Роль фантазии в развитии ребенка
Детская фантазия не имеет границ. Девочки, играя с куклами, разговаривают с ними, пьют вместе с ними чай и подбирают им наряды, а мальчики устраивают перегонки игрушечными машинками на полу.
Порой малыши настолько вживаются в роль, что фантазию невозможно различить от реальности. И родители задумываются о том, не вредит ли такой свободный полет воображения развитию ребенка.
На самом деле фантазия необходима каждому человеку. Без нее мы остались бы в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы картины, не писались бы книги, стихи и прочие произведения искусства. А дети не могли бы усвоить математику, физику, рисование и другие предметы школьной программы.
В этом материале estet-portal.com расскажет Вам о том, какую же роль играет детская фантазия в развитии и жизни ребенка.
1. Как происходит развитие детской фантазии
2. С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства
3. Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи
4. Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями
5. Воображение учит ребенка правильному поведению в реальном мире
6. Детские фантазии – источник творчества
Как происходит развитие детской фантазии
Детское воображение начинает развиваться еще с «самых младых ногтей». До 3-х лет ребенок не видит разницы между реальностью и вымыслом. Он может, например, принять Деда Мороза за реального старика с бородой в тулупе и испугаться его.
В это время дитя еще привязано к матери и постоянно требует ее внимания. Внешний мир он познает через ее руки. Она показывает ему, как нужно играть с куклой, строить домик из кубиков или держать в руках книгу.
«Дочки-матери», «войнушка», «индейцы», «полицейские» и прочие ролевые игры развивают воображение, память, восприятие, внимание, а также интеллект.
А, начиная с 4-5 лет, ребенок уже различает, где реальность, а где выдумка. Именно в этот период дети становятся настоящими фантазерами. В их повседневную жизнь подключаются сюжетно-ролевая игра, которая нужна для развития.
Подписывайтесь на нас в Instagram.
С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства
Часто застенчивые и робкие мальчики фантазируют, что они побеждают своих обидчиков и всегда превосходят их. Например, 5-ти летний Кирилл с захватом рассказывает своим родителям, как он дерется с Колей, который его обидел, как он наносит ему удары, стреляет в него из пистолета и так далее. Хотя на самом деле он и «мухи не обидит».
Такая фантазия с одной стороны может показаться агрессивной, но с другой – посредством нее выходят обиды и агрессия. Это своеобразная психологическая защита от переживаний того, что скромный мальчик не может постоять за себя. Понимая это, родители помогают своему чаду разобраться в его истинных чувствах и переживаниях.
Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи
Детская фантазия – это безопасный клапан, через который ребенок выражает негативные эмоции, страх, тревогу и прочие негативные чувства. Их он еще не осознает.
Приведем следующую ситуацию: малыш обижается на родителей за то, что они больше времени проводят с младшей сестричкой и боится, что однажды они о нем вовсе забудут. Поэтому, чтобы выразить свои негативные чувства, он рассказывает своим предкам, что ему приснился страшный сон, в котором его мама и папа внезапно исчезли.
А через несколько дней выдает, что в детском саду вдруг подумал, что родители разбились на самолете и попали на небеса. На самом деле все это является лишь плодом детского воображения.
Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями
Переезд в другой район или другой город – для взрослых это стресс, а для ребенка – настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.
Детская фантазия – это то, что поможет пережить малышу разлуку. Пребывая в одиночестве, он фантазирует и рано или поздно у него появляется надежда, что все наладится, и он обязательно приобретет новых друзей.
Поэтому в этот сложный период не стоит запрещать своему чаду воображать. Ведь фантазия является главным условием духовного развития.
Воображение учит ребенка правильному поведению в реальном мире
Детские фантазии ярче всего показывают себя в ролевой игре. Когда ребенок примеряет на себя роль мамы, воспитательницы, врача, артиста или других людей, он таким образом готовит себя к взрослой жизни.
Игровые фантазии помогают малышу справляться с новыми ситуациями и правильно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. К тому же, они готовят чадо к встрече с переломными моментами, а также помогают преодолевать страхи и самостоятельно решать проблемы.
Но не только через ролевые игры можно реализовать фантазию. Игрушки также оказывают в этом огромную помощь.
Детские фантазии – источник творчества
Фантазеры меняют мир к лучшему. Они пишут красивые стихи, создают удивительную музыку, рисуют картины с глубоким смыслом, а также делают все новые и новые открытия.
Если бы дети не имели фантазию, а делали бы все строго по образцу, то плоды их действий были бы скучными и похожими. Родители не могли бы гордиться их забавными небылицами, сказками, рисунками и прочими плодами воображения.
