Роль фортепиано в развитии ребенка

Роль фортепиано в развитии ребенка thumbnail
piano fix

Польза игры на фортепиано для человека

Почему выбирают фортепиано (пианино, рояль)

Музыкальных инструментов много, все они уникальны и имеют свои особенности.
Звуки скрипки завораживают своей мелодичностью, без гитары не будет веселой и дружной компании, где поход — не поход, и костер — не костер.
Фортепиано — это уникальный и наиболее совершенный инструмент, это оркестр в одном музыкальном инструменте, и если Вы освоите игру на фортепиано, Вам не составит труда овладеть навыками игры на любом другом музыкальном инструменте.

Виртуозная игра на фортепиано завораживает слушателей, ведь диапазон звучания таких инструментов, как фортепиано, рояля и пианино, это диапазоны почти всех музыкальных инструментов оркестра.
Ни один музыкальный инструмент не имеет такого широкого тонального спектра, каким обладает фортепиано (пианино, рояль).

Громко и тихо, так можно перевести с итальянского фортепиано (форте, в переводе — громко; пиано, в переводе — тихо).
Фортепиано — это мощное и грандиозное звучание форте, которое сравнимо с игрой оркестра, и легкая игра пиано, напоминающая шепот.

Многих людей отпугивает размер фортепиано, но если учесть, что овладев игрой на фортепиано, Вы получите власть над самым увлекательным и многоплановым в исполнении музыкальным инструментом, размеры инструмента меркнут перед его достоинствами.

Польза игры на фортепиано (пианино, рояле) в развитие детского организма

Играть на фортепиано приятно и полезно!
Во время игры на фортепиано, кисти и пальцы рук находятся в постоянном движении. На детский организм, это оказывает оздоровительное и развивающее воздействие.

Тренировка пальцев рук ребенка, важна, ведь от нее зависит общее развитие ребенка.
Игра на фортепиано развивает у ребенка моторику пальцев и готовит кисти рук к письму, повышает мозговую деятельность и улучшает речевые способности ребенка.

Моторно-мышечное развитие ребенка и устная речь тесно взаимодействуют между собой. Поэтому, игра на фортепиано благотворно влияет на развитие детского организма.

У детей младших классов, в момент быстрой речи, когда ребенку хочется что-то рассказать, проявляются неравномерное речевое развитие и затрудненное дыхание. Ребенку трудно управлять дыханием в момент разговора, когда желание сказать, опережает мысли.
Игра на фортепиано (пианино, рояле) воспитывает у ребенка чувство ритма и формирует правильное дыхание.

Во время игры на фортепиано, ребенок подключает голос, игра на фортепиано и пение заставляют работать различные функции головного мозга, согласовывая их работу между собой.
С одной стороны, игра на фортепиано и пение улучшают мозговую деятельность, а с другой стороны, улучшение мозговой деятельности способствует развитию мозговой и мышечной памяти, что развивает не только навыки пианистических способностей, но и улучшает освоение школьной программы и общеобразовательных наук.

Уроки игры на фортепиано развивают у ребенка способности к творчеству, аналитическому мышлению.

Регулярные занятия фортепиано положительно сказываются на возможностях изучения иностранных языков, изучение языков даются легче и в большем объеме, и на координации движений ребенка.

Детки получают не только музыкальное образование, но и вырастают душевно здоровыми людьми.

Влияние игры на фортепиано (пианино, рояле) на организм взрослого человека

Благотворное влияние музыки на организм человека подтверждено многими учеными-медиками.
Музыка не только постоянный спутник в жизни, в работе и быту, это средство лечения, как душевных, так и внутренних заболеваний.

Польза игры на фортепиано для взрослого человека немногим отличается от благотворного влияния игры на фортепиано на детский организм.
Игра на фортепиано способствует расширению и закреплению умственных способностей взрослого человека.
Игра на фортепиано, как тренировка для мозга и тела, ведь во время игры задействуются не только оба полушария головного мозга, но и все мышцы тела.
Исполнение классических произведений на фортепиано сравнимо с треннировкой спортсмена.

В отличие от других музыкальных инструментов, польза игры на фортепиано выражается в благотворном влиянии на психологию и физиологию человека.

