Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка thumbnail

Похожие главы из других работ:

Влияние сеансов и циклов лечебного массажа на состояние двигательных качеств детей от 0 до 1 года

1.1 Особенности развития двигательных функций у детей до года

Моторные, или двигательные навыки (рефлексы) подобно кирпичикам здания, составляют все движения нашего тела. Любое из них базируется на одном, а чаще на нескольких таких навыках. Мы начинаем приобретать двигательные рефлексы с момента рождения…

Детский церебральный паралич

1. Проблемы двигательных нарушений в детском возрасте

Радуясь, глядя, как грудной ребенок осваивает свои первые шаги, умиляясь «шустрости» дошкольника, удивляясь возможностям освоения им хитроумных гимнастических упражнений, мы редко задумываемся над тем…

Детский церебральный паралич

4. Синдромы двигательных нарушений. Формы ДЦП

Двигательные нарушения при детских церебральных параличах обусловлены тем, что повышенный мышечный тонус, сочетаясь с патологическими тоническими рефлексами (тоническим лабиринтным и шейными рефлексами)…

Дефицит развития речи

1. Этапы развития речи ребенка

Речь в своем развитии проходит определенные этапы:

· экспрессивно-мимический;

· предметно-действенный;

· речевой.

К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения…

Заболевания сердечно-сосудистой системы у спортсменов

1. Нарушения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Роль ЭКГ в диагностике нарушений

В основе этиологии и патогенеза повышенного АД у спортсменов лежат те же факторы, что и у не занимающихся спортом.

Среди различных факторов, оказывающих влияние на развитие гипертонической болезни…

Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей

4.5 Причины двигательных нарушений при ДЦП

Причина любых церебральных параличей — патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Заболеваемость оценивается в размере 2 случаев на 1000 новорожденных…

Наследственные факторы в патологии речи

Методы исследования генетической обусловленности нарушений развития речи

Для изучения генетической детерминированности и социального влияния на развитие речи обычно используется близнецовый метод…

Органосохраняющий подход к лечению осложненных дуоденальных язв с учетом трофических нарушений слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки

1 Роль нарушений микроциркуляции в развитии трофических нарушений

Снижение кровотока гастродуоденальной слизистой признана одним из существенных факторов ульцерогенеза. Как правило, локальное снижение регионарного кровотока, расстройство микроциркуляции, сопровождающееся развитием тканевой гипоксии…

Органосохраняющий подход к лечению осложненных дуоденальных язв с учетом трофических нарушений слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки

2 Роль Н. руlori в развитии трофических нарушений

Значение Н. руlori в патогенезе гастродуоденльних заболеваний на сегодняшний день очевидна. Обсеменение слизистой оболочки желудка и ДПК рассматривается как один из важнейших факторов патогенеза язвы ДПК…

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность…

Патологии органов

5. Роль почек в реакциях компенсации нарушений кислотно-щелочного равновесия

Почки осуществляют регуляцию содержания кислот и оснований в организме с помощью трех основных процессов:

1. Ацидогенез (секреция H?-ионов эпителием канальцев нефрона и выведения их с мочой путем преобразования основных фосфатов в кислые…

Психосоматическая гармонизация. Профилактика нарушений осанки

2. Роль, направленность физических упражнений в профилактике нарушений осанки. Индивидуальные, возрастные аспекты

Физическая подготовка и профилактика нарушения осанки — одна из самых важных и актуальных проблем государства. Здоровье нации — это залог ее процветания, это тот решающий потенциал, который в конечном итоге определяет судьбу любых реформ…

Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)

2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка

Филогенез и онтогенез коры больших полушарий

Формирование коры в ходе внутриутробного развития ребенка

Ученые из Института Салка (США) смогли выяснить, как в ходе внутриутробного развития формируется кора головного мозга. Ранее нейробиологи знали, что для образования коры, состоящей из шести разных слоев…

Этиология опухолей. Клинические проявления гемолитической желтухи

3. Причины, механизм развития, характеристика нарушений обмена желчных пигментов при гемолитической желтухе. Клинические проявления

Гемолитическая желтуха — желтуха вследствие интенсивного гемолиза эритроцитов. В крови повышено содержание непрямого билирубина, увеличено выделение стеркобилина и уробилина.

Отравления веществами, вызывающими гемолиз (например…

Источник

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. В структуре дефекта очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Разграничить первичный и вторичные нарушения в нервно-пси­хическом развитии возможно посредством оценки двигательных на­рушений Каждый вид двигательных реакций обеспечивается впол­не определенными системами нервных центров и проводящих пу­тей. Состояние моторики ребенка является как бы косвенным объ­ективным показателем зрелости различных отделов ЦНС. Мно­гие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов.

Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека подтверждается многочис­ленными исследованиями (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А. Ухтом­ский, Н.И.Жинкин и др.). Первой, доминирующей врожденной формой деятельности человека является двигательная. Движение, по мнению М.М.Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга.

Разработка научно-методических основ физического, трудо­вого воспитания и вопросов профориентации учащихся специаль­ных школ требует, по мнению Е.М.Маспоковой (1987), тщатель­ного анализа как структуры основного дефекта, так и двигатель­ных особенностей и возможностей аномальных детей. Двигатель­ные нарушения препятствуют коррекции и компенсации основ­ного дефекта, затрудняют трудовую адаптацию.

Оценка двигательных нарушений, с позиций первичных и вто­ричных нарушений в развитии, имеет исключительно важное зна­чение в аспекте дифференциальной диагностики различных ано­малий развития и, что очень важно, определения профиля специ­ального коррекционного учреждения.

Е.М.Мастюкова (1987) выделяет четыре аспекта дифференци­альной диагностики в связи с различными вариантами двигатель­ных нарушений.

Первый — двигательные нарушения являются составной ча­стью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Это может быть моторная недостаточность при неосложненной форме олигофрении. Двигательные нарушения определяются теми же механизмами, что и основной дефект, а именно — недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (корковых зон двигательно-кинестетическо го анализатора).

Второй — двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Это может быть нарушение моторики у слепых и слабовидящих детей, что обусловлено слабо­стью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и коорди­нации движений.

Третий — двигательные нарушения являются ведущими в структуре сложного дефекта. Видами таких сложных дефектов яв­ляются сочетания олигофрении и ДЦП, нарушений слуха и ДЦП. Выраженность двух дефектов может быть неодинаковой. В этом случае основной дефект осложняется дополнительным.

Четвертый — двигательные нарушения выступают в каче­стве основного дефекта. Это дети с детским церебральным пара­личам (ДЦП). Патогенез ДЦП определяется нарушениями взаи­модействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений. Мастюкова Е.М. (1987) выделяет позитивные и нега­тивные синдромы при ДЦП. Доминантные очаг — низжлежащие мозговые структуры, обладая повышенной возбудимостью, тормо­зят работу других нервных центров более высоких уровней. Ней­рофизиологические предпосылки для развития произвольных дви­жений и ряда психических функций, в связи с этим, при ДЦП от­сутствуют.

Известно, что аномалии развития проявляются в своеобраз­ных отклонениях формирования ряда нервно-психических функ­ций. Эти отклонения могут быть первичными (вследствие орга­нического поражения ЦНС) и вторичными (как следствие основ­ного дефекта). Оценка двигательных нарушений позволяет опре­делять и разграничивать первичные и вторичные отклонения. Это обстоятельство обусловлено, тем что состояние моторики ребен­ка, по мнению Е.М.Мастюковой, косвенным образом свидетель­ствует о степени зрелости различных отделов ЦНС или о наруше­нии созревания ее отделов. Большинство моторных актов осуще­ствляется при условии тесного взаимодействия зрительного, слу­хового, тактильного и двигательно-кинестетического анализато­ров. Развитие двигательного анализатора отражает уровень интегративности, достигнутый в развитии.

Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная недостаточность и-несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зри­тельно-моторной координации и ручного праксиса.

Знание общих закономерностей и этапов нормального мотор­ного развития позволяет выявлять отклонения в развитии двига­тельных функций и выбрать адекватные пути их коррекции. На ос­нове нейроонтогенетического подхода Е.М.Мастюкова выделила несколько этапов закономерных норм моторного развития от ро­ждения до 30 месяцев жизни ребенка.

Е.М. Мастюкова формулирует общие закономерности нормаль­ного моторного развития, которые присущи и детям с аномаль­ным развитием.

Первая — развитие двигательных функций осуществляется по пути преемственности и стабильности.

Вторая — последовательные стадии в развитии функций перекрывают одна другую. В коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.

Третья — по мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции от­дельных движений.

Четвертая — развитие двигательных функций происходит по цефалокаудальному принципу — развитие произвольных движе­ний начинается с головы к верхним, а затем к нижним конечно­стям. Координация двигательных навыков совершенствуется в этой же последовательности. Произвольные движения формиру­ются в последовательности: голова, руки, ноги.

Пятая — развитие двигательной функции совершенствуется от проксимального в дистальном направлении, то есть движения частей тела, расположенные ближе к средней линии тела, форми­руются раньше, чем движения в более удаленных областях.

Таким образом, специфика двигательного развития является общей закономерностью аномального развития, которая имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1930 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.

4. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.

Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) предусматриваются охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности.

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.

Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

Источник