Роль домашних животных в развитии ребенка

Роль домашних животных в развитии ребенка thumbnail

Статьи » Дети и домашние животные

Роль домашних животных в жизни детейЖивотных любят все дети. Обычно в возрасте 6-8 лет ребенок начинает просить у родителей купить  ему котенка, щенка, морскую свинку, хомячка, — кого угодно, лишь бы какую-нибудь живую зверюшку, потому что дети высоко ценят общение с животными. Но многие взрослые в появлении дома четвероногого друга видят только проблемы. Пугает возможное проявление агрессии со стороны животного к малышу, необходимость постоянно ухаживать и убирать за питомцем. Однако, если подобрать животное, подходящее возрасту ребенка, его характеру и интересам, то большинство неприятных моментов можно избежать.

Роль животных в развитии детей

Педагогический аспект

Дети и собака

Домашний питомец является не только источником тепла, ласки и другом, но и оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рядом с четвероногим другом ребенок учится быть организованным и дисциплинированным. Домашний питомец учит ребенка нести ответственность за других. Ребенок осознает, что животное — это не игрушка, и за ним нужно ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать. Навыки общения с домашним животным помогут ребенку во взрослой жизни, он научится отвечать за свои поступки.
В зависимости от возраста ребенка определяется и степень ответственности его в отношении питомца. Так, в возрасте 3 лет ребенок может выгуливать собаку или кошку вместе с родителями, помогать насыпать корм, следить, чтобы у животного всегда была чистая вода для питья. Ребенку 7-9 лет уже можно доверить самостоятельно выгуливать небольшого четвероногого друга. В 14-15 лет ребенок может стать хозяином животного и нести большую часть ответственности за него.

Социальная адаптация

Четвероногий друг для ребенка — это лучший психолог и помощник в вопросах социальной адаптации. Дети, у которых есть собака, легче остальных вливаются в новый коллектив и заводят друзей. Собака может помочь застенчивому ребенку вступить в контакт со сверстниками во дворе, найти приятелей. Соседские дети обязательно начнут расспрашивать о животном, пытаться поиграть с ним, таким образом общение между детьми завяжется само собой. Совместное выгуливание питомца может сплотить даже самых неразговорчивых детей.  

Физическое развитие

Домашнее животное способствует физическому развитию ребенка. Когда ребенок гуляет с собакой, играет с ней в мяч, он находится в постоянном движении, у него развивается правильная координация. Кроме того, общение с животными снимает стресс, способствует налаживанию отношений в семье.

Интеллектуальное развитие

Ребенок и собакаДомашнее животное помогает ребенку познакомиться с окружающим миром. Четвероногий друг — это источник первых знаний о природе. Ребенок наблюдает за питомцем, за его поведением, отмечает реакцию на поглаживание, на различные команды. Животное также имеет большое значение в развитии сенсорики у ребенка. Через органы чувств ребенок воспринимает объекты и учится их называть: форма, величина, цвет, запах, движения, фактура шерсти, расположение и т.д.
Общение с домашним питомцем развивает и логическое мышление. Ребенок учится видеть связи и зависимости. Например, если кошка стоит у миски и мяукает — значит она голодная, если собака рвется к двери, подпрыгивает и машет хвостом — значит она хочет погулять.
Животное является источником различных видов деятельности, в результате которых у ребенка формируется наблюдательность, любознательность, развивается фантазия.

Нравственное развитие

Животное позволяет ребенку испытать первые переживания и радости. Четвероногий друг рождает положительные эмоции, что очень важно, потому что в современном мире именно положительных переживаний больше всего и не хватает.
Общаясь с домашним питомцем, у ребенка развивается чувство прекрасного, он учится видеть естественную красоту. Бережное и заботливое отношение к домашнему животному, которое проявляет ребенок, переносится им и ко всему животному миру в целом.

