности по сравнению с формированием речи, раз­витием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого раз­вития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значи­тельно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отно­шения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сни­женным слухом трудности игрового замещения, когда осущест­вляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, пере­нести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предпо­лагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, вклю­чающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с раз­вернутой речью к концу дошкольного периода появляется сю­жетная игра.

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руковод­ства.



Источник

Светлана Учеватова
Особенности игр детей с нарушением слуха

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Её огромное значения для психического развитие ребёнка. Возникновение игры у ребёнка связанно с развитием предметной деятельностью. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры.

Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Тематика их игр значительней беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становится подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленять существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющими основными для данной игры. Они копируют в игре внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть.

Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудности замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребёнку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов заместителей связанно с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением слуха без специального обучения не формируется.

Педагогические условия развития игры.

Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию должны быть созданы необходимые условия в течении дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в разных формах: в свободное деятельности детей, на прогулке, на занятиях.

В течении дня выделяются несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в знакомые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм.

Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случайным. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами.

Необходимо иметь сюжетно- образные игрушки (куклы, игрушки- животные, игрушки- двигатели (машины, каталки и др., строительный материал, костюмы и атрибуты для игр- драматизаций.

Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки для повседневных игр должны быть доступны детям. Оборудована комната куклы, спальня, кабинет врача. В младших группах таблички с названиями игрушек. В старших группах можно иметь небольшие тексты, позволяющие детям развернуть общение в связи с игрой.

Важным условием обучения детей с нарушением слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы –заместители, показывает возможные роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем необходимо понимать, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребёнка.

Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связанны с другими разделами программы.

Взаимосвязь между разделами позволяет обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал.

Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

Источник

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Возможно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспитателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; б) трудности общения в процессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) отношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра.

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руководства.

Источник

Çíà÷åíèå èãðû êàê ñðåäñòâà íðàâñòâåííîãî, óìñòâåííîãî è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ãëóõèõ è ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé. Íåîáõîäèìîñòü ðàçóìíîãî ïîäáîðà òåìàòèêè, îïðåäåëåíèÿ ñîäåðæàíèÿ èãðîâûõ çàíÿòèé â äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè. Ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

 æèçíè ðåáåíêà ñ íàðóøåííûì ñëóõîì ðîëü èãðû íå ìåíåå âàæíà, ÷åì äëÿ ñëûøàùåãî äîøêîëüíèêà, äëÿ êîòîðîãî îíà ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ, îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ, ðå÷åâîãî îáùåíèÿ.

Ïðè ïðàâèëüíîì è ïîñëåäîâàòåëüíîì ðóêîâîäñòâå âçðîñëûõ èãðà ñòàíîâèòñÿ âàæíûì ñðåäñòâîì íðàâñòâåííîãî, óìñòâåííîãî è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ãëóõèõ è ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé. ×åðåç ôîðìèðîâàíèå è îáîãàùåíèå ïðåäìåòíîé è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ìîæíî âëèÿòü íà òå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ íåñëûøàùåãî ðåáåíêà, êîòîðûå ñòðàäàþò èç-çà ñíèæåíèÿ ñëóõà.

Äëÿ äåòåé ñ íàðóøåííûì ñëóõîì îòíîøåíèÿ ëþäåé, íåêîòîðûå íîðìû ïîâåäåíèÿ îêàçûâàþòñÿ ñêðûòû, à íåðåäêî ïîíèìàþòñÿ èìè íåâåðíî. Îòðèöàòåëüíóþ ðîëü çäåñü èãðàåò íåäîñòàòî÷íîñòü îáùåíèÿ ñ äåòüìè è âçðîñëûìè, ÷òî ñâÿçàíî ñ äëèòåëüíûì ïðåáûâàíèåì â êðóãëîñóòî÷íûõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Ìîäåëèðóÿ âçàèìîîòíîøåíèÿ ëþäåé, èõ ïîñòóïêè, ïåðåíîñÿ â èãðû íîðìû ïîâåäåíèÿ, ìîæíî âëèÿòü íà óñâîåíèå äåòüìè â èãðîâîé ôîðìå ïðîñòåéøèõ íðàâñòâåííûõ ïðàâèë, ÷òî â äðóãèõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè ïîñòèãàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ÷åðåç ðå÷ü â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè è ñ áîëüøèì òðóäîì.

