Роль художественной литературы в личностном развитии ребенка

Роль художественной литературы в личностном развитии ребенка thumbnail

Музалевская Наталья
Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника

Музалевская Наталья Анатольевна,

старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного вида», г. Орел.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека. Уникальность данного периода в том, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем различных специальных знаний и навыков, освоение разных типов деятельности.

На современном этапе остро стоит проблема литературного образования детей, формирование у них умений полноценной читательской деятельности, а отсюда – и проблема готовности дошкольных образовательных учреждений, семьи, родителей и воспитателей к работе с детской книгой, к развитию у детей устойчивого интереса к литературе, чтению, формированию у них первоначальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой, общаться с ней.

Снижается роль семьи в привлечении ребенка к чтению. Сегодня взрослых все больше интересуют компьютерные технологии, а чтение для детей и самими детьми заменяется просмотром телепередач.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и нелегкий, и начинаться он должен как можно раньше.

Через художественную литературу ребенок познает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Под влиянием художественногослова у детей воспитываются потребности: в познании мира через литературные произведения; в книге как средстве самообразования (порождает стремление самому научиться читать); в восхищении красотой художественного слова, обогащении своей активной речи лучшими литературно-языковыми формами (фразеологизмами, пословицами, поговорками, образными выражениями); в коммуникации художественного содержания, высказывании собственных мыслей, вопросов, умозаключений; в самовыражении и самореализации через словесное творчество, вхождение в различные литературные образы; в хорошем настроении, положительных эмоциях, связанных с восприятием художественного слова.

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка четко прослеживается через функции,которые она выполняет как искусство слова: информационно-образовательную, воспитательную, национально-духовную, историческую, эстетическую, культурологическую.

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

В своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Поэтому при выборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т. п.

Особое место занимает знакомство малышей с книгой, ведь именно в книге ребенок видит первые в своей жизни живописные работы художников, перелистывая страницы, слушая чтение, он открывает новый увлекательный мир, наполненный яркими художественными образами, чувствами, отношениями. Детские впечатления от прочитанных книг остаются на всю жизнь.

У детей с раннего возраста формируется представление о книге как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным текстом, запоминают и радостно находят любимых героев, выполняют игровые действия (мяукают, лают, кормят зайчика). Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор, народные песенки, потешки, прибаутки, которые легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации таких художников как Ю. Васнецов, В. Сутеев насыщают зрительное восприятие малышей, делают книгу источником положительных эмоций.

Книжная иллюстрация – это особый вид изобразительного искусства,она выступает в синтезе со всеми элементами книги: текст, его сюжет, жанр и стиль; форма, размер книги и др. Каждый художник-иллюстратор имеет собственную, неповторимую манеру, свой стиль, любимые литературные жанры.

Показывая детям своеобразие, оригинальность иллюстраций художников к литературным произведениям, педагог развивает эстетический вкус, творческую чуткость, способствует выработке собственного стиля у детей в художественной деятельности.

Ежедневное чтение детской литературы оказывает большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети также упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях.

Для формирования интереса к книге детском саду предлагается использовать следующие формы работы:

— чтение художественного произведения воспитателем в кругу детей;

— недели русских народных сказок, авторских сказок;

— вечера чтения;

— выставки книг или организация книжного уголка;

— семейные вечера чтения;

— викторины: «Какие я знаю сказки?», «Каких детских писателей (сказочников) я знаю?»;

— конкурсы чтецов, рассказчиков;

— тематические КВН (для детей подготовительной группы);

— конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;

— родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как привить интерес к книге»;

— праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги);

— тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг);

— воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;

— знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек);

— проектная деятельность по темам: «Чудесный мир волшебных сказок» (проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению сказок А. С. Пушкина, «Басня коротка — искусство безгранично» (знакомство детей старшей группы с баснями И. А. Крылова);

— оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные»;

— сотрудничество с районной детской библиотекой.

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм и родного языка.

В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.

Источник

Выступление на педсовете:

« Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»

Воспитатель:

Бахтыгареева Р.Р.

Бирск 2019 год

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение личности ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение.

Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

     Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

– беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

– придумывание однокоренных слов;

– использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

– пересказ сказки по ролям.

– чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др.;

– беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

– игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

– дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями.

Особая роль в жизни и воспитании личности ребенка отведена сказкам. Это первая художественная форма с которой дети начинают знакомство с литературой.

Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Во время чтения сказок я беседую с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям. После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения. Иногда предлагаю детям после чтения сказки нарисовать «Волшебную картину». Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы (например, шапка-невидимка или сапоги-скороходы) и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги). После этого дети вырезывают эти предметы, а затем составляют общий коллаж: «Волшебную картину». По желанию дети могут придумать новую сказку. Затруднения у детей вызывают задания- «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы. Дети очень часто произносят необычные фразы, поэтому я планирую создать рукописную книгу «Говорят дети». Провели выставку книг и рисунков «Моя любимая сказка». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Народные  потешки,  прибаутки,   заклички предоставляют прекрасный речевой материал,  который  использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия.  Дети  запоминают  четверостишие  и  активно их используют в повседневной жизни.

Большую роль художественное слово играет и в организации всех режимных моментах. При проведении гигиенических процедур, использую русские народные потешки: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Кран, откройся! Нос, умойся…». При одевании на прогулку «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться…». Во время приема пищи в игровой форме: «Идет коза рогатая…», «Ай, качи-качи-качи…».

На прогулках неоднократно читаю стихи о природе, времени года, животных «Солнышко- ведрышко…», «Дождик-дождик…», «Ты мороз, мороз, мороз…» и т.д. загадываю загадки, начинаю знакомить и пословицами, поговорками. Причесывая девочек после сна читаю потешку: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» тем самым дети непринужденно запоминают содержание и сами их читают, переносят в игровую деятельность.

В работе  с  детьми  большое  внимание  уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные  игры  они  помогают детям овладеть  родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают  ребенка,  а  служат,  по  выражению  К. И. Чуковского  экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок.

К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Провела литературную викторину «Сказки К.И. Чуковского». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, такими как Мойдодыр и Айболит, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений в исполнении автора.

Работу с родителями строю на основе перспективного планирования. Провела анкетирование родителей. Из анкет узнала, что большинство детей имеет дома библиотеку детских книг. В основном дети любят, когда им читают сказки. Детям нравится любая деятельность, связанная с художественной литературой совместная с родителями.

Рассказываю на консультациях и в индивидуальных беседах о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка читают ребенку, высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы.

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей. Как сориентировать родителей в книжном мире?

В родительский уголок помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действуют рубрики «Повторите с детьми», «Что читать детям», знакомящие родителей с новыми детскими книжными изданиями. Провела консультации для родителей по теме: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Научите ребенка любить книгу», оформила памятку для родителей.

Особенность художественной литературы заключается в том, что она расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важна для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Литература

1.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 2006г).

2. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева – М.: изд. «Педагогика», 1998. – 138 с.

3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .

4. ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990.

5. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Русской – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.

6. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями

А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998.

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176 с.

8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина — М.,1999.

9.Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.

Источник