Согласно исследованиям ученых-медиков живой звук фортепиано гармонизирует психику, улучшает работу щитовидной железы, мочеполовой системы и почек.
Классические произведения Моцарта улучшают мозговую деятельность, пьесы Чайковского и Грига успокаивают и помогают от бессонницы.

Игра на фортепиано оказывает благотворительное влияние на организм человека. Вселяет в нас уверенность и безмятежность.

Благотворное влияние игры на фортепиано на организм человека

Владение искусством игры на фортепиано (пианино, рояле) — залог успеха и уважения окружающих

Умение играть на музыкальном инструменте, всегда было в центре внимания у окружающих и вознаграждалось уважением к музыканту.

Обучение игре на фортепиано, это долгий и кропотливый труд, и мастерство, которое приходит с его освоением, всегда вознаграждается завороженными взглядами слушателей, будь то в классе музыки в школе, в зале института или на сцене консерватории.

Большинство людей, кто добился успехов в деловой и личной жизни, это люди, кто учился и умеет играть на фортепиано, рояле или пианино.

Только идеально настроенные фортепиано, рояль и пианино подарят красоту звучания этих инструментов

Не настроенный музыкальный инструмент можно сравнить с человеком, который плохо себя чувствует, и во время разговоры кашляет. Больного человека трудно не только слушать, но и понять, что он хочет сказать.

Если фортепиано, пианино или рояль не настроены, или настроены плохо, их звучание будет фальшивым, что ничего кроме головной боли не сулит ни учителю, ни ученику.
Только правильно настроенное пианино может подарить красоту и удовольствие звучания инструмента всем окружающим.

Источник

В детстве многие из нас брали уроки фортепьяно, однако немногие продолжили свои занятия в подростковом возрасте и далее.

Одна из причин, по которой выбирают именно этот инструмент, – простота и стабильность.  Если ребенок начнет играть на гитаре, то нажав три раза на струну, он получит три разных звука; на пианино же сколько не нажимай на клавишу, звук остается один и тот же.

Одним ударом по клавише можно взять отличную ноту, что нельзя сказать о скрипке или трубе.  Нельзя сказать, что игре на пианино легче научиться, чем, например, игре на струнных, духовых или других инструментах. Возможно, фортепиано наиболее сложный инструмент, этого мы коснемся дальше в нашей статье.

Обучение игре на любом инструменте требует немалого времени и умственных способностей.  Гитаристам и пианистам приходится запоминать и воспроизводить большое количество аккордов, но главное различие между этими двумя музыкантами, то что у гитаристов обе руки работают по-разному: аккорды на гитаре зажимаются левой рукой, а струны щиплет правая.

Дополнительное отличие между гитаристом и пианистом – разница в технике игры. Для игры на фортепьяно важно каждое действие.

Барабанщики задействуют обе руки, их специфика заключается в том, что не нужно брать аккорды.

Как игра на пианино влияет на мозгПианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки должны работать по всей длине с 88 клавишами.

Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, однако многие музыканты предпочитают уделять большее внимание только одной из рук. Это неправильно.

Более того, вы должны задействовать каждый палец. Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения фортепьяно.

Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке. Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту. Многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды.

Таким образом, музыканты превращаются в амбидекстов – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга, как в керлинге более тяжелые веса могут выправить оба бицепса.

Мозг пианистов стал более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.

Лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся говорению, разным языкам, социальному поведению и мн.др. Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации.

mozg1В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера.

Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.

Работа мозга пианистов похожа на компьютерный код; не пианист получит тот же результат, только позднее. Потому что их компьютер менее мощный, и им нужно больше времени для обработки информации.

Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.

Виртуозы же могут управлять собственной энергией. Согласно научным исследованиям, во время сольных выступлений у пианистов идет отток крови в области мозга, которые связаны с моторикой. Другими словами, им требуется меньше энергии (меньше крови), чтобы сосредоточиться.

Музыканты похожи на коммуникаторы. Комбинации звуков, которые они выдают, независимо от того, участвуют в них слова или нет, пробуждают эмоции. К примеру, мозг гитариста или любого другого музыканта, импровизирующего со своим инструментом, не может свободно объединять не подготовленные заранее звуки, они играют именно те нотные комбинации, которые знают. Их импровизация частична. Музыканты же могут это делать более чисто.