Ïîäáîð òåìàòèêè, îïðåäåëåíèå ñîäåðæàíèÿ èãð ðàñøèðÿþò ïðåäñòàâëåíèÿ äåòåé îá îêðóæàþùåì ìèðå è òåõ ñòîðîíàõ äåéñòâèòåëüíîñòè, êîòîðûå ìàëîäîñòóïíû â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.  ïðîöåññå äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè è èãðóøêàìè íàèáîëåå ïîëíî ïîçíàþòñÿ èõ íàçíà÷åíèå, ñâîéñòâà è îòíîøåíèÿ.  ýòîì ïëàíå âåëèêà ðîëü äèäàêòè÷åñêîé èãðû, êîòîðîé óäåëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíîå âíèìàíèå â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.

Èãðà êàê âåäóùàÿ ëèíèÿ ðàçâèòèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå îáëàäàåò âàæíåéøåé îñîáåííîñòüþ, îòëè÷àþùåé åå îò äðóãèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè,- â íåé ðåáåíîê îâëàäåâàåò ìåõàíèçìîì çàìåùåíèÿ.  èãðå «ñìûñëîâàÿ ñòîðîíà ñëîâà ÿâëÿåòñÿ ãîñïîäñòâóþùåé, îïðåäåëÿþùåé åãî ïîâåäåíèå» (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé), â èãðå ïðîèñõîäèò îòðûâ çíà÷åíèÿ îò ðåàëüíîé âåùè. Ýòîò ïðîöåññ î÷åíü âàæåí äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî îâëàäåíèÿ ðåáåíêîì çíàêîâîé ôóíêöèåé ñëîâà. Ó ñëûøàùåãî ðåáåíêà ýòîò ïðîöåññ ïðîòåêàåò ñïîíòàííî, ïðåäìåòíî-äåéñòâåííîå çàìåùåíèå ñâÿçàíî ñ ðå÷üþ, òàê êàê âçðîñëûé âñåãäà íàçûâàåò âûïîëíÿåìûå äåéñòâèÿ ñ èãðóøêîé. Äëÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà îâëàäåíèå çàìåùåíèåì òðåáóåò ñïåöèàëüíîãî ìåòîäè÷åñêîãî ðóêîâîäñòâà ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ.

 èãðå äåòüìè ìîãóò áûòü íàèáîëåå åñòåñòâåííî óñâîåíû çíà÷åíèÿ ñëîâ è ôðàç, ñôîðìèðîâàíà ïðåäìåòíàÿ îòíåñåííîñòü, ÷òî ïîçâîëèò â äàëüíåéøåì, â ïðîöåññå ñèñòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðå÷è, ïîâûñèòü óðîâåíü îòðàáîòêè çíà÷åíèé.  ïðîöåññå èãðû äåòè âñòóïàþò â êîíòàêò ïî ïîâîäó èãðóøåê, ïîýòîìó çäåñü íàèáîëåå ìîòèâèðîâàííî è åñòåñòâåííî ìîæåò áûòü îðãàíèçîâàíî èõ îáùåíèå.

Êàê ïîêàçûâàþò íàáëþäåíèÿ, íåñìîòðÿ íà âàæíóþ ðîëü èãðû äëÿ îáîãàùåíèÿ ðàçâèòèÿ äåòåé ñ íàðóøåííûì ñëóõîì, îíà íå çàíèìàåò íàäëåæàùåãî ìåñòà â äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Âîçìîæíî, ÷òî ïðè÷èíû êðîþòñÿ â ñëåäóþùåì:

à) íåçíàíèå âîñïèòàòåëÿìè îñîáåííîñòåé èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ãëóõèõ è ñëàáîñëûøàùèõ äîøêîëüíèêîâ; ïåðåíåñåíèå â äåòñêèå ñàäû äëÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà ñïîñîáîâ ðóêîâîäñòâà èãðîé, õàðàêòåðíûõ äëÿ ìàññîâûõ ó÷ðåæäåíèé;

á) òðóäíîñòè îáùåíèÿ â ïðîöåññå èãð ñ äåòüìè ñ íèçêèì óðîâíåì ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ;

â) îòíîøåíèå ê èãðå ñî ñòîðîíû ñóðäîïåäàãîãîâ êàê ê âòîðîñòåïåííîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñðàâíåíèþ ñ ôîðìèðîâàíèåì ðå÷è, ðàçâèòèåì ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ.

Ñíèæåíèå ñëóõà è ñâÿçàííàÿ ñ íèì çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, íèçêèå ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàþòñÿ íà ñòàíîâëåíèè ïðåäìåòíîé è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè (À.À. Êàòàåâà, Ã.Ë. Âûãîäñêàÿ). Áîëåå ïîçäíèå ñðîêè ôîðìèðîâàíèÿ äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè îáóñëîâëèâàþò ñâîåîáðàçèå è íèçêèé óðîâåíü èãðû, çàïàçäûâàíèå åå ñðîêîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ èãðàìè ñëûøàùèõ äåòåé. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ãëóõèå äåòè èñïûòûâàþò èíòåðåñ ê èãðå è îõîòíî èãðàþò, èõ èãðû äîëüøå, ÷åì ó ñëûøàùèõ, çàäåðæèâàþòñÿ íà ïðåäìåòíî-ïðîöåññóàëüíîì óðîâíå. Îíè çíà÷èòåëüíî áåäíåå ïî ñîäåðæàíèþ è îòðàæàþò ïðåèìóùåñòâåííî õîðîøî çíàêîìûå áûòîâûå äåéñòâèÿ.