Фантазия позволяет ребенку уйти от стандартного мышления, поведения и выражения эмоций.
Поэтому фантазировать ребенку обязательно необходимо. Ведь воображение является источником творчества, которое делает детей уникальными и непохожими на других.
Детская фантазия выполняет важные роли в развитии жизни ребенка. Воображая, малыш тем самым познает окружающий мир, раскрывается, самосовершенствуется, осваивает новые социальные роли и учиться коммуницировать с другими людьми.
Поэтому главная задача родителей – не запрещать ребенку фантазировать, а наоборот, позволить чаду использовать свое воображение по максимуму. И тогда ребенок научиться противостоять жизненным неурядицам, а также вырастет самостоятельной, уверенной, творческой и гармоничной личностью.
Как детские пазлы влияют на развитие ребенка
Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.
Источник
В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать. Но как это сделать правильно? У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша. На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.
В чём сходство и различие между фантазией и воображением?
Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:
- Фантазия. Полностью выдуманная, представленная ситуация, которая не имеет с реальностью ничего общего. Яркий пример фантазий – феи, гномы, единороги.
- Воображение. Приложение реального сценария, его развитие и логическое завершение. Это настоящие образы, которыми ребенок управляет. Малыш может представить, как блестяще он выступит на соревнованиях или ответит на уроке, как это порадует родителей и как в будущем он станет знаменитым спортсменом или ученым.
Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.
Сравнительная таблица воображения и фантазии
Воображение | Фантазия |
Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок | Ситуация или личность, которые далеки от реальности |
В будущем вполне может стать реальностью | В будущем останется выдумкой |
Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит. Выделяют три вида воображения:
- Воспроизводящее. Это способность ребенка представлять то, о чем он услышал, прочитал, что увидел.
- Неуправляемое. Отсутствие соблюдения логики и последовательности событий при моделировании ситуации.
- Творческое. Самостоятельное создание образов, историй, сценариев.
С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:
- решение нестандартных задач, выход из непредвиденных жизненных ситуаций;
- быстрая адаптация к жизни, понимание своей значимости и места в социуме;
- принятие решения с пониманием последствий.
Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.
Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет
Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей. Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов. Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Детям нужно знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью.Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.
Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает малыш, тем бОльшую пищу получает его воображение.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.
- Воображение зависит от опыта человека. Чем больше сделал, прочитал и пережил ребенок, тем богаче будет его фантазия. Поэтом необходимо расширять эрудицию.
- Человек может фантазировать на чужом опыте. Например, он не видел извержение вулкана, но читал или слышал о нем. Значит, он может себе его представить.
- Воображаемые образы зависят от того, в каком настроении сейчас находится сын или дочь. Например, ребенок может представить в лесу леших и бояться туда войти.
Способы развития фантазии и воображения
- Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
- Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
- Ролевые игры. Пусть ребенок представит, что он доктор, а мама или папа – пациент. Так же можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
- Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
- Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и модели замков и самолетов.
Советы для родителей по развитию творческого мышления
Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.
- Покупая развивающие игры, конструкторы, не используйте инструкцию.
- Обсудите предмет в виде диалога: пусть малыш назовет все возможные варианты его использования.
- Попросите ребенка поставить себя на место героя из рассказа, фильма: пусть расскажет, что бы он изменил и почему, какие бы результаты это принесло.
- Пусть ребенок придумывает свои рассказы или сценарии, расписывая ключевые события, характер персонажей, место и время действия.
- Обращайте внимание ребенка на людей. Пусть для каждого он придумает историю: кем работает человек, где живет, куда направляется, что будет делать вечером.
- Кроме самостоятельных занятий включите в программу развития специальные курсы. Фаворитом в среде учителей и родителей по-прежнему остается ментальная арифметика. Это уникальный метод, позволяющий вместе с левым развивать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и воображение.
Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.
Источник
Елена Тимофеева
Консультация «Формирование фантазии и воображения и их роль в развитии ребенка»
Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок был развитым, в частности имел хорошее воображение. Это, казалось бы не сложное качество, нужно всё-таки потрудиться развить. Причём не только самому ребенку, но и во многом при помощи взрослого
Возможность развить его есть у каждого. Неправильно будет полагать, что мир ребенка, который создается его творческой фантазией, предполагается чем-то сложным, не нужным, не понятным для других людей. Не совсем это на самом деле так. Воображение детей, его основа и деятельность основано на личном опыте ребенка, который связан с его повседневной жизнью, привычными для него делами и т. п.
