Роль фольклора в развитии ребенка

Ирина Зуйкова
Консультация «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинс

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей является народная культура, в том числе устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания

Само слово фольклор — английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы — несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки — песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т. е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке).

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке.

Можно использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические упражнения «Узнай и назови» — достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).

Можно проводить игры — инсценировки; например: «курочка — рябушка на реку пошла».

Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации, например если ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь — людей насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.

Загадки — это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

1) «Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.»

2) «На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры, на ногах шпоры».

Дети быстро отгадывают, т. к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать — придумать загадку об игрушке.

Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай».»Подскажи словечко».

Сказки — являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать.

Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»

Читайте также:  Программа развития ребенка особые образовательные потребности

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, меткостью выражений. Потешки, песенки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.

Малый фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького человека жизни.

Источник

Роль фольклора в развитии детей

Консультация.

 Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает — народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

 В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества — фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

 В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

 Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

 Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

 Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения — мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в «сороку-ворону, которая кашку варила» или в «ладушки-ладушки». Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Источник

Евгения Сенник
Роль фольклора в развитии детей 5–7 лет

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Е. Ю. Сенник

К. В. Романова

Детский сад №18

Невского района

Санкт-Петербурга

Аннотация: В статье рассмотрены основные тенденция и направления использования фольклора для развития детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях. Проанализированы особенности фольклора и его значение при формировании творческих навыков у детей.

Читайте также:  Презентация роль семьи в развитии моральных качеств ребенка презентация

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Весьма необходимым и важным элементом в воспитании и обучении детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях является прививание любви к природе, к окружающей среде, к Родине. Это способствует всестороннему развитию личности.

Прививая детям любовь и бережное отношение к окружающему миру с детства, необходимо помнить о роли художественной литературы в целом, а также устного народного творчества в частности. Такие малые жанры русского фольклора, как народные сказки и песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки помогают не только показать ребёнку красоту и неповторимость Родины, но и привить у ребенка любовь к русской речи, слову.

Используя в детском саду элементы фольклорного творчества (пляски, хороводы, поговорки и так далее) происходит и развитие чувств, основных характерных этнических особенностей ребенка, которые связывают малыша с его народом. Все это способствует и усвоению родного языка, нравов и обычаев страны.

Фольклор – слово образовано от английского (folk) – народ и (lore) – знание, мудрость. На русский язык это слово буквально переводится как «народное знание», «народная мудрость», то есть, говоря иными словами, это душа народа, выраженная в его искусстве.

В педагогике чаще используется следующее понятие:

Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно – поэтическое творчество. Этот термин впервые ввёл в научный обиход в 1846 году английский учёный Вильямс Томс.

Фольклор как устное народное творчество древнее письменной литературы, передаваемое многие тысячелетия из уст в уста из поколения в поколение.

Произведения художественной литературы остаются неизменными на века, получив раз и навсегда своё литературное оформление. А произведения устного народного творчества в устной передаче переходят от певца к певцу, от одного сказочника к другому, и при этом могут несколько изменяться (дополняться, сокращаться) в зависимости от того, что хочет нам поведать исполнитель, на что он хочет обратить своё особое внимание.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». Благодаря тому, что традиции воспитания детей в России формировались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, накопился целый пласт детской культуры, включающий в себя потешки, прибаутки, песни, сказки, игры и многое другое. Всё это – детский фольклор.

Детский фольклор – это часть народной педагогики и элемент устного народного творчества, жанры его интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.

Сам термин «Детский фольклор» в 1921 году ввёл в научный обиход Г. С. Виноградов. Исследования в области детского фольклора связаны с именами В. Я. Проппа, О. И. Капицы, В. И Чичерова, Э. В. Померанцевой, В. П. Аникина, Ю. Г. Круглова, А. Н. Мартыновой, М. Н. Мельниковой и других.

Данные исследования и работы позволяют рассматривать детский фольклор как самостоятельную часть народно – бытовой культуры, а, следовательно, обосновали значение его использования с педагогической точки зрения. Г. С. Виноградов писал: «Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя – практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики».

Следует отметить ещё один важный аспект использования произведений фольклора. Путём ознакомления детей с фольклором, обычаями, традициями, ценностями народа педагог формирует национальное самосознание ребёнка. На современном этапе актуальным направлением отечественной педагогики является обращение к социально – нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление очень перспективно, поскольку связано с непосредственным восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Этническая принадлежность формируется в первые годы жизни. Даже современным авторам, пишущим стихи для детей, очень трудно угнаться за фольклорной детской поэзией. Произведения русского детского фольклора слагались и отбирались веками, а поэтам приходится долго и тщательно выверять каждую строку, чтобы произведения «прижились» у детей.

