Роль физической культуры в развитии ребенка

Роль физической культуры в развитии ребенка thumbnail

Консультация для родителей детского сада. Роль физкультуры в физическом развитии ребенка

Автор: Варенцова Марина Владиславовна, инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №39 корпус 2 комбинированного вида города Тюмени
Описание работы: Данная консультация предназначена для родителей дошкольников, инструкторов по физической культуре, может быть использована педагогами на родительских собраниях.

«Роль физкультуры в физическом развитии ребенка»

Задачи и средства физического воспитания
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Физические упражнения
Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания.
Физические упражнения оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только комплексное их применение в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяют добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта. У закаленного человека повышается устойчивость организма к температурным условиям, солнечной радиации, резким колебаниям погодных условий, увеличивается сопротивляемость к разнообразным заболеваниям.
Физические упражнения представлены следующими видами: гимнастика, подвижные игры и элементы спортивных игр, спортивные упражнения, простейший туризм.
Гимнастика
Гимнастика строится главным образом на движениях, основанных на активной работе крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, лазание, приседание, наклоны и т.п.).
Однако детям предлагают некоторые упражнения, воздействующие преимущественно на отдельные группы мышц, суставы, например упражнения, укрепляющие мышцы стопы (ходьба на носках, перекладывание мелких предметов ступнями ног, перетягивание или собирание шнура пальцами ног и т.д.) или повороты, наклоны головы; сжимание и разжимание пальцев, вращение обруча или палки пальцами.
От 3 до 7 лет дети владеют в основном движениями, которыми им приходится пользоваться в повседневной жизни (ходьба, бросание, приседание и т.п.). Но даже эти простые движения далеки от совершенства: они не точны, недостаточно координированы, скорость их незначительна. Для дошкольного возраста характерно постепенное количественное и качественное развитие движений ребенка.
Основные движения
Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно–сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Особенно усиливается оздоровительное влияние основных движений, если они проводятся на свежем воздухе. Одним из этих видов является ходьба.
Ходьба
Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки (например, подвижной игры, бега).

Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и т.д.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие у детей.

Роль физической культуры в развитии ребенка

Бег
Бег – интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребенка, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости.
Прыжки
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости. Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки.
Ползание
Ползание разносторонне развивает и укрепляет мускулатуру как крупных (плечевого пояса, спины, живота), так и более мелких мышечных групп (кисти рук, предплечья, стопы). При упражнениях в переползании напряжение чередуется с отдыхом, что способствует более длительному функционированию мышц. Как известно, такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на сердечно–сосудистую и дыхательную системы. А момент разгрузки позвоночника в горизонтальном положении чрезвычайно благоприятен для формирования правильной осанки. Во время переползания развиваются координационные способности.
Лазание
Упражнения в лазании совершаются в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении туловища. Все упражнения в лазании проводятся с опорой на руки, на ноги, в так называемом смешанном висе и упоре. При таком лазании в работе принимают участие как мышцы рук и плечевого пояса, так и мышцы туловища и ног. Напряжение мышц чередуется с расслаблением. Это создает благоприятные условия для дыхания. Лазание на одних руках с детьми дошкольного возраста не следует проводить.
Упражнения в лазании, перелезании, пролезании чрезвычайно благоприятны для гармонического физического развития ребенка и формирования осанки.
Метание и ловля
Упражнения в ловле и метании воспитывают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук, плечевого пояса. Они способствуют также совершенствованию координации движений. Для детей дошкольного возраста, у которых координация движений и глазомер развиты еще недостаточно, метание и ловля представляют довольно сложные физические упражнения. Они требуют от ребенка большого напряжения внимания, так как при метании необходимо придать предмету определенное направление, траекторию и скорость полета.
Равновесие
Оно важно для любой детской деятельности. Равновесие является важнейшей функцией организма, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность.
Сохранение равновесия зависит от сложного взаимодействия главным образом, вестибулярного, кожно–мышечного и зрительного анализатора, регулируемых центральной нервной системой. Развитию равновесия способствуют физические упражнения и игры. Поддерживать равновесие помогают балансирование, добавочные, выравнивающие движения рук, ног, туловища, головы. Равновесие совершенствуется в спортивных упражнениях и во время игр. Все задания, связанные с тренировкой равновесия, требуют от ребенка большого внимания, собранности. Они способствуют развитию тонкой координации движений, решительности, уверенности в своих силах. Четкие и точные движения приучают ребенка следить за правильностью занятой позы, что важно для воспитания хорошей осанки.
Танцевальные упражнения
Это танцевальные шаги, элементы плясок, хороводов. Они развивают легкость, ритмичность, плавность, красоту, непринужденность и выразительность движений. Танцевальные упражнения благоприятны для формирования осанки.
Игры
Игра служит основным рычагом физической культуры дошкольника. С помощью игр ребенок овладевает полезным для него двигательным действием и упражняется в нем.
Спортивные игры положительно влияют на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей. Спортивные упражнения служат хорошей подготовкой к занятию спортом в будущем.
Простейший туризм
Это важное средство физического воспитания. Туризм в детских садах – это пешеходные и лыжные прогулки за пределы участка, имеющие целью – совершенствование навыков движения, ориентировки «на местности».
Все перечисленные формы работы связаны между собой и дополняют друг друга. В совокупности они создают определенный двигательный режим.