Способствовать постепенному построению детского воображения и фантазий могут стать совсем незначительные, но абсолютно реалистичные впечатления ребенка в повседневной жизни. Их питают знания и впечатления о предметах и действиях в окружающем мире. Поэтому нужно постараться создать как можно больше источников таких знаний. Больше разговаривать, вовлекать в действия, совершаемыми взрослыми (например домашних дел, выделять особенности тех или иных предметов, выделять разницу, делать акценты на сходство и отличия и многое другое.
В большей степени, проявление развития воображения малыша будет выражаться в продуктах его деятельности, рассказах и рисунках. Естественно, от взрослых требуется проявление внимания и одобрения его творчества. Но всё-таки и перехваливать не стоит – у ребенка должен развиться ещё и стимул к дальнейшему творчеству. Желательно будет похвалить за его работу, но также словесно выразить уверенность в том, что он может сделать «ещё и даже лучше».
Существует определённая возрастная динамика развития детского творческого воображения, которую следует учитывать. Начало возникновения детской фантазии приходится на возраст примерно 2-2,5 года. В течение следующих примерно полутора лет ребенок играя с различными предметами реальной жизни начинает приписывать им разные воображаемые функции (например, дощечка –это тарелочка, палочка-ложка). В этом возрасте творческие задумки не имеют определённого плана, они спонтанны. Поэтому создать какой-либо замысел и передать его в рисунке ребенок не способен.
Далее, в возрасте 3-3,5 года у детей начинается переход от предметных игр к сюжетно-ролевым. Задаётся новое направление для развития воображения, жизненный опыт ребенка увеличивается за счет освоения разных ситуаций через игру (например в «магазин», «железную дорогу», «поликлинику»). В этот возрастной отрезок времени дети уже начинают заниматься уже более сложной деятельностью и творить по предварительно созданному намерению и плану. Разнообразие выбора сюжетов и игр, создает благоприятные условия для развития и обогащения воображения и 6-7 летнем возрасте ребенок уже может создавать, действовать и творить только в виде представлений и образов, без опоры на какие-либо предметы и игровые действия.
Конечно следует учитывать особенности любого возрастного периода, в котором находится на данный момент ребенок, наблюдать за его деятельностью, а главное за тем, чтобы она была как только это возможно разнообразнее. Не следует ли малыш одному и тому же шаблону? В этом поможет как раз именно взрослый. Следует подсказать, что кубик может быть и «автобусом», и «пароходиком», и «самолётиком». И если у детей старшего возраста игры уже имеют ролевой характер, то нужно смотреть, чтобы постоянно не повторялся одно и то же действие или сюжет. Гуляя с детьми, желательно обращать концентрацию их внимания на детали окружающей их обстановки, так вы будете способствовать созданию для него новых игровых идей. И несомненно, этому будут помогать и игровые наборы с костюмами.
Обязательно увлекайте детей различной деятельностью, занятиями, которые будут заставлять развиваться детскую фантазию. Рисование во всех его видах, лепка, изготовление различных поделок. Любая новая для ребенка деятельность станет для него полезной.
Не забывайте, что воображение относится к очень важной стороне нашей жизни. Если бы у человека не было фантазии, то человечество лишилось многих важных научных открытий, изобретений, произведений искусства. Можно утверждать, что во многом материальная и духовная культура человечества является результатом воображения и творчества человека.
Источник
Особенности фантазии у детей
Вымышленный мир занимает значительное место в жизни детей. Все волшебные сказки, книги, мультфильмы способствуют развитию воображения. Без него у ребенка не разовьется абстрактное мышление и способность придумывать новое, творить и изобретать. Но некоторые фантазии детей вызывают опасения у взрослых. Они боятся, что ребенок утратит связь с реальностью и забудет о конкретных вещах. К тому же, фантазии бывают совсем не безобидными и могут приобретать характер лжи. Последнее свидетельствует о наличии серьезных психологических проблем или нарушении коммуникации между ребенком и значимыми взрослыми.
До определенного возраста, примерно до 12-13 лет дети не всегда осознают грань между вымышленным и реальным миром. Поэтому у них часто появляются воображаемые друзья или страх перед сказочным персонажем. Детские фантазии могут тревожить и пугать взрослых — они считают, что воображаемый друг появляется от того, что с ребенком никто не дружит. На самом деле фантазии являются естественным этапом развития креативного мышления.