Äåòè ñ íàðóøåíèåì ñëóõà íåðåäêî âîñïðîèçâîäÿò â èãðàõ âòîðîñòåïåííûå, ïðåèìóùåñòâåííî ïðåäìåòíûå äåòàëè, íå îòðàæàÿ ñóùåñòâåííûå ýëåìåíòû, íå ïîñòèãàÿ âíóòðåííèå ñìûñëîâûå îòíîøåíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ ê îäíîîáðàçíîìó, ìåõàíè÷åñêîìó ïîâòîðó çíàêîìûõ èãð. Íàèáîëåå õàðàêòåðíû äëÿ äåòåé ñî ñíèæåííûì ñëóõîì òðóäíîñòè èãðîâîãî çàìåùåíèÿ, êîãäà îñóùåñòâëÿåòñÿ ïåðåíîñ èãðîâûõ äåéñòâèé íà ïðåäìåòû, âûïîëíÿþùèå â áûòó äðóãèå ôóíêöèè. Îòâëå÷üñÿ îò äàííîãî ïðåäìåòà, ïåðåíåñòè ñëîâî â íîâóþ ñèòóàöèþ, íåòèïè÷íóþ äëÿ óïîòðåáëåíèÿ (íàïðèìåð, èñïîëüçîâàòü ïàëî÷êó â êà÷åñòâå òåðìîìåòðà), î÷åíü ñëîæíî, òàê êàê ñëîâî äëèòåëüíîå âðåìÿ áûëî çàêðåïëåíî çà îäíèì ïðåäìåòîì. Ïîëíîöåííàÿ ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà, ïðåäïîëàãàþùàÿ ïîñòðîåíèå è âàðüèðîâàíèå ñþæåòà, óñâîåíèå ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ è ðîëåâûõ îòíîøåíèé, èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé, ó áîëüøèíñòâà äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà íå ïîÿâëÿåòñÿ è â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Äëÿ áîëüøèíñòâà íåîáó÷åííûõ ãëóõèõ äåòåé òèïè÷íûìè îêàçûâàþòñÿ èãðû, âêëþ÷àþùèå ýëåìåíòû ñþæåòà. Ó ÷àñòè ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé ñ ðàçâåðíóòîé ðå÷üþ ê êîíöó äîøêîëüíîãî ïåðèîäà ïîÿâëÿåòñÿ ñþæåòíàÿ èãðà.

ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÑÞÆÅÒÍÎ-ÐÎËÅÂÎÉ ÈÃÐÛ [2]

èãðà ãëóõîé ñëàáîñëûøàùèé äîøêîëüíûé

Âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà.  ïðîöåññå ýòîé äåÿòåëüíîñòè äåòè áåðóò íà ñåáÿ ðîëè âçðîñëûõ ëþäåé è â ñïåöèàëüíîé, ñîçäàâàåìîé ñàìèìè äåòüìè ñèòóàöèè âîññîçäàþò äåÿòåëüíîñòü âçðîñëûõ è èõ îòíîøåíèÿ ìåæäó ñîáîé.  ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ôîðìèðóåòñÿ ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà îêàçûâàòü àêòèâíîå âîçäåéñòâèå íà îêðóæàþùèå ïðåäìåòû.  èãðå ïðîèñõîäèò ñòàíîâëåíèå îñíîâíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé — óñâîåíèå ìîòèâîâ äåÿòåëüíîñòè è óñòàíîâëåíèå ìåæäó íèìè èåðàðõè÷åñêèõ îòíîøåíèé, ðàçâèòèå äåéñòâèé ñ ñèìâîëàìè, ôîðìèðîâàíèå ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè.  èãðå äåòè îðèåíòèðóþòñÿ â ñìûñëàõ è ìîòèâàõ äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ, óñâàèâàþò ïðàâèëà ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ è íðàâñòâåííûå íîðìû, äåéñòâóþùèå â îáùåñòâå. Âûäåëÿþòñÿ ñëåäóþùèå ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû èãðû — ñþæåò è åå ñîäåðæàíèå; èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé, ò.å. èãðîâîå èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòîâ, ïðè êîòîðîì çíà÷åíèå îäíîãî ïðåäìåòà ïåðåíîñèòñÿ íà äðóãîé è ïîñëåäíèé èñïîëüçóåòñÿ â ñâÿçè ñ ïðèäàííûì åìó íîâûì çíà÷åíèåì; ðîëü âçðîñëîãî, êîòîðóþ áåðåò íà ñåáÿ ðåáåíîê (Ä.Á. Ýëüêîíèí).

