Роль ходьбы в развитии ребенка
Важнейшими достижениями раннего детства является овладение прямым хождением, речью, развитие предметной деятельности.
Первые самостоятельные шаги ребенок делает, как известно, в конце младенческого периода. Овладение прямой ходьбой является трудным делом для нее. Маленькие ножки ступают с большим напряжением, управление движениями ходьбы еще не выработалось, поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Наименьшие препятствия (стул, который нужно обойти, мелкий предмет, попавший под ноги) утомляют, и ребенок после нескольких шагов падает на руки взрослого или на пол.
Важную роль в этой ситуации играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребенка в овладении пространством. Похвала взрослых, их радостное поддержка побуждает ребенка при падения подниматься и снова шагать. Довольно быстро она начинает получать удовольствие от того «что делает со своим телом. Ежедневные упражнения вызывают совершенствования ходьбы, развитие двигательного аппарата. Они все меньше падают, уверенно идут к цели, но их движения еще долго остаются недостаточно координированными.
Постепенно дети начинают передвигаться значительно свободнее, выполнять движения без большого напряжения. Полуторагодичные малыши ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, различные неровности, наступают на мелкие камешки. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Они намеренно усложняют свою ходьбу: крикет вперед спиной, крутятся, передвигаются с закрытыми глазами.
На 2-м году жизни ходьба становится потребностью, дети много и самостоятельно передвигаются, проявляют исключительную активность. Интересы ходьбой несколько ослабляется, когда она осуществляется по ровной поверхности автоматизировано.
Итак, на первых порах овладения ходьбой является для ребенка особой задачей, связанным с сильными переживаниями. Автоматизация этого способа передвижения достигается постепенно, и он перестает вызывать у ребенка самостоятельный интерес.
Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, она вступает в новый период своей жизни. V ребенка появляются новые возможности познания мира.
1. Доступность все большего количества предметов. До года ребенок мог играть с игрушками, которые давали ей взрослые. Умение ходить дало ей возможность активно знакомиться с новыми, привлекательными для нее предметами, часто с такими, которые взрослый не дал бы ей.
Благодаря ориентировочно-исследовательском рефлекса, который И. Павлов назвал рефлекс «что такое?», Ребенок, узнав возможности передвижения по комнате, преодоления его границ, чаще и охотнее прибегает к ходьбы. Она стремится знакомиться с предметами, которые используют взрослые. В этих действиях быстро совершенствуются, становятся точными, направленными и согласованными ее движения, обогащаются опыт и знания.
Основным средством ознакомления ребенка с предметами в первой половине раннего возраста е действие с ними. На 2-м году жизни манипулирования с предметами разнообразнее, приобретает другого качества. Действия с ними ребенок выполняет не только с помощью рук и глаз, в этих действиях все чаще участвуют корпус, шея, ноги. Сфера действий с предметами заметно расширяется.
В середине 2-го года жизни дети усваивают разнообразные движения: переносят вещи в руке, передвигают их, толкают; возят за шнурок назад и вперед, с одного края комнаты в другой передвигают предмет вдоль стола, дивана или доски, выдвигают из-за других предметов, подвозят под стол; перевозят или переносят предметы из одной комнаты в другую, прячут под кровать или шторку, получают с подоконника, устанавливают на полочке и т.
Такая двигательная активность имеет важное значение для развития моторики, выработка точности и согласованности движений ребенка, координации работы рук и ног, контроля глаза.
На 3-м году жизни, когда ходьба обычно усвоена, предметные действия все больше становятся игровыми и трудовыми. Они еще не имеют сюжетного замысла, поэтому их нельзя назвать игрой. Однако выполнение этих действий свидетельствует о новых возможностях ребенка, когда они становятся четкими и мотивированными. Ребенок подчиняет их не только своим желаниям, но и требованиям воспитателя.
Если на 2-м году жизни ребенок мог выполнять только одно действие, на которую ей было указано, то в конце раннего периода она способна выслушать, понять, запомнить и выполнить несколько требований.
Итак, первым следствием овладения ребенком свободной ходьбой является возможность выполнять разнообразные движения и действия с предметами. Благодаря этому она знакомится со многими новыми для нее вещами, у нее интенсивно развиваются органы чувств (зрение, осязание, слух), которые начинают более согласованно работать; ее упражнения в выполнении различных действий с предметами развивают крупную и мелкую мускулатуру, мышцы туловища, ног, рук, то есть весь нервно-физический аппарат, необходимый для выполнения сложных действий.
2. Возможность благодаря ходьбе разносторонне познать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и больше. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Встав на ноги, ребенок обходит стол кругом, подлезает под него и вылезает с противоположной стороны. Она движет стул, тянет его за собой, перемещая табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предметов и их частей, делает выводы об их величине.
3. Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавало только ближайший пространство, в котором находилось, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаза. Ребенок раннего возраста начинает ориентироваться в пространстве.
Начав ходить, малыши благодаря передвижению с помощью ног, узнают расстояние и направление выполнения своих движений. У них появляется определенная согласованность в работе глаз, ног и рук, развивается глазомер, вырабатывается умение оценивать расстояние и местонахождение предмета (близко, далеко, вправо, влево, вверх, вниз). Постепенно они определяют расстояние вещей, мебели в комнате. Ребенок выходит за пределы комнаты и таким образом расширяется круг вещей, которые она узнает.
Однако 1-летние и несколько старшие дети могут, например, стоя на земле, протягивать игрушку папе, который выглядывает из окна четвертого этажа, или спокойно шагают с краю кроватки вперед, не предвидя падение.
4. Постоянная необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач. Благодаря этому развиваются начальные формы мышления ребенка. Уже на 2-м году жизни он получает первые уроки практического мышления, на 3-м — часто самостоятельно применяет некоторые знакомые ей действия для решения конкретных задач: смело переворачивает коробочку, выбрасывает из нее только вложенную цветную шарик. Этого она научилась, подражая взрослому.
Первоначальную форму мышления иногда называют «мышление руками *, или действенным практическим мышлением. Оно необходимо для дальнейшего умственного развития ребенка.
5. Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые она видит каждый день, каждый час. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях. Такие переживания помогают ребенку осознать себя, свои силы, возможности. Она делает вывод: «Вот что я могу сделать сама».
6. Необходимость преодоления препятствий на пути к цели вправляют ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает о своей первоначальную цель, поскольку ее сильно привлекает само действие. Поэтому она по несколько раз залезает на диван, табуретку или заползает под кровать, получает игрушку и снова ее туда бросает. Она радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивость.
Воспитатель обязан поддерживать и развивать самостоятельность ребенка, вызвать и беречь чувства радости, которое возникает у нее при достижении желаемой цели. В то же время нельзя допускать нарушения установленных правил поведения. Чем старше и активнее становится ребенок, тем большее значение приобретает руководство его поведением. Если воспитание младенца требовало от взрослых обычно соблюдение правильного режима и заполнения периодов его бодрствования простыми играми, то руководство поведением ребенка на 2-м и 3-м году жизни значительно сложнее. Нужно уже стремиться, чтобы ребенок усвоил установленные правила поведения, на их основе умела свободно и самостоятельно действовать.
Источник
Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.
Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.
Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.
В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.
Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.
Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).
Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу. Это значит, например, что при массе ребенка 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг. При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро, мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении.
Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.
Несмотря на все это, с первых моментов овладения ходьбой дети с удовольствием используют этот способ передвижения. Педагоги заметили, что малыши как бы ищут дополнительные трудности, намеренно усложняют движения, например переступают через камешки, ветки, пробираются через кусты, поднимаются на горку, ступеньки, т. е. дети сами пытаются найти способ для совершенствования осваиваемых движений.
Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.
Источник
Важнейшими достижениями раннего детства является овладение прямым хождением, речью, развитие предметной деятельности
Первые самостоятельные шаги ребенок делает, как известно, в конце немовлячого периода. Овладение прямой ходьбой является трудным делом для нее. Маленькие ножки ступают с большим напряжением, управление движениями ходь ьбы еще не выработалось, поэтому ребенок постоянно теряет равновесие маленькие препятствия (стул, нужно обойти, мелкий предмет, попавший под ноги) утомляют, и ребенок после нескольких шагов падает на руки взрослого или половогу.
Важную роль в этой ситуации играет взрослый,. Его поведение, отношение к первым попыткам ребенка в овладении пространством. Похвала взрослых, их радостная поддержка побуждает ребенка при падения подниматься и снова шагать. Довольно быстро она начинает получать удовольствие от того»что делает со своим телом. Ежедневные упражнения обусловливают совершенствование ходьбы, развитие двигательного аппарата. Они все меньше падают уверенно идут к цели, но их движения еще долго остаются недостаточно координированныминованими.
Постепенно дети начинают передвигаться значительно свободнее, выполнять движения без большого напряжения полуторагодовалого малыша ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, различные неровности, наступление пают на мелкие камешки. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Они намеренно усложняют свою ходьбу: шагают вперед спиной, крутятся, передвигаются с закрытыми глазамиима.
На 2-м году жизни ходьба становится потребностью, дети много и самостоятельно передвигаются, проявляют исключительную активность. Захват ходьбой несколько ослабляется, когда она осуществляется по ровной поверхности авто атизовано.
Итак, на первых порах овладения ходьбой является для ребенка особым заданием, связанным с сильными переживаниями. Автоматизация этого способа передвижения достигается постепенно, и он перестает вызывать у ребенка самостоятельный интересамс.
Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, она вступает в новый период своей жизни V ребенка появляются новые возможности познания мирту.
1. Доступность все большего количества предметов. К году ребенок мог играть с игрушками, которые давали ему взрослые. Умение ходить позволило ей активно знакомиться с новыми, привлекательными для нее предмет тами, часто с такими, которые взрослый не дал бы й їй.
Благодаря ориентировочно-исследовательском рефлекса, который и. Павлов назвал рефлекс»что такое?»,. Ребенок, узнав возможности передвижения по комнате, преодоление его границ, чаще и охотнее прибегает к х ходьбы. Она стремится знакомиться с предметами, которые используют взрослые. В этих действиях быстро совершенствуются, становятся точными, направленными и согласованными ее движения, обогащаются опытом и знаниямисвід і знання.
Основным средством ознакомления ребенка с предметами в первой половине раннего возраста е действие с ними. На 2-м году жизни манипулирования с предметами разнообразнее, приобретает другое качество. Действия с ними ребенок выполняет не только с помощью рук и глаз, в этих действиях все чаще участвуют корпус, шея, ноги. Сфера действий с предметами заметно расширяетсяься.
В середине 2-го года жизни дети усваивают разнообразные движения: переносят вещи в руке, передвигают их, толкают; возят за шнурок назад и вперед, с одного края комнаты в другой передвигают предмет уд длина стола, дивана или доски, выдвигают из-за других предметов, подвозят под стол; перевозят или переносят предметы из одной комнаты в другую, прячут под кровать или шторку, получают с подоконника, у становлюють на полочке тощ.
Такая двигательная активность имеет важное значение для развития моторики, выработки точности и согласованности движений ребенка, координации работы рук и ног, контроля глаза
На 3-м году жизни, когда ходьба обычно усвоена, предметные действия все больше становятся игровыми и трудовыми. Они еще не имеют сюжетного замысла, поэтому их нельзя назвать игрой. Однако выполнение этих действий свидетельствовать во о новых возможностях ребенка, когда они становятся четкими и мотивированными. Ребенок подчиняет их не только своим желаниям, но и требования воспитателейеля.
Если на 2-м году жизни ребенок мог выполнять только одно действие, на которую ей было указано, то в конце раннего периода она способна выслушать, понять, запомнить и выполнить несколько требований
Итак, первым следствием овладения ребенком свободной ходьбой есть возможность выполнять разнообразные движения и действия с предметами. Благодаря этому она знакомится со многими новыми для него вещами, у нее. Интенс ивно развиваются органы чувств (зрение, осязание, слух), которые начинают более согласованно работать, ее упражнения в выполнении различных действий с предметами развивают крупную и мелкую мускулатуру, мышцы туловище а, ног, рук, то есть весь нервно-физический аппарат, необходимый для выполнения сложных дий.
2. Возможность благодаря ходьбе разных познать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и большие. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Став на ножки, ребенок обход дить стол кругом, пидлазить под него и вылезает с противоположной стороны. Она движет стул, тянет его за собой, перемещает табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предмете в и их частей, делает выводы об их величинличину.
3. Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавало только ближайший пространство, в котором находилось, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаза. Дит тина раннего возраста начинает ориентироваться в просторорі.
Начав ходить, малыши благодаря передвижению с помощью ног, узнают расстояние и направление выполнения своих движений. У них появляется определенная согласованность в работе глаз, ног и рук, развивается глазомер, произ бляеться умение оценивать расстояние и местонахождение предмета (около, далеко, вправо, влево, вверх, вниз). Постепенно они определяют расстояние вещей, мебели в комнате. Ребенок выходит за пределы комнаты и таким образом расширяется круг вещей, которые она познавательныхнає.
Однако 1-летние и несколько старшие дети могут, например, стоя на земле, протягивать игрушку папе, который выглядывает из окна четвертого этажа, или спокойно шагают с края кроватки вперед, не предвидя падении.
4. Постоянный необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач. Благодаря этому развиваются начальные формы мышления ребенка. Уже на 2-м году жизни она получает первые уроки практические ного мышления, на 3-м — часто самостоятельно применяет некоторые знакомые ей действия для решения конкретных задач: смело переворачивает коробочку, выбрасывает из нее только вложенную цветную шарик этом она н авчилася, следуя дорослоглого.
Начальную форму мышления иногда называют»мышление руками * или действующим практическим мышлением. Оно необходимо для дальнейшего умственного развития ребенка
5. Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые она видит ежедневно, ежечасно. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает ь на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях. Такие переживания помогают ребенку осознать себя, свои силы, возможности. Она делает вывод:»Вот что я могу сделать самабити сама».
6. Необходимость преодоления препятствий на пути к цели упражняет ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает о своей первоначальную цель, поскольку ее сильно привлекает само действие. То м она по несколько раз залезает на диван, табуретку или заползает под кровать, получает игрушку и снова ее туда бросает. Она радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивостьвість.
Воспитатель обязан поддерживать и развивать самостоятельность ребенка, вызвать и беречь чувство радости, которое возникает у него при достижении желанной цели то же время нельзя допускать нарушения. Установка ленных правил поведения. Чем старше и активнее становится ребенок, тем большее значение приобретает руководство его поведением. Если воспитание младенца требовало от взрослых обычно. Соблюдение правильного режима м и заполнения периодов его бодрствования простыми играми, то руководство поведением ребенка на 2-м и 3-м году жизни значительно сложнее. Нужно уже стремиться, чтобы ребенок усвоил установленные правила повед инки, на их основе умела свободно и самостоятельно действоватьіяти.
Источник