Некоторые пианисты тренируют лобные доли, чтобы уделять меньше внимания моторике; их лобная доля станет свободна для получения информации и извлечения уникальных звуков. Их мозг не имеет ограничений для нотных комбинаций.

Может быть, теперь ваши дети захотят заниматься фортепиано, когда у этого искусства найдены новые приятные последствия наряду с будущим талантливого пианиста. В определенном возрасте люди не считают нужным учиться игре на инструменте, и возможно, они совершают большую ошибку в своей жизни.

В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера. Как уже было сказано, люди должны заботиться о собственном теле, так как это – самый важный инструмент, которым мы владеем. Наш мозг является процессором нашего тела. Выбирая игру на фортепиано, вы заботитесь о собственном здоровье.

Загрузка…

Источник

Рекомендации для родителей.

Для чего нужно заниматься игрой на фортепиано.

Автор: М арина Ромахова, педагог ЦРТДЮ г.Крымск.ю Краснодарский край

В век компьютеров и интернета почему-то стало не модным заниматься музыкой, в частности- игрой на фортепиано.

В представлении многих людей музыкальная образованность не входит в число так называемых атрибутов успеха, необходимых для успешного современного человека. Многие считают, что не стоит тратить силы и время ребенка на обучение музыке, лучше отдать его на хореграфию, вокал или в какую-нибудь спортивную секцию.

Мне, как педагогу с большим стажем работы, хочется развеять это заблуждение. Мне бы очень хотелось возродить интерес к широкому музыкально-инструментальному обучению и создать все условия для того, чтобы общеразвивающий воспитательный потенциал индивидуальных музыкальных занятий был с максимальной эффективностью реализован в отношении каждого ребенка.

Так почему все же нужно обучать ребенка музыке?

Прежде всего потому, что в основе музыки лежит эмоциональная привлекательность. Музыка, как вид искусства, обладает особой притягательной силой для человеческой психики, нуждающейся в эмоциональных переживаниях. Эмоциональные переживания лежат как в основе развития личности, так и в основе музыкальной одаренности. Именно музыкальная отзывчивость на музыку, а не наличие абсолютного слуха, как считают многие, является главной музыкальной способностью.

И так, главная цель современного музыкального воспитания и обучения- развитие личности ребенка, раскрытии всех ее творческих, интеллектуальных и художественных возможностей, всемерное развитие всех присущих этой личности способностей и потенциальных возможностей при обязательным бережном сохранении ее индивидуального своеобразия, неповторимого духовного склада.

В последнее время социальная и профессиональная значимость человека определяется не столько эрудицией, суммой конкретных профессиональных знаний и умений, сколько более общими творческими возможностями личности: ее способностью к самообучению и саморазвитию. Современному обществу требуются люди умеющие усваивать большие объемы новой информации и оперировать ими, успешно решать нестандартные ситуации и т.д.. Современный человек должен иметь коммуникативные способности и определенный уровень эмоциональной культуры.

В процессе обучения игре на фортепиано обучающийся приобретает знания и человеческие качества, которые в дальнейшем выручат его в любой нестандартной жизненной ситуации. “Образованный человек, — отмечает И.М.Ильинский, -это человек, способный к творчеству… Смысл современного образования — научение творчеству, в котором мысль и совесть, разум и эмоции составляют единый процесс приспособления к изменяющимся и неизвестным условиям”.

Примечательно, что повышение роли музыкальных занятий обычно происходило в моменты наивысшего духовного и культурного расцвета цивилизаций, в периоды торжества общегуманистических идей и ценностей.

Так, в Древней Греции музыка — “гимнастика для души” -наряду с “гимнастикой для тела” и “гимнастикой для ума” — составляла неотъемлемую часть триединого процесса воспитания. В эпоху европейского Возрождения широкое распространение получила игра на струнных и духовых инструментах, и совместное музицирование стало одной из традиционных форм духовного общения. Музыка, наряду с другими науками, преподавалась в университетах. Начиная с конца 18 века, с расцветом эры клавирного искусства, главенствующее значение приобретает музицирование на фортепиано — инструменте, обладающем широчайшими возможностями в передаче музыкальной фактуры и тонких нюансов музыкальной речи. Обучение игре на фортепиано становится важным (а для девушек — обязательным) элементом воспитания культурного человека.Тезис об особой роли музыкальных занятий в воспитании личности получает свое подтверждение не только эмпирически, в опыте многовекового использования музыки как средства духовного развития, но также и на уровне теоретического осмысления.

Интересные данные о положительном влиянии музыки на различные аспекты деятельности человека, об общности психологических механизмов, участвующих в художественном переживании музыки и мыслительных операциях, связанных с интеллектуальной активностью, представлены в работах многих исследователей. Д.К. Кирнарская выдвигает смелое предположение, что все интеллектуальные способности человека зародились и формировались в недрах музыкальной деятельности, которая предшествовала появлению речи и абстрактного мышления. В работах по проблемам развивающего обучения в классе фортепиано (Г.М.Цыпин, А.Г. Каузова и др.) отмечается, что “сам процесс фортепианно-исполнительского обучения обладает значительными резервами общего и музыкального развития учащихся”. Однако в этих работах внимание акцентируется в основном на музыкальном, а не на общем развитии обучающихся. Вопросы же общеразвивающих возможностей фортепианных занятий и их использования в системе массового, общедоступного музыкального образования как средства активизации творческих сторон личности пока еще остаются недостаточно раскрытыми.

Существует взаимосвязь между общими и специальными способностями человека. Эта взаимосвязь образует в структуре личности единую систему, обуславливая и активизируя функционирование друг друга: чем выше развитие общих способностей – тем больше предпосылок для развития специальных способностей, а развитие специальных способностей положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности. Данное положение о взаимосвязи музыкальных способностях с более общими получает свое подтверждение в современных исследованиях. Так, интеркорреляционные исследования, проведенные рядом ученых-психологов, подтвердили давно сложившееся в педагогической общественности мнение о взаимосвязи музыкальных способностей со способностями математическими и языковыми.Замечено, что музыкально одаренные испытуемые лучше справляютс с тестовыми заданиями, а также показывают более высокий уровень успеваемости и обучаемости в целом. Интересно отметить, что в серьезном исследовании Стейнбека, известного специалиста по проблемам таланта и одаренности, именно пианисты показали наилучшие тестовые результаты и выиграли конкурс по математике.

Взаимосвязь развития музыкальных и языковых способностей можно объяснить давно подмеченной искусствоведами близостью музыки и речи, языка «музыкального» и «вербального», что способствует развитию у обучающихся схожих навыков восприятия и особенностей мышления. Итак, индивидуальное обучение фортепиано, являющееся мощнейшим стимулятором развития музыкальных способностей, (что замечательно доказано в методических трудах Г.М.Цыпина и его последователей), заключает в себе также большие возможности и для формирования других, более общих сторон и качеств личности обучающегося.

Большое положительное значение в плане общего развития ребенка имеет тот факт, что в музыкальной деятельности интеллектуальные действия тесно переплетаются с эмоциональными процессами, а эмоциональный компонент, как известно, является важной составляющей творческого мышления и входит в мотивационную структуру познавательной деятельности. При этом в мыслительную деятельность активно вовлекаются подсознательные элементы психической активности, проявляющиеся в явлениях интуиции, инсайта (“озарения”), антиципации (“предчувствия-предвосхищения”) и т.д. Можно сказать, что в музыкальных занятиях активно тренируются, “отрабатываются” все элементы творческого мышления, включая его самые ценные, тонкие, не всегда поддающиеся логическому осознанию механизмы. Вероятно, это связано с тем, что у музыкантов, как показали исследования психологов, меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, и в процессе психической деятельности правое (образно-эмоциональное) – и левое (логическое) полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. Это свидетельствует об особом, свойственом музыкантам, целостно-аналитическом восприятии музыки,в котором тесно сплетаются логические, образные, эмоциональные элементы мышления.

Занятия музыкой активно влияют на формирование и развитие эмоциональных и коммуникативных свойств личности, что связано с самой природой музыки, как одного из наиболее эмоционально насыщенных видов искусства. Искусство является своего рода аккумулятором эмоциональной памяти человечества, главная функция которого состоит в извлечении, передаче и освоении людьми общественно сформированного чувственно-эмоционального опыта, как фактора чисто человеческого развития. Огромный потенциал нравственного воздействия искусства основан на генетическом родстве общей эмпатии (эмоциональной отзывчивости на произведения искусства). В художественном произведении предстает в зашифрованном, закодированном виде человеческая личность со всеми ее чувствами и переживаниями, переданными средствами того или иного вида искусства. Музыка общепризнанно считается искусством, обладающим наибольшими возможностями в передаче чувств и эмоций человека — во всем их богатстве и разнообразии, включая динамику их развития и трансформации. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние слушателей объясняется особой “заразительностью” музыкальных ритмоинтонаций, имеющих много общего и с речевой интонацией, и с ругими формами человеческой экспрессии -мимикой, жестикуляцией.

Инструментальное исполнительство, являясь одной из форм художественной коммуникации, активно влияет на формирование и совершенствование экспрессивных свойств личности — таких, как умение эмоционально высказываться, раскрывать перед другими людьми свои чувства и переживания. Эти умения чрезвычайно важны для полноценного межличностного общения, так как именно неспособность в цивилизованной и убедительной форме выказывать свои чувства и переживания часто служит источником недопонимания, отчужденности и конфликтов между людьми.Стремление музыканта донести до слушателей эмоциональное содержание произведения, передать аудитории свои чувства и переживания — неотъемлемая часть процесса художественной коммуникации, общения исполнителя с публикой. Эта потребность быть понятым, потребность найти отклик своим переживаниям в чувствах других людей формируется в практике игры на инструменте самым естественным образом, причем на всех уровнях музицирования, начиная с самых ранних этапов обучения.

Общеразвивающий эффект занятий музыкальным исполнительством можно объяснить также существованием тесной взаимосвязи между развитием руки человека и его мозгом. Известно, что развития человека, совершенствование ручных действий, их приспособление к условиям трудовой или игровой деятельности, тем или иным предметам и инструментам является стимулятором формирования и развития мышления. “Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, — писал В.А.Сухомлинский, — которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работой рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики».

Очень важно также понимание, что эта связь руки и мозга наблюдается не только в прямом, но и в обратном направлении -то есть она имеет двухсторонний характер. “…При любом двигательном тренинге, будь то гимнастическое упражнение или разучивание фортепианного этюда, упражняются не руки, а мозг” — это положение, по мнению Н.А.Бернштейна, должен хорошо осознать каждый педагог».

Вероятно, трудно найти вид деятельности, предъявляющий к точности, гибкости и разнообразию движений пальцев и кистей рук более высокие требования, чем игра на фортепиано. Для освоения этой сложной и многоуровневой системы движений требуется большое приложение интеллектуальных и волевых усилий, концентрация внимания и оперативной памяти; при этом значительно расширяются психофизиологические возможности ребенка, развитость, “тренированность” центрального двигательного анализатора, или участков мозга, обеспечивающих контроль и управление сферой движений.

Данные экспериментальных исследований психологов и физиологов также подтверждают особую двигательную одаренность музыкантов. Так, у них отмечается большая развитость отделов мозга, отвечающих за моторные навыки и их связь с органами чувств, а также меньшая выраженность доминирования правой руки над левой, более равномерное развитие обеих рук. Музыканты, особенно пианисты, легче справляются с различными тестами на точность и координацию движений.

Так как овладение игрой на музыкальном инструменте процесс, как известно, довольно трудоемкий, требующий большого терпения и постоянства усилий, он создает особые условия для скорейшего формирования у обучающихся общетрудовых умений и навыков, а также соответствующих волевых качеств -таких, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, выдержка и дисциплинированность. Известно, что дети, занимающиеся в музыкальной школе, отличаются особой собранностью и организованностью, что позволяет им за ограниченное количество времени справляться со значительно большим, чем у их сверстников, объемом заданий. Сами условия обучения игре на музыкальном инструменте, помимо уроков с педагогом, требуют ежедневных, длительных и настойчивых, самостоятельных занятий ученика, что предполагает большие вложения собственных усилий ученика. В домашних занятиях ученик остается один на один с разучиваемым произведением, а также с постоянно возникающими в процессе работы текущими трудностями (текстовыми, техническими), с которые ему приходится бороться самому, без помощи и принуждения со стороны педагога. При этом интенсивно развиваются не только настойчивость и терпение, но и такие ценные качества, как самостоятельность мышления, изобретательность и гибкость ума.

Итак, мы видим, обучение игре на музыкальных инструментах обладает огромным общеразвивающим потенциалом и должно занять достойное место в системе массового воспитания и образования детей и подростков.

Источник