Читайте также:  Показатели развития ребенка на первом году жизни

Роль физической культуры в развитии ребенка

Лыжи
Передвижение на лыжах – циклическое движение, благоприятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследования показывают, что у детей, которые систематически занимались ходьбой на лыжах, не наблюдалось отклонений в развитии стопы. Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Коньки
Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную системы, закаливает организм, повышает обмен веществ, способствует воспитанию физических качеств (быстрота, ловкость, равновесие, выносливость), а также волевых качеств (смелость, решительность).
Санки
Катание на санках включает различные движения: ходьба или бег с санками, катание других детей, бег с санками до горки, поднимание и скатывание с нее и др. эти движения укрепляют основные группы мышц, развивают сердечно-сосудистую, дыхательную системы, усиливают обмен веществ, закаливают, воспитывают навыки правильной осанки. Кроме того, у детей развиваются физические и волевые качества и положительные эмоции.
Велосипед
Езда на велосипеде относится к скоростно-силовым упражнениям. Это оказывает сильное воздействие на дыхательную систему, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде у детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Самокаты
Катание на самокатах также способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, развивает мышцы ног, стопы и воспитывает быстроту, глазомер, ловкость, равновесие, выносливость. Подбирать самокаты следует по росту детей: в положении стоя на самокате ребенок должен держаться за ручки, не сгибая корпуса.
Плавание
Плавание – это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные качества, мышцы, в том числе мышцы стопы, кисти, пальцев, шеи, что способствует сохранению правильной осанки. При выполнении упражнений в горизонтальном положении, вес тела не давит на позвоночник и стопу, что позволяет предупреждать появления дефектов в осанке и стопе и лечить, если они у ребенка возникли. При плавании осуществляется закаливание организма, теплорегуляция, улучшается обмен веществ, работа внутренних органов. Плавание способствует развитию ловкости, быстроты, равновесия, координации движений, силы, выносливости.

Читайте также:  Как по таблице оценить физическое развитие ребенка

Рекомендуем посмотреть:

Роль физической культуры в развитии ребенка
Консультация для родителей ДОУ. Игра в развитии ребенка

Роль физической культуры в развитии ребенка
Ребенок левша. Советы родителям

Роль физической культуры в развитии ребенка
Если ребенок не любит утренники. Что делать родителям

Роль физической культуры в развитии ребенка
Консультация для родителей детского сада. Ребёнок и телевизор

Источник

 Гиподинамия в современном мире

Для гармоничного развития ребенка необходима оптимальная двигательная активность. Сегодня физкультура, к сожалению, не в списке приоритетов у многих родителей, и поэтому их дети подвержены гиподинамии — недостаточной двигательной активности, а некоторые, даже, ожирению.

Такая ситуация заставляет глубоко задуматься тех, у кого есть чем. В ряде исследований гигиенистов показано, что более 80% дневного времени большинство школьников сидят в школе за партой, дома за компьютером, на кухне за столом, в комнате на диване или просто на полу… И так они проводят в неправильной позе целые дни напролет. А как же подвижные игры, бег и просто ходьба? Да, они иногда бегают — так, для видимости, чтоб отметится: мол, и у нас модные кроссовки есть. А ведь надо учить правильной позе: сначала как надо сидеть, стоять, а потом уже — ходить и бегать. Некоторые хотят еще и прыгать: как правило, на месте и только выше своей головы. Но это уже акробатика, а мы пока о физкультуре кудахтаем.

На уроки физкультуры в среднем приходится всего 1-3% времени бодрствования школьников. Уроки физкультуры и родителями, и детьми зачастую воспринимаются как ненужный, необязательный предмет. Доходит до того что не у всех детей есть спортивная форма и обувь, соответствующая виду занятий. Или же им непонятно, что для кросса нужны кроссовки, для футбола бутсы, а для занятий в зале — кеды… К тому же физкультура в школе зачастую сводится к сдаче нормативов вместо собственно занятий. Дети стремятся отпроситься и пропустить этот урок. А школьная дисциплина сегодня часто исключает подвижные игры: по коридорам бегать нельзя, во двор не выпускают, а спортзал на переменах закрыт… Чем старше школа, тем меньше двигательной активности у детей; особенно она мала зимой.