Развитию фантазии у детей от 2 лет способствует чтение сказок, игры с предметами и игрушками. Далее, к 3 годам появляется способность играть в ролевые игры, например, «магазин», «дочки-матери» или «школа». Некоторые дети придумывают собственные истории, играя с камнями, растениями или другими предметами.
Воображение может формировать у ребенка такие полезные привычки, как планирование и организация собственной жизни, полезная релаксация, творческая активность. Но фантазии могут быть и настораживающими и внушать опасения, если они появляются из страхов или лжи. Ребенок может лгать по разным причинам — из страха быть наказанным или слишком большого количества запретов.
Фантазия отличается от лжи тем, что способствует развитию у ребенка способности к творчеству. А ложь — это преднамеренное искажение фактов с целью самозащиты или получения выгоды. Бороться с детской креативностью не следует, а для профилактики лжи взрослым следует задуматься о собственных методах воспитания и взаимодействия с ребенком.
Как воображение формирует полезные привычки?
Родители сегодняшних дошкольников стремятся начать их всестороннее развитие как можно раньше, отдавая их во всевозможные кружки и секции. Ими движет стремление сделать ребенка успешным, образованным и креативным. Но, как ни странно, раннее начало дополнительного образования не способствует развитию полезных привычек. Например, при возникновении перерыва в занятиях ребенок скучает и не знает, чем себя занять. Наличие свободного времени способствует развитию фантазий. Поэтому необходимо, чтобы у ребенка выработались привычки для досуга вне детского сада, школы или кружков.
Детское творчество — это еще один интересный и полезный способ познания мира. Поскольку дошкольнику еще не знакомы естественный и точные науки, вроде физики и математики, то он многое додумывает и придумывает. Не все взрослые способны адекватно оценить рисунки, рассказы или поделки. В некоторых случаях они не обращают на них внимания или критикуют. И это лишает ребенка многих полезных навыков, в том числе и развития креативности. Кроме того, отсутствие внимания родителей к детским рассказам способно серьезно ухудшить отношения с ребенком.
Фантазии играют важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Они способствуют развитию творческого мышления, которое пригодится ему в любой сфере деятельности и при выборе будущей профессии. Творчествопомогает развивать эмоциональный интеллект, навык параллельной обработки информации и способность к планированию.
Фантазии и стремление к творчеству
Без фантазии не появились бы значимые произведения мировой художественной культуры и полезные изобретения, без которых невозможно представить жизнь современных людей. Если взрослые не препятствуют развитию воображения у ребенка, то вполне возможно, что со временем он станет талантливым ученым, изобретателем или педагогом. Существуют даже специальные кружки для развития креативного мышления.
Воображение не обязательно развивать в кружках — родители могут и сами заниматься с ребенком — рисовать, читать, делать поделки. Обсуждение книг или мультфильмов способствует не только развитию креативности, но и критического мышления. Не следует бояться и слишком богатой фантазии и замены реального мира на воображаемый. Ребенок способен осознавать границы между фантазией и реальностью.
Игра помогает получить представление о мире и его устройстве. Эту же функцию в жизни ребенка выполняет и фантазия. И это вовсе не бесполезная трата времени, как думают многие взрослые, а пути к развитию многих полезных навыков. В возрасте 3-4 лет он способен различать понятия «по правде» и «понарошку». Опасаться смешения фантазий и реальности следует только тогда, когда у ребенка наблюдаются некоторые психологические проблемы — неуверенность в себе, навязчивые страхи или повышенная тревожность.
Воображение может способствовать развитию страхов и избавлению от них. Например, ребенок дошкольного возраста может нарисовать монстра, который будто бы находится под кроватью и сделать его веселым — раскрасить яркими красками или пририсовать бантики. Взрослым не следует ругать или критиковать малыша за его страхи. Вместо этого следует поговорить с ребенком о том, что его беспокоит и посидеть рядом с ним.
Развитию «страшных» фантазий способствует просмотр телевизора и компьютерные игры. Поэтому взаимодействие малыша до 5 лет с визуальным контентом следует ограничить. К тому же книги больше способствуют развитию воображения, чем мультики или видеоигры. Не следует ругать или критиковать ребенка за мысли «о розовых слонах» на уроке математики. Возможно, что его интерес вызывают не цифры, а гуманитарные предметы, такие, как история или литература.
Играя в игры и проявляя фантазию, ребенок самостоятельно учится отличать реальный мир от воображаемого. Поэтому, в большинстве случаев у взрослых нет повода опасаться, того, что он «уйдет» в него полностью. Безусловная польза детских фантазий заключается в развитии интеллекта и креативности, которые пригодятся ему в различных сферах деятельности.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник