Роль города в развитии ребенка

Юлия Саковская
Проект «Знакомство с родным городом»

Педагогический проект «Знакомство с родным городом

Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Актуальность темы

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 — 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Итак, большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста оказывает знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. При этом родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Концептуальные основы проекта.

«Знать — значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной — городом Новокузнецком в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Цель проекта:

— Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.

Задачи проекта:

— Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного региона;

— Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

— Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

— Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

— Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.

— Воспитание патриотизма и чувства гордости за свой край, своих земляков.

При разработке педагогического проектанами были использованы следующие принципы:

• принцип историзма — реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе Новокузнецке и Кемеровской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного региона.

• принцип гуманизации — предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

• принцип дифференциации — заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

• сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;

• принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип наглядности –широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;

• принцип единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;

• ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;

• расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;

• принцип тематического планирования материала –предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности», «Производство».

Предварительная работа

• Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

•Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;

• Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.

Содержание проекта

Проектосуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, аффективно-оценочное, деятельностное.

Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе Новокузнецке (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т. д.).

Аффективно-оценочное направление отражено в формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Деятельностное направление было реализовано через организацию продуктивной, игровой деятельности.

Содержание проектапредставлено по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности города», «Производство». Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.

«История возникновения города»: дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.

«Символика»: дошкольники знакомятся с гербом и флагом своего города, их значением.

«Памятники ВОВ»: дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, узнают интересные факты о полководцах ВОВ, а также знакомятся с героическими поступками людей, роли города во время войны.

«Культурно-исторические памятники»: получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.

«Достопримечательности»: формируют представления о культурной и общественной жизни нашего города.

«Производство»: дается представление о заводах, шахтах и их продукции, а также роли города в целом регионе.

Прогнозируемый результат

— Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

— Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

— Участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.

— Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

— Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новокузнецка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Продукт проектной деятельности

• Презентации «Детям о городе Новокузнецке»;

• Комплекс бесед для детей «Наш любимый город»;

• Альбом «Путешествие по городу Новокузнецку глазами ребенка»

•Развивающие настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Словообразование», «Районы города», «Назови одним словом» и др.

Календарно-тематическое планирование

неделя Дети Родители

Сентябрь

Блок «История города»

1-я Беседа об истории возникновения города Сбор исторических фотографий о городе

2-я Рассматривание иллюстраций страницы прошлого Папка-раскладушка «История создания нашего города»

3-я Беседа «День рождения города» Папка-раскладушка «Современный город Новокузнецк»

4-я Рисование «Кузнецкая крепость прошлого» Выставка детских рисунков

Октябрь

Блок «Символика»

1-я Беседа «Герб нашего города, значение цветов» Консультация «Знакомим детей с символикой»

2-я Просмотр презентации на тему «Символика города Новокузнецка» Папка-передвижка «История создания герба города»

3-я Настольно-печатная игра на закрепление «Герб города»

4-я Лепка «Герб города» Выставка продуктов детской деятельности

Ноябрь

Блок «Культурно-исторические памятники»

1-я Рассматривание иллюстраций «История возникновения Культурно-исторических памятников города» Папка-передвижка «Памятники города»

2-я Просмотр презентации «Их именами названы улицы нашего города» Папка-передвижка «Улицы нашего города»

3-я Составление рассказа «Вот моя улица» Подготовка сообщения вместе с ребенком «Улица, на которой я живу»

4-я Настольно-печатные игры: «Опиши-отгадай», «Собери и назови»

Декабрь

Блок «Достопримечательности»

1-я Рассматривание иллюстраций достопримечательностей

«Места отдыха горожан» Сбор фотографий «Любимые места отдыха совместно с детьми»

2-я Составление рассказа «Мои любимые места» Папка-передвижка «Места отдыха горожан»

3-я Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Опиши-отгадай» Выставка альбома «Путешествие по городу Новокузнецку глазами детей»

4-я Рисование «Место отдыха, где я больше люблю бывать» Выставка детских рисунков

Январь

Блок «Достопримечательности»

2-я Беседа «Районы города. Их название и расположение на карте»

Консультация «Знакомим детей с достопримечательностями, расположенных в различных районах нашего города»

3-я Просмотр презентации «Районы города и достопримечательности» Папка-передвижка «Достопримечательности районов города»

4-я Настольно-печатная игра «Районы города»

Февраль

Блок «Производство»

1-я Ознакомительная беседа «Заводы нашего города» Подготовка сообщений вместе с детьми «Место работы родителей».

2-я Рассказ детей «Мой папа (или мама) работают на заводе» Папка-передвижка «Заводы города и их продукция»

3-я Просмотр презентации «Заводы и районы, в которых они находятся. Готовая продукция» Сбор фотографий родителей с места работы (завод).

4-я Настольно-печатная игра на закрепление «Заводы города», «Словообразование» Выставка фотографий родителей с рабочих мест.

Март

Блок «Производство»

1-я Вводная беседа «Мой город – город шахтеров» Консультация «Расскажите детям о труде шахтера»

2-я Просмотр презентации «День шахтера» Папка-передвижка «День шахтера»

3-я Рассматривание иллюстраций «Специальная техника на шахтах» Сбор фотографий с места работы родителей-шахтеров

4-я Лепка по выбору детей «Специальная техника» Выставка продуктов детской деятельности

Апрель

Блок «Памятники ВОВ»

1-я Беседа «Наш город во время ВОВ»

Консультация «Расскажите детям о войне»

2-я Рассматривание иллюстраций «Памятники ВОВ в нашем городе» Папка – передвижка «Памятники нашего города»

3-я Составление рассказов о памятниках «Неизвестный солдат», «Бульвар героев» и др. Экскурсия с детьми к памятникам ВОВ.

4-я Аппликация «Памятники ВОВ»

Выставка фотографий с экскурсии по городу к памятникам войны

Май «Ветераны ВОВ»

1-я Просмотр презентации «Знаменитые подвиги земляков» Папка-раскладушка «9 мая»

2-я Беседа «День Победы – это праздник со слезами на глазах»

Изготовление открыток ветеранам Участие в акции «Спасибо деду за Победу!»

3-я Итоговая беседа «Мой любимый город в годы Войны» Выставка детских рисунков «Мир в моем любимом городе»

Источник

Самарина Марина
Консультация «Роль игрушки в развитии ребенка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»

ДОКЛАД

Роль игрушки в развитии ребенка

Подготовила Воспитатель Самарина М. М.

Сентябрь 2013

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.

Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.

Для психического развития ребенка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушкипозволяют детям включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.

С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребенок обретает представление о деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.

С 3-х лет у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.

Особенно важна роль народной игрушки, цель которой — развивать, занимать, веселить и радовать ребенка.

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.

В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Игрушки для ребенка — это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра — способ его познания.

Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики, что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.

Игрушка — средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки — забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Благодаря воспитанию, посредством игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.

Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Источник