О тесной связи детской поэзии с фольклором пишет А. Л. Барто: «…У детской поэзии, безусловно, есть свои законы. Она, например, особенно широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии. В лучших стихах для детей мы находим гиперболу, повторы, звукоподражания, меткую игру слов, считалку, загадку».

Именно поэтому фольклор может выступать в качестве ценного дидактического материала в эстетическом воспитании детей 5-7 лет в дошкольных учреждениях. Образы, которые описываются в фольклорных произведениях, доступны и весьма понятны детям. При этом стоит обратить взимание на то, что фольклорные сказки и песни дети не просто слушают, а вовлекаются в сам творческий процесс, в так называемую сказочную игру. В процессе такой игры, сформировавшейся посредством фольклора, у дошкольника происходит познание новых запоминающихся образов, приобретаются навыки, а также умения, развивается фантазия.

Читайте также:  Развитие ребенка первых дней жизни

Необходимо остановится на отдельных фольклорных произведениях, которые оказывают значительное влияние на детей в возрасте 5-7 лет, на развитие их мировоззрения и восприятия.

Так, огромной любовью пользуются у детей народные сказки. В сказках происходит отражение реальной человеческой жизни. Они пропитаны какой-то долей оптимизма, имеют счастливые концовки и в тоже время всегда поучительны. С помощью сказок ребенок переживает совместно с героями такие чувства, которые в дальнейшем оказывают влияние на всю его жизнь. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, что весьма важно для детей возраста 5-7 лет («Поклонился в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»). При этом стоит обратить внимание на то, что воспитатель должен надлежащим образом подобрать ту или иную фольклорную сказку, поскольку она оказывает огромное воспитательное воздействие на дошкольников.

Большой нравственный потенциал содержится и в таком виде фольклорного творчества, как пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки в большинстве случаев обращены к физическому воспитанию подрастающего поколения, прежде всего формированию активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно – эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие своим содержанием пропагандируют здоровый образ жизни («Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже» и т. п.).

Пословицы и поговорки могут использоваться и для трудового воспитания детей в дошкольных учреждениях. Достаточное количество пословиц посвящено именно вопросам труда: «Делу – время, потехе – час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит».

Как раз посредством таких пословиц у детей возраста 5-7 лет происходит формирование положительного отношения к трудовой деятельности, а также к пониманию труда, как основного элемента в жизнедеятельности человека.

Огромное влияние поговорки и пословицы оказывают и на процесс формирования уважительного отношения и любви к Родине у детей данного возраста.

Большое количество пословиц подчеркивает значимость Родины в жизни каждого человека: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «С родной земли – умри не сходи». А детям дошкольного возраста, как раз посредством фольклорного творчества весьма просто привить любовь и уважение к родной стране.

Пословицы и поговорки позволяют развивать мыслительную деятельность у детей. Образность пословиц и поговорок, умение народа описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения, пониманию переносного значения слов, тайного смыла у детей дошкольного возраста.

Большое значение в развитии детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях оказывают и такие фольклорные произведения, как загадки, которые вполне доступны для понимания детям данного возраста. Если педагог удачно подберет загадку, то это позволит вызвать у детей массу положительных эмоций, а также сформировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Загадки расширяют словарный запас детей за счет многозначности слов, а также помогают узнать вторичные, переносные значения слов.

Воспитателям при отборе данных фольклорных произведений необходимо принять во внимание уровень доступности восприятия материала.

Большие возможности эстетического воздействия на детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях оказывает и народная музыка.

Так, фольклорные музыкальные произведения позволяют знакомить детей с обычаями, а также бытом русского народа, жизнелюбием. Такое знакомство в дошкольных учреждениях происходит на специальных музыкальных занятиях.

Таким образом, можно сказать о том, что фольклорное творчество, применяемое в дошкольных учреждениях, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, развитию интереса к культуре, быту страны и отдельно взятых регионов.

Весьма богатое использование всего разнообразия фольклорного творчества в учреждениях дошкольного образования дает наиболее полное представление о самой нации, а соответственно и российском государстве в целом, о ее нравственных, этических, духовных ценностях, формирует у детей уважительное отношение к окружающей природе, к Родине.

Список литературы:

1. Василенко В. А. Детский фольклор — М.: Высшая школа, 2008. — 198 с.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 2009. — 160 с.

3. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Флинта: Наука, 2012. — 320 с.

4. Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Л. Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 2012. — 256 с.

5. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Круглова Ю. Т. — М.:

Источник