 Следствия недостаточной физической активности

Гиподинамия дорого обходится. При длительном сидении кровь застаивается в нижних конечностях, скорость обмена веществ снижается, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательными системами. Соответственно, ухудшается и работоспособность в целом. В результате даже самые усердные занятия учебой без достаточной физической активности имеют в целом сомнительный результат — снижается скорость обменных процессов, ухудшается память и концентрация внимания, нарушается координация движений.

Как следствие, устойчивость организма к инфекционным заболеваниям снижается. Понижается тонус сосудов. Может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Все это, в комплексе с неправильным питанием, приводит к ожирению.

У детей, которые мало двигаются, мышцы слабые, неспособные поддерживать правильную осанку. Как следствие, дети становятся сутулыми, страдают от головных болей.

Читайте также:  Ребенок в утробе развитие понедельно

Как бороться с малоподвижностью? Конечно, многоподвижностью!

Естественно, лучше предупредить (предупреждали, но тупым это не помогает), чем лечить, и вообще — не доводить до такого состояния. Сделать это можно единственным способом — правильным питанием, занятиями спортом в совокупности с закаливанием естественными силами природы, разнообразной двигательной активностью. Утренняя физзарядка, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, занятия в спорт клубах, прогулки после обеда и перед сном, активный отдых на выходные.

Регулярные, систематические занятия физической культурой совершенствуют механизмы энергообеспечения повышая защитные силы всех органов и систем человека. Таким образом, физкультура является мощнейшим фактором укреплением здоровья ребенка. Если школа не обеспечивает достаточной нагрузки, необходимо 2-3 раза в неделю посещать спортивные секции.

 Что дает физическая нагрузка для здоровья

 — Работа мозга и центральной нервной системы

Оптимальная работа мышц и их полноценное кровоснабжение создает предпосылки для рациональной работы центральной нервной системы состоящей из головного и спинного мозга. Усложнение двигательных задач с повышением физической нагрузки вызывает регулярное активирование моторных зон мозга и как следствие совершенствование их.

Физическая нагрузка очень благоприятна для становления и развития ряда функций центральной нервной системы — подвижности, уравновешенности, силы нервных процессов. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

 — Внутренние органы

Физическая нагрузка способствует и хорошей работе органов пищеварения, активизирует деятельность печени, почек, кишечника, улучшает функционирование желез. При выполнении физических упражнениях потребность в кислороде растет, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность брюшной полости и грудной клетки. Благодаря этому исчезают застойные процессы в легких, они лучше вентилируются, не скапливается слизь и мокрота.

 Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию опорно-двигательного аппарата ребенка ребенка.

 — Общее самочувствие и эмоциональное состояние

В результате физической нагрузки человек испытывает больше ощущений, в том числе и положительных эмоций.

Двигательная активность необходима для полноценной работы головного мозга, внутренних органов и стабильного эмоционального состояния. Физическая нагрузка является обязательным условием гармоничного развития личности.

 Противопоказания

 Зачастую врачи рекомендуют избегать физической нагрузки — при падении зрения, при астме или так называемой «вегето-сосудистой дистании». Врачи делают это, в большинстве случаев, перестраховываясь и снимая с себя ответственность, их так учили. Поэтому родители должны очень серьезно подойти к данному вопросу. На самом деле, правильно подобранные физические упражнения в большинстве случаев будут благоприятны для выздоровления и профилактики хронических заболеваний.

 Физкультура и формирование личности человека

Физкультура дает возможность научиться правильно и экономно выполнять движения, что позволит организму хорошо приспосабливаться к новым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Ребенок, занимаясь физкультурой, приобретает такие качества, как ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность, растет коммуникативным и нормально социализируется в коллективе.

 На занятиях физической культурой возникают познавательные ситуации, в которых ребенок овладевает и совершенствует технику физических упражнений, приемы практических действий, развиваясь умственно. Тренирующийся учится максимально эффективно выполнять поставленные задачи, быстро принимать правильное решение.

 Когда ребенку нужно начинать тренироваться?

Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых дней после рождения человека.

Полноценное развитие детей без физической активности практически невозможно. Недостаток двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

С самого рождения благодаря двигательной деятельноcти человек познает мир, развивает свои психические процессы, волю, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Если это время будет упущено, то в дальнейшем наверстать упущенное и устранить допущенные ошибки будет крайне трудно.

Основные физические способности и функциональные возможности ребенка нужно  повышать и в старшем школьном возрасте. Этот период — наиболее сензитивный по отношению ко многим физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Источник