 ðàçâèòèè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà íàáëþäàåòñÿ ðÿä îñîáåííîñòåé. Ïîñìîòðèì, êàê ïðîèñõîäèò ñòàíîâëåíèå îñíîâíûõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ èãðû.

Ñþæåò è ñîäåðæàíèå — äâà âçàèìîñâÿçàííûõ êîìïîíåíòà. Èãðàÿ, äåòè îòðàæàþò îêðóæàþùóþ èõ äåéñòâèòåëüíîñòü; ÷åì øèðå ñôåðû äåéñòâèòåëüíîñòè, ñ êîòîðîé îíè ñòàëêèâàþòñÿ, òåì ðàçíîîáðàçíåå ñþæåòû èãð. Ñîäåðæàíèåì ðîëåâîé èãðû ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ðåáåíîê âûäåëÿåò êàê îñíîâíîé ìîìåíò äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ. Ïîýòîìó çà îäíèì è òåì æå ñþæåòîì ìîæåò ñêðûâàòüñÿ ðàçíîå ñîäåðæàíèå. Âûäåëÿþò òðè ýòàïà â ðàçâèòèè ñîäåðæàíèÿ èãðû: â ìëàäøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñîäåðæàíèåì èãðû îêàçûâàåòñÿ âîñïðîèçâåäåíèå äåéñòâèé âçðîñëûõ ñ ïðåäìåòàìè (ïðåäìåòíî-ïðîöåññóàëüíàÿ èãðà); â ñðåäíåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñîäåðæàíèåì èãðû ñòàíîâÿòñÿ îòíîøåíèÿ ìåæäó ëþäüìè, èõ âíåøíÿÿ ñòîðîíà; â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñîäåðæàíèåì èãðû ÿâëÿåòñÿ ïîä÷èíåíèå ïðàâèëàì, âûòåêàþùèì èç âçÿòîé íà ñåáÿ ðîëè, ò.å. îòðàæåíèå âíóòðåííåé ñòîðîíû ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé.

Ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû ãëóõèõ äîøêîëüíèêîâ îáíàðóæèâàþò èçâåñòíîå ñõîäñòâî ñ èãðàìè ñëûøàùèõ ñâåðñòíèêîâ (Ã.Ë. Âûãîäñêàÿ). Îíè òàêæå âîñïðîèçâîäÿò îòäåëüíûå ýïèçîäû èç æèçíè âçðîñëûõ, èõ äåÿòåëüíîñòü è âçàèìîîòíîøåíèÿ ïðè ýòîì. Ãëóõèå äåòè èãðàþò, èñïîëüçóÿ êðóã âïå÷àòëåíèé, ïîëó÷àåìûõ èç îêðóæàþùåé æèçíè. Íî ïîñêîëüêó âîñïðèÿòèå ìèðà îñóùåñòâëÿåòñÿ â óñëîâèÿõ îãðàíè÷åííîãî ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, íåâîçìîæíî îæèäàòü ïîëíîãî ñõîäñòâà â ñîäåðæàíèè èãð ãëóõèõ è ñëûøàùèõ äåòåé. Èãðû ãëóõèõ äîøêîëüíèêîâ äîëüøå, ÷åì ó ñëûøàùèõ, çàäåðæèâàþòñÿ íà ýòàïå ïðåäìåòíî-ïðîöåññóàëüíûõ, èõ ñþæåòíûå èãðû îäíîîáðàçíåå è óïðîùåííåå, ÷åì ó ñëûøàùèõ ñâåðñòíèêîâ. Áåç ñïåöèàëüíîé ðàáîòû, íàïðàâëåííîé íà ðàñøèðåíèå îïûòà ãëóõèõ äåòåé, çàäåðæèâàåòñÿ ñòàíîâëåíèå ìîòèâàöèîííîãî ïëàíà èãðû. Ïðåîáëàäàþò áûòîâûå èãðû, âîññîçäàþùèå ëèøü íåìíîãèå îòíîøåíèÿ ìåæäó ëþäüìè.