Какое домашнее животное выбрать для ребенка

Ребенок 3-4 лет
В этом возрасте малыш активно познает окружающий мир. Завести домашнее животное уже можно, но ухаживать за ним пока придется взрослым. Детям 3-4 лет лучше заводить аквариумных рыбок, попугая, хомяка, морскую свинку или кролика. Ребенку нужно сначала рассказать о повадках животного, характерных особенностях. Сначала ребенок будет просто наблюдать за тем, как ухаживают родители за питомцем, а затем постепенно и сам вовлекаться в процесс ухода.
Мальчик и попугайСледует помнить, что дети способны в самых неожиданных формах проявлять свой интерес к живности: достать рыбку из аквариума, чтобы подержать ее в ладошках, погладить птичку, помыть хомячка. Поэтому взрослым следует быть всегда внимательными и не разрешать детям совершать подобные действия. Нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, иначе питомец может заболеть.
Ребенок 5-6 лет
В этом возрасте обязанности ребенка по уходу за домашним животным могут быть расширены. В 5-6 лет уже можно доверить мыть поилки, насыпать самостоятельно корм и наливать воду в миску. Но пока все это ребенок должен делать под контролем взрослых.
Для детей данного возраста можно завести аквариумных рыбок, птиц, морскую свинку, кролика, хомячка.
Ребенок 7-8 лет
Дети в этом возрасте могут ухаживать за домашним животным уже практически самостоятельно. Очень полезным будет чтение рассказов о животных, в которых дети могут узнать новую информацию о повадках и особенностях различных представителей животного мира. Взрослые должны дать понять детям, что животным нужно создавать условия, приближенные к природным, и кормить их нужно тем, что они едят в природе.
Для того, чтобы ребенок получил навыки ухода за разными животными, проводил сравнительные наблюдения за их поведением, можно завести несколько питомцев, например, попугайчика и рыбок.
В младшем школьном возрасте ребенку можно завести тех же животных, что и для более ранних возрастов, а также собаку или кошку. Но уход за четвероногими пока не должен полностью перекладываться на ребенка.

О чем стоит подумать, прежде чем завести питомца

ПДети и домашние животныережде всего нужно понимать, что домашнее животное вы заводите не только ребенку, но и себе. Если ребенок еще мал, то большая часть обязанностей по уходу за питомцем ляжет именно на ваши плечи. Подумайте, готовы ли принять на себя новый груз ответственности и новые заботы. Заводя животное, вы заводите нового члена семьи, который будет требовать не только много внимания, времени, но и определенных денежных затрат.
Также стоит подумать, позволяют ли вам жилищные условия завести домашнее животное. Если вы живете в собственном доме, то можно завести любое животное. А в малогабаритной квартире даже рыбкам может не найтись подходящего места.
Если вы все-таки не готовы содержать домашнее животное, то лучше его не заводить. Иначе, когда вы решите отдать животное, это может стать большой трагедией как для ребенка, так и для питомца.

Опасности, исходящие от домашних животных

Домашние питомцыЖивотные могут представлять опасность для детей. Прежде всего, это аллергия. Если ребенок или кто-то в доме склонен к аллергическим реакциям, животное заводить не рекомендуется. Также многие животные являются переносчиком различных инфекций, которые очень легко может подхватить ребенок. Поэтому если вы заводите питомца, нужно периодически показывать его ветеринару и сдавать необходимые анализы. Опасность может исходить и от собак крупных пород. Такие собаки физически сильнее ребенка, поэтому лучше их не заводить. Также не рекомендуется заводить собак с неуравновешенной психикой.
Если правильно выбрать домашнего питомца, ответственно подойти к его воспитанию, обеспечить тщательным уходом, то все опасности можно свести к минимуму.

Взвесьте все «за» и «против» и выберите именно того домашнего животного, который больше всего подойдет вашему ребенку. Поверьте, для него это будет самый лучший подарок! Удачи!

Добавить комментарий

Владимир Шебзухов «Наталка»
читает автор
Видео

Роль домашних животных в развитии ребенка
Владимир Шебзухов

4 года назад

Строгий папа
Владимир Шебзухов

Был Коля чем-то недоволен.
И мама вдруг спросила Колю —
«Ты бы хотел иметь сестричку?
Мы заплетали б ей косички,
Помощницей бы вырастала…
Всё в доме веселее б стало!»

Хоть Коля хмурым оставался,
Но маме всё-таки признался,
Раскрыв свой недовольный ротик –
«Сестрёнку я иметь не против,
Если такое вдруг случится…
Но папа больно будет злиться…

Ты вспомни, вспомни, между прочим,
Как папа злился очень, очень —
Тут голосок притих ребёнка —
Когда я притащил… котёнка!»

Роль домашних животных в развитии ребенка
Владимир Шебзухов

4 года назад

Домашние животные
Владимир Шебзухов

Вопрос звучал, едва притих
Гул деток беззаботных —
А держит дома, кто из них,
Каких-нибудь животных?

И каждый стал перечислять
Домашних птиц-зверят.
Любовь к животным не отнять
У маленьких ребят.

Вот Петя стал перечислять.
Он сто-о-ольких перечислил.
Такую живность, чтоб держать,
Даже никто не мыслил.

Помимо кошек и собак,
Есть земляной червяк.
Ведь папе без него никак.
Он у него рыбак.

А, так же, держат у себя
Варана (коль не врёт).
Ещё, кого он назовёт,
Уж ждал ответ ребят.

И в окружении раззяв,
Лицо вдруг сделав умное,
Добавил, носик приподняв —
Мороженую скумбрию!

Наталка
Владимир Шебзухов

Слыла разбойницей Наталка.
Чуть что – ждала мальчишек палка!
И не случайно во дворе
Девчонки прятались за ней.

Не приходилось с ней скучать.
Могла идею преподать,
Чего-нибудь да замутить…
С Наталкой все не прочь дружить!

От шумных дел отвлечь ребёнка —
Решили подарить котёнка.
Добавил папа, между прочим:
«Играй с котёнком, как ты хочешь!»

Сказала, гладя шерсть, Наталка –
«Как я хочу, то так мне – жа-а-лко!»

Домашние животные
Владимир Шебзухов

Вопрос звучал, едва притих
Гул деток беззаботных —
А держит дома, кто из них,
Каких-нибудь животных?

И каждый стал перечислять
Домашних птиц-зверят.
Любовь к животным не отнять
У маленьких ребят.

Вот Петя стал перечислять.
Он сто-о-ольких перечислил.
Такую живность, чтоб держать,
Даже никто не мыслил.

Помимо кошек и собак,
Есть земляной червяк.
Ведь папе без него никак.
Он у него рыбак.

А, так же, держат у себя
Варана (коль не врёт).
Ещё, кого он назовёт,
Уж ждал ответ ребят.

И в окружении раззяв,
Лицо вдруг сделав умное,
Добавил, носик приподняв —
Мороженую скумбрию!

Чау-чау
Владимир Шебзухов

Хвалился Вовка во дворе
Собачкой «чау-чау»
Лишь на вопрос звучал ответ,
Все восклицали «Вау!!!»

Слыхали дети в первый раз
О странной той породе.
Никак не кончится рассказ.
Но не устали, вроде.

И «чау-чау» на устах
Уже у всех звучало.
А Вовка, видно не устал
Рассказывать сначала.

Один вопрос сменял другой.
Уж всё казалось ясно.
«А правда ль пёсик-пёсик твой,
Ест только мясо-мясо?»

Ответа точного не знал
Но, отвечать-то надо.
Подумал, а потом сказал —
«Конечно правда-правда!»

Роль домашних животных в развитии ребенка
котенок

8 лет назад

спасибо

Источник

Роль домашних животных в развитии ребенка и формировании его характера

Когда дети просят завести животное в доме, многие родители сразу же говорят «нет». Они представляют какое количество хлопот домашний питомец может им доставить, ведь необходимо его кормить, мыть, водить к ветеринарам. Если это собака, то еще и выгуливать, причем вне зависимости от погоды и времени года. Родители понимают, что ребенок сам не справится с этими обязанностями и им придется их взять на себя, а забот и так хватает.

С другой стороны, многие отдают себе отчет в том, что общение с друзьями нашими меньшими положительно сказывается на формировании характера и личных качеств ребенка, а также физического здоровья. Порой аргументы «за» перевешивают.

Ответственность и обязанности

Присутствие животных в доме воспитывает в ребенке такое качество, как ответственность и забота о ближних, ведь животные зависят от нас, необходимо за ними ухаживать. Если ребенок участвует в уходе за котом или собакой, это помогает скорректировать эгоистические тенденции в формировании характера. Позже, если у этого малыша появится братик или сестричка, то в общении с ними ребенок будет воспроизводить данную модель поведения, а именно заботу о младших.

Кроме того, если малышу удается уход за домашним питомцем, это повышает его самооценку и уверенность в собственных силах, он начинает гордиться своими достижениями.

Присутствие животного дома приучает ответственности не только по отношению к кому-то, но и учит брать на себя обязательства, ведь животное не игрушка, его нельзя отложить в сторону, накормить позже, не вывести на прогулку. Ребенок учится оценивать последствия своих действий. Если собаку не выгулять, то дома на полу появится лужа и, при правильном подходе родителей к этому вопросу, убирать эту лужу придется малышу, перебарывая брезгливость. Если животное не накормить, то они станут навязчивыми, громкими, а впоследствии это может сказаться на их здоровье. Эти факты также помогают выстроить в голове ребенка причинно-следственные связи, так как результат действий хозяина в отношении с животными виден достаточно быстро.

Животные очень быстро приучают к дисциплине, а это положительно сказывается на учебном процессе и занятиях спортом.

Настоящий друг

Как любой настоящий друг, домашний питомец бывает с ребенком не только в минуты радости, но и в печали. Малышу бывает намного легче рассказать собаке или коту о проблеме, которая его тревожит, ведь животное никому не расскажет, а на душе станет легче. Именно поэтому животные помогают снять стресс и успокоить ребенка.

В ситуациях, когда родители вынуждены оставить ребенка одного в квартире, домашние питомцы, особенно достаточно крупные, помогают сгладить чувство одиночества, а также избавить от ряда детских страхов. Например, ребенок перестает пугаться звуков в темной комнате.

Эмоциональное развитие

Если в доме есть домашнее животное, то риск того, что ребенок замкнется в себе намного меньше, так как животные провоцируют ребенка на проявление эмоций, причем разного характера, от смеха до гнева.

Кроме того, ученые сделали наблюдение, что многие дети любят играть с животными в ролевые игры, которые необходимы для правильного формирования характера. Например, можно поиграть во врача либо в учителя. Дети любят читать животным, так как они, обычно, внимательно слушают, но не перебивают и не высказывают своих замечаний. Именно тут фантазия ребенка раскрывается во всей своей полноте.

Физическое развитие

Учеными доказано, что дети, которые с раннего возраста общаются с животными, намного меньше подвержены риску развития аллергии и таких заболеваний, как астма. Это объясняется тем, что в первые годы жизни организм ребенка адаптируется к окружающей среде и, если в этой среде есть место для кошачьей или собачьей шерсти, то у ребенка формируется сильный иммунитет, а шерсть не воспринимается как аллерген.

Если ребенок является единственным в семье, то родителям часто приходится ломать голову, чем бы его занять. Не всегда в округе есть друзья или подходящий круг для общения. Именно в этой ситуации домашнее животное способно помочь и родителям, занять ребенка на какое-то время, ведь лучшего компаньона для физических игр тяжело себе представить. Если в доме живет собака, то количество времени, проведенное на улице, порой зачастую намного больше, чем у детей без домашних животных. Это уж точно лучшая альтернатива мультикам и компьютерным играм.

Несомненно, у родителей, одновременно воспитывающих и детей, и животных, намного больше хлопот и меньше свободного времени, однако, заливистый смех и положительные эмоции, которые домашние питомцы дарят детям, с лихвой это компенсируют, а роль братьев меньших в формировании характера ребенка тяжело переоценить.

Источник

Мария Евграфова
Роль домашнего питомца в жизни ребенка

Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте. Особое значение в этом имеет ознакомление дошкольников с миром животных. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. В то же время общение с животными способствует бережному отношению к природе и братьям нашим меньшим в частности. У дошкольников появляется чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.

В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно — не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым много. А давайте посмотрим, что в психо-эмоциональном развитии ре-бенка значат животные.

Человек — часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен ис-пользовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением. Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выживать.

Животные могут оказывать терапевтическое воздействие. Современная медицина отмечает, что домашние животные в качестве положительного эмоционального фактора способствуют исцелению некоторых сердечнососудистых заболеваний и нервных расстройств. Исследованиями зарубежных ученых установлено, что владельцы кошек, собак, попугаев живут на 4–5 лет дольше, чем другие люди. Домашние животные могут облегчать течение любых болезней, а некоторые – излечивать полностью. Уже несколько лет в мире активно развивается анималотерапия – наука о лечении с помощью животных.

Общение с лошадьми, верховая езда помогают инвалидам, особенно детям, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психики. Иппотерапия – это еще и особая форма лечебной физкультуры, при которой задействованы буквально все основные группы мышц.

В качестве детских пернатых докторов особым уважением пользуются попугайчики. Логопеды с их помощью лечат заикание и другие недостатки речи.

Представьте себе, что холоднокровные животные – ящерицы и рыбки – тоже могут исцелять! Недаром еще в древнем Китае врачи настоятельно рекомендовали своим пациентам наблюдать за рыбками в аквариуме. Это не только успокаивает нервную систему, но и помогает расслабиться уставшим глазам.

Домашние любимцы – мощный источник положительных эмоций и эффективное средство для снятия стресса. Причем для того, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, не обязательно заводить непременно кошку или собаку – достаточно хомячка или пушистой морской свинки.

Домашние животные поднимают настроение, способны разряжать обстановку в семье и сглаживать конфликты – например, собака породы шеппард всегда вмешается, когда чувствует, что обстановка накаляется.

Дети, растущие там, где есть четвероногие питомцы, как правило, воспринимают обстановку в семье как благоприятную. В то время как подавляющее большинство тех, у кого животных нет, считают, что дома не все благополучно. Тревожность и конфликтность в семьях с животными значительно ниже, дети гораздо реже испытывают чувство неполноценности, менее агрессивны и более общительны. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Источник