Âñëåäñòâèå òîãî, ÷òî ãëóõèå äåòè ìåíåå îáîáùåííî, ÷åì ñëûøàùèå, îòðàæàþò òó èëè èíóþ ñòîðîíó äåéñòâèòåëüíîñòè, îíè íå óìåþò ñàìîñòîÿòåëüíî âû÷ëåíèòü â âîñïðèíèìàåìîì îñíîâíîå, ñóùåñòâåííîå è ñîñðåäîòà÷èâàþò âíèìàíèå íà îñîáåííîñòÿõ, êîòîðûå èìåþò âòîðîñòåïåííîå çíà÷åíèå. Òàê, èãðà «â ìàãàçèí» ïðåêðàùàåòñÿ, åñëè íåò áóìàãè äëÿ òîãî, ÷òîáû çàâåðíóòü ïîêóïêè; ïðè èãðå «â äîêòîðà» áîëüíîìó îòêàçûâàþò â ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, åñëè îí íå ïîñòó÷àë â êàáèíåò èëè íå ïîçäîðîâàëñÿ.

Ãëóõèå äåòè íå âñåãäà ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî îñîçíàòü ñêðûòûå îòíîøåíèÿ, çàòî íàãëÿäíûå ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ îòðàæàþò â èãðàõ äåòàëüíî è ïåäàíòè÷íî. Ñþæåò çàñëîíÿåòñÿ äåòàëüíî âûïîëíÿåìûìè ïðåäìåòíûìè äåéñòâèÿìè. Òàê, ïðè èãðå «â äî÷êè-ìàòåðè» äåòè íå çàáûâàþò «îïîëîñíóòü» êîðûòî èëè òàç âî âðåìÿ «ñòèðêè» èëè «êóïàíèÿ äåòåé», «ðàçáàâèòü ãîðÿ÷óþ âîäó õîëîäíîé» è ò.ä. Èíîãäà âñÿ èãðà ñâîäèòñÿ ê äåòàëüíîìó èçîáðàæåíèþ êàêîãî-íèáóäü îäíîãî äåéñòâèÿ: äåòè íà÷èíàþò èãðàòü ïðîñòî «â ñòèðêó», ïðè÷åì ýòà «ñòèðêà» îñóùåñòâëÿåòñÿ íå ðàäè êàêîé-íèáóäü äðóãîé öåëè, à ðàäè íåå ñàìîé.

Äëÿ ãëóõèõ äîøêîëüíèêîâ òèïè÷íà ñêëîííîñòü ê ïåäàíòè÷íîìó, áóêâàëüíîìó îòðàæåíèþ â èãðå äåéñòâèòåëüíîñòè. Èç-çà çàäåðæêè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòü ê îáîáùåíèþ è òâîð÷åñêîìó îòðàæåíèþ äåéñòâèòåëüíîñòè â èãðå îêàçûâàåòñÿ âåñüìà îãðàíè÷åííîé. Çà÷àñòóþ ìîæíî îáíàðóæèòü òåíäåíöèþ ê ñòåðåîòèïíîñòè äåéñòâèé. Äåòè ìåõàíè÷åñêè ïîâòîðÿþò èç ðàçà â ðàç îäíè è òå æå äåéñòâèÿ, ñëîâà è ðîëè. Îíè ñòðåìÿòñÿ âîñïðîèçâåñòè óñëîâèÿ, â êîòîðûõ èãðà ïðîòåêàëà ðàíüøå.

 èãðàõ ãëóõèõ äåòåé çíà÷èòåëåí ýëåìåíò ìåõàíè÷åñêîãî ïîäðàæàíèÿ äåéñòâèÿì äðóã äðóãà. Ñòîèò îäíîìó ðåáåíêó çàòåÿòü êàêóþ-íèáóäü èãðó, êàê ñðàçó æå ó íåãî íàõîäèòñÿ íåñêîëüêî «ïîñëåäîâàòåëåé», êîòîðûå íà÷èíàþò åìó ñëåïî ïîäðàæàòü. Ïîäðàæàÿ êîìó-íèáóäü, ñàì ðåáåíîê â ðÿäå ñëó÷àåâ íå âíîñèò îò ñåáÿ íè îäíîé äåòàëè. Îñîáåííî ÿðêî ïðîÿâëÿåòñÿ ïîäðàæàíèå ó ìàëûøåé, íî îò ýëåìåíòîâ ïîäðàæàíèÿ íå ñâîáîäíû è èãðû ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ.

Èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé. Íàñòîÿùåå èãðîâîå äåéñòâèå âîçíèêàåò òîëüêî òîãäà, êîãäà ðåáåíîê ïîä îäíèì ïðåäìåòîì ïîäðàçóìåâàåò äðóãîé, ïîä îäíèì äåéñòâèåì — äðóãîå. Èãðîâîå äåéñòâèå íîñèò ñèìâîëè÷åñêèé õàðàêòåð. Èãðîâûå çàìåñòèòåëè ïðåäìåòîâ ìîãóò èìåòü íåáîëüøîå ñõîäñòâî ñ ñàìèìè ïðåäìåòàìè, ãëàâíîå — îíè äîëæíû äàâàòü âîçìîæíîñòü äåéñòâîâàòü ñ íèìè òàê æå, êàê è ñ çàìåùàåìûìè. Ïðè èãðîâîì óïîòðåáëåíèè ïðåäìåòîâ ñëûøàùèå äåòè îáû÷íî íàçûâàþò èõ ïî-íîâîìó, ñîîòâåòñòâåííî òîìó, êàêóþ ôóíêöèþ îíè äîëæíû âûïîëíÿòü â èãðîâîé ñèòóàöèè. Ãëóõèå äåòè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè ïðè èãðîâîì çàìåùåíèè ïðåäìåòîâ. Äàæå ïðåäìåò, ôóíêöèîíàëüíî ïðèãîäíûé äëÿ ðîëè çàìåñòèòåëÿ, íå âñåãäà èñïîëüçóåòñÿ ãëóõèì ðåáåíêîì. Åñëè âçðîñëûé íàçâàë êàðàíäàø ëîæêîé èëè êóáèê óòþãîì è ðåáåíîê ñîãëàñèëñÿ òàê íàçûâàòü ýòîò ïðåäìåò, ýòî åùå âîâñå íå îçíà÷àåò, ÷òî, èãðàÿ, îí íà÷íåò «åñòü» êàðàíäàøîì èëè «ãëàäèòü» êóáèêîì. Ñëîâî (íîâîå íàçâàíèå) êàê òàêîâîå íå äèêòóåò ãëóõîìó ðåáåíêó ñïîñîáà äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòîì. Ôîðìàëüíî ïðèíèìàÿ íîâîå íàçâàíèå ïðåäìåòà, ïðåäëîæåííîå âçðîñëûì, ãëóõèå äåòè â ðÿäå ñëó÷àåâ äåéñòâóþò íå â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì íîâûì íàçâàíèåì (íàçíà÷åíèåì) ïðåäìåòà, à ñîîáðàçóÿñü ñ åãî íåïîñðåäñòâåííî âîñïðèíèìàåìûìè îñîáåííîñòÿìè. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ñîãëàñèëñÿ ñ òåì, ÷òî øàðèê áóäåò èçîáðàæàòü ÿáëîêî, à êàðàíäàø — íîæ, è íàçûâàåò ýòè ïðåäìåòû íîâûìè èãðîâûìè íàçâàíèÿìè. Îäíàêî â îòâåò íà ïðåäëîæåíèå âçðîñëîãî «íàðåçàòü ÿáëîêî» îí, âìåñòî òîãî ÷òîáû âûïîëíèòü ýòî èãðîâîå äåéñòâèå, áåðåò êàðàíäàø íå êàê íîæ, à êàê êàðàíäàø è ðèñóåò èì ïî ïîâåðõíîñòè øàðèêà.

Ã.Ë. Âûãîäñêàÿ ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäâîäèòü äåòåé ê èñïîëüçîâàíèþ ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé íóæíî ïîñòåïåííî è ó÷èòûâàòü ïðè ýòîì ñëåäóþùåå: çíàêîìûé ïðåäìåò òðóäíåå ïðèíèìàåòñÿ â êà÷åñòâå çàìåñòèòåëÿ, ÷åì íåçíàêîìûé; ïîêà ðåáåíîê íå çíàåò íàçâàíèÿ çàìåíÿåìîãî ïðåäìåòà, åãî ðåàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ, íåëüçÿ çàìåíÿòü åãî â èãðå äðóãèì ïðåäìåòîì; ïðåäìåò-çàìåñòèòåëü äîëæåí, èìåòü íåêîòîðîå ñõîäñòâî ñ çàìåíÿåìûì ïðåäìåòîì; îí äîëæåí áûòü ôóíêöèîíàëüíî ïðèãîäåí ê âûïîëíåíèþ ðîëè çàìåñòèòåëÿ, îáëàäàòü ñâîéñòâàìè, ïîçâîëÿþùèìè ñîâåðøàòü òå äåéñòâèÿ, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ñ çàìåíÿåìûì ïðåäìåòîì.

Ó ñëûøàùèõ äåòåé â ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè èãðîâûå äåéñòâèÿ ñòàíîâÿòñÿ ìåíåå ïîäðîáíûìè, êàê áû «ñâîðà÷èâàþòñÿ», ñîêðàùàþòñÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò òîãî, ÷òî èñïîëíèòåëüíàÿ ÷àñòü äåéñòâèÿ, åãî îïåðàöèîííûå êîìïîíåíòû ìîãóò ÷àñòè÷íî ðåäóöèðîâàòüñÿ, ÷àñòè÷íî ñîâñåì îïóñêàòüñÿ. Òàêîå óêîðî÷åííîå äåéñòâèå çàìåíÿåòñÿ ñëîâåñíûì âûñêàçûâàíèåì ðåáåíêà. Òàê, êîðìÿ êóêëó, ðåáåíîê, äàâ êóêëå ëîæêó ñ åäîé âñåãî íåñêîëüêî ðàç, äîáàâëÿåò: «Óæå ïîåëà». Èõ èíòåðåñû â èãðå ïåðåìåùàþòñÿ â îáëàñòü ÷åëîâå÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé.

Äëÿ ãëóõèõ äåòåé, íàîáîðîò, õàðàêòåðíî, ÷òî ïî ìåðå îâëàäåíèÿ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòüþ èõ èãðîâûå äåéñòâèÿ ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ðàçâåðíóòûìè, ïîëíûìè, íà÷èíàþò èçîáèëîâàòü ïîäðîáíîñòÿìè, äåòàëÿìè. Òàê, êîðìÿ êóêëó, ðåáåíîê óæå íå îãðàíè÷èâàåòñÿ òåì, ÷òî ïîäíîñèò ëîæêó ê åå ðòó. Ïðåäâàðèòåëüíî îí íàëèâàåò åäó èç êàñòðþëè â òàðåëêó, ïîìåøèâàåò åäó, äóåò íà íåå, ÷òîáû íå îáæå÷ü êóêëó, íàëèâàåò äîáàâêó èç êàñòðþëè è ñíîâà êîðìèò è ò.ä.

Âîñïðèÿòèå ìèðà ó ãëóõîãî ðåáåíêà îáåäíåíî çà ñ÷åò îòñóòñòâèÿ ñëóõîâûõ îùóùåíèé è âîñïðèÿòèé, çàòðóäíåííîãî è îãðàíè÷åííîãî ðå÷åâîãî îáùåíèÿ. Ýòî óñëîæíÿåò êàê ðóêîâîäñòâî äåòñêèì âîñïðèÿòèåì, òàê è ïåðåäà÷ó íàêîïëåííîãî âçðîñëûìè îïûòà. Îòñóòñòâèå ñëóõîâûõ âïå÷àòëåíèé íå âîçìåùàåòñÿ çðèòåëüíûì âîñïðèÿòèåì, äà è ñàìî çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå, íå íàïðàâëÿåìîå âçðîñëûìè, íå ìîæåò äàòü ãëóõîìó ðåáåíêó äîñòàòî÷íîãî ìàòåðèàëà äëÿ íåîáõîäèìûõ îáîáùåíèé.

Ïðèíÿòèå íà ñåáÿ ðîëè — ñòðåìëåíèå âîñïðîèçâîäèòü ôóíêöèè è îòíîøåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà èëè äðóãèõ ëþäåé.  èãðå ðåáåíîê íà÷èíàåò äåéñòâîâàòü â ñîîòâåòñòâèè ñî âçÿòîé íà ñåáÿ ðîëüþ. Ïîñêîëüêó ó ãëóõîãî ðåáåíêà îòñòàåò ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ, åìó òðóäíî òâîð÷åñêè âîéòè â ðîëü. Íàïðèìåð, èãðàÿ «â áîëüíèöó» èëè «â äåòñêèé ñàä», äåòè, êàê ïðàâèëî, íàçûâàþò ðåáåíêà, èçîáðàæàþùåãî âðà÷à èëè ïåäàãîãà, èìåíåì âðà÷à èç ñâîåãî äåòñêîãî ñàäà, ïåäàãîãà ñâîåé ãðóïïû (íàïðèìåð, «òåòÿ Òàíÿ», äàæå åñëè ýòà ðîëü äîñòàëàñü ìàëü÷èêó). Ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ, êàê ìîæíî áîëåå òî÷íî ïåðåäàòü âíåøíèå îñîáåííîñòè èçîáðàæàåìîãî ïåðñîíàæà, äàæå íå ñóùåñòâåííûå äëÿ èãðû, — ìàíåðó õîäèòü, ñíèìàòü î÷êè, ïðèâû÷íûå æåñòû è ò.ï.

Òàêèì îáðàçîì, â ñòàíîâëåíèè âñåõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ó ãëóõèõ äåòåé íàáëþäàþòñÿ ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè. Ýòî ïðèâîäèò ê îòñòàâàíèþ â ðàçâèòèè íîâîîáðàçîâàíèé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà — çàäåðæêå ôîðìèðîâàíèÿ ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ, îòñòàâàíèþ â ïåðåõîäå ê íàãëÿäíî-îáðàçíîìó ìûøëåíèþ, ê ðåøåíèþ çàäà÷ â ïëàíå ïðåäñòàâëåíèé (íà îñíîâå èñïîëüçîâàíèÿ ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé), òðóäíîñòÿì â àíàëèçå ñîáñòâåííûõ äåéñòâèé, ïîñòóïêîâ, ìîòèâîâ, â ñîîòíåñåíèè èõ ñ îáùå÷åëîâå÷åñêèìè íîðìàìè è ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ, îòñòàâàíèþ â ðàçâèòèè òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ. Ýòè îñîáåííîñòè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ãëóõèõ äåòåé è èõ ïîñëåäñòâèÿ ìîãóò áûòü, ïî ìíåíèþ Ã.Ë. Âûãîäñêîé, îáúÿñíåíû çàäåðæàííûì ðàçâèòèåì ðå÷è. Íåäîñòàòêè ðàçâèòèÿ ñìûñëîâîé ñòîðîíû ðå÷è ãëóõîãî ðåáåíêà, îáîáùàþùåé è ðåãóëèðóþùåé ôóíêöèé ñëîâà ïðîÿâëÿþòñÿ â òîì, ÷òî ñëîâî íå âñåãäà íàïðàâëÿåò è îïðåäåëÿåò âûïîëíåíèå èãðîâûõ äåéñòâèé. Çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ãëóõîãî ðåáåíêà ìåøàåò îòâëå÷åíèþ îò íåïîñðåäñòâåííî âîñïðèíèìàåìîãî è çàòðóäíÿåò ñîçäàíèå âîîáðàæàåìîé èãðîâîé ñèòóàöèè.

Áåç ñïåöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ óìåíèþ èãðàòü èãðû ãëóõèõ äåòåé ðàçâèâàþòñÿ ìåäëåííî è íîñÿò â îñíîâíîì ïðîöåññóàëüíûé õàðàêòåð. Ïðè ñïåöèàëüíîì îáó÷åíèè èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü ãëóõèõ äåòåé ïðèíöèïèàëüíî ìåíÿåòñÿ: â íåé íàõîäèò îòðàæåíèå âñå áîëüøèé êðóã âïå÷àòëåíèé; ñþæåòû èãð è èãðîâûå äåéñòâèÿ çàìåòíî óñëîæíÿþòñÿ; îò ïðîñòîãî îòîáðàæåíèÿ ïðåäìåòíûõ äåéñòâèé äåòè ïåðåõîäÿò ê èçîáðàæåíèþ âçàèìîîòíîøåíèé ëþäåé, èõ ÷óâñòâ; ïîÿâëÿåòñÿ ðàçíîîáðàçíîå èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòîâ, êîòîðûå ïîëó÷àþò ìíîãîîáðàçíîå çíà÷åíèå; âñå áîëåå ñóùåñòâåííóþ ðîëü âûïîëíÿåò ðå÷ü.

 ïðîöåññå èãð âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè, ðåàëèçóåìàÿ â èõ õîäå, îáîãàùàåòñÿ ñëîâàðü äåòåé, ïîâûøàåòñÿ ðîëü ñëîâà â ðåãóëÿöèè äåéñòâèé.

Âîïðîñû è çàäàíèÿ

1. Êàêîâî çíà÷åíèå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé? Êàêèìè åå îñîáåííîñòÿìè îïðåäåëÿåòñÿ ýòî çíà÷åíèå?

2. Íàçîâèòå îñíîâíûå ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. ×åì îáóñëîâëåíû ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè èõ ñòàíîâëåíèÿ ó ãëóõèõ äåòåé?

3. Êàêèå óñëîâèÿ íóæíî ó÷èòûâàòü ïðè îáó÷åíèè ãëóõèõ äåòåé èñïîëüçîâàíèþ ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé?

4. ×òî íóæíî äåëàòü âçðîñëûì äëÿ ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà?

ëèòåðàòóðà

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà

1. Èãðà â æèçíè äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå àíîìàëüíûõ äåòåé: Êíèãà äëÿ ó÷èòåëÿ è âîñïèòàòåëÿ. / Ïîä ðåäàêöèåé Ë.Ï. Íîñêîâîé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993. — Ñ. 92-104.

2. Áîãäàíîâà Ò.Ã. Ñóðäîïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2002. — Ñ. 3-203.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ëèòåðàòóðà

3. Âûãîäñêàÿ Ã.Ë. Îáó÷åíèå ãëóõèõ äîøêîëüíèêîâ ñþæåòíî-ðîëåâûì èãðàì. — Ì., 1975.

4. Ðå÷èöêàÿ Å.Ã. Ðàçâèòèå ãëóõèõ ó÷àùèõñÿ â ïðîöåññå âíåêëàññíîé ðàáîòû. — Ë., 1988.

5. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. — Ì., 1978.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник