Роль домашних животных в развитии ребенка
Статьи » Дети и домашние животные
Животных любят все дети. Обычно в возрасте 6-8 лет ребенок начинает просить у родителей купить ему котенка, щенка, морскую свинку, хомячка, — кого угодно, лишь бы какую-нибудь живую зверюшку, потому что дети высоко ценят общение с животными. Но многие взрослые в появлении дома четвероногого друга видят только проблемы. Пугает возможное проявление агрессии со стороны животного к малышу, необходимость постоянно ухаживать и убирать за питомцем. Однако, если подобрать животное, подходящее возрасту ребенка, его характеру и интересам, то большинство неприятных моментов можно избежать.
Роль животных в развитии детей
Педагогический аспект
Домашний питомец является не только источником тепла, ласки и другом, но и оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рядом с четвероногим другом ребенок учится быть организованным и дисциплинированным. Домашний питомец учит ребенка нести ответственность за других. Ребенок осознает, что животное — это не игрушка, и за ним нужно ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать. Навыки общения с домашним животным помогут ребенку во взрослой жизни, он научится отвечать за свои поступки.
В зависимости от возраста ребенка определяется и степень ответственности его в отношении питомца. Так, в возрасте 3 лет ребенок может выгуливать собаку или кошку вместе с родителями, помогать насыпать корм, следить, чтобы у животного всегда была чистая вода для питья. Ребенку 7-9 лет уже можно доверить самостоятельно выгуливать небольшого четвероногого друга. В 14-15 лет ребенок может стать хозяином животного и нести большую часть ответственности за него.
Социальная адаптация
Четвероногий друг для ребенка — это лучший психолог и помощник в вопросах социальной адаптации. Дети, у которых есть собака, легче остальных вливаются в новый коллектив и заводят друзей. Собака может помочь застенчивому ребенку вступить в контакт со сверстниками во дворе, найти приятелей. Соседские дети обязательно начнут расспрашивать о животном, пытаться поиграть с ним, таким образом общение между детьми завяжется само собой. Совместное выгуливание питомца может сплотить даже самых неразговорчивых детей.
Физическое развитие
Домашнее животное способствует физическому развитию ребенка. Когда ребенок гуляет с собакой, играет с ней в мяч, он находится в постоянном движении, у него развивается правильная координация. Кроме того, общение с животными снимает стресс, способствует налаживанию отношений в семье.
Интеллектуальное развитие
Домашнее животное помогает ребенку познакомиться с окружающим миром. Четвероногий друг — это источник первых знаний о природе. Ребенок наблюдает за питомцем, за его поведением, отмечает реакцию на поглаживание, на различные команды. Животное также имеет большое значение в развитии сенсорики у ребенка. Через органы чувств ребенок воспринимает объекты и учится их называть: форма, величина, цвет, запах, движения, фактура шерсти, расположение и т.д.
Общение с домашним питомцем развивает и логическое мышление. Ребенок учится видеть связи и зависимости. Например, если кошка стоит у миски и мяукает — значит она голодная, если собака рвется к двери, подпрыгивает и машет хвостом — значит она хочет погулять.
Животное является источником различных видов деятельности, в результате которых у ребенка формируется наблюдательность, любознательность, развивается фантазия.
Нравственное развитие
Животное позволяет ребенку испытать первые переживания и радости. Четвероногий друг рождает положительные эмоции, что очень важно, потому что в современном мире именно положительных переживаний больше всего и не хватает.
Общаясь с домашним питомцем, у ребенка развивается чувство прекрасного, он учится видеть естественную красоту. Бережное и заботливое отношение к домашнему животному, которое проявляет ребенок, переносится им и ко всему животному миру в целом.
Какое домашнее животное выбрать для ребенка
Ребенок 3-4 лет
В этом возрасте малыш активно познает окружающий мир. Завести домашнее животное уже можно, но ухаживать за ним пока придется взрослым. Детям 3-4 лет лучше заводить аквариумных рыбок, попугая, хомяка, морскую свинку или кролика. Ребенку нужно сначала рассказать о повадках животного, характерных особенностях. Сначала ребенок будет просто наблюдать за тем, как ухаживают родители за питомцем, а затем постепенно и сам вовлекаться в процесс ухода.
Следует помнить, что дети способны в самых неожиданных формах проявлять свой интерес к живности: достать рыбку из аквариума, чтобы подержать ее в ладошках, погладить птичку, помыть хомячка. Поэтому взрослым следует быть всегда внимательными и не разрешать детям совершать подобные действия. Нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, иначе питомец может заболеть.
Ребенок 5-6 лет
В этом возрасте обязанности ребенка по уходу за домашним животным могут быть расширены. В 5-6 лет уже можно доверить мыть поилки, насыпать самостоятельно корм и наливать воду в миску. Но пока все это ребенок должен делать под контролем взрослых.
Для детей данного возраста можно завести аквариумных рыбок, птиц, морскую свинку, кролика, хомячка.
Ребенок 7-8 лет
Дети в этом возрасте могут ухаживать за домашним животным уже практически самостоятельно. Очень полезным будет чтение рассказов о животных, в которых дети могут узнать новую информацию о повадках и особенностях различных представителей животного мира. Взрослые должны дать понять детям, что животным нужно создавать условия, приближенные к природным, и кормить их нужно тем, что они едят в природе.
Для того, чтобы ребенок получил навыки ухода за разными животными, проводил сравнительные наблюдения за их поведением, можно завести несколько питомцев, например, попугайчика и рыбок.
В младшем школьном возрасте ребенку можно завести тех же животных, что и для более ранних возрастов, а также собаку или кошку. Но уход за четвероногими пока не должен полностью перекладываться на ребенка.
О чем стоит подумать, прежде чем завести питомца
Прежде всего нужно понимать, что домашнее животное вы заводите не только ребенку, но и себе. Если ребенок еще мал, то большая часть обязанностей по уходу за питомцем ляжет именно на ваши плечи. Подумайте, готовы ли принять на себя новый груз ответственности и новые заботы. Заводя животное, вы заводите нового члена семьи, который будет требовать не только много внимания, времени, но и определенных денежных затрат.
Также стоит подумать, позволяют ли вам жилищные условия завести домашнее животное. Если вы живете в собственном доме, то можно завести любое животное. А в малогабаритной квартире даже рыбкам может не найтись подходящего места.
Если вы все-таки не готовы содержать домашнее животное, то лучше его не заводить. Иначе, когда вы решите отдать животное, это может стать большой трагедией как для ребенка, так и для питомца.
Опасности, исходящие от домашних животных
Животные могут представлять опасность для детей. Прежде всего, это аллергия. Если ребенок или кто-то в доме склонен к аллергическим реакциям, животное заводить не рекомендуется. Также многие животные являются переносчиком различных инфекций, которые очень легко может подхватить ребенок. Поэтому если вы заводите питомца, нужно периодически показывать его ветеринару и сдавать необходимые анализы. Опасность может исходить и от собак крупных пород. Такие собаки физически сильнее ребенка, поэтому лучше их не заводить. Также не рекомендуется заводить собак с неуравновешенной психикой.
Если правильно выбрать домашнего питомца, ответственно подойти к его воспитанию, обеспечить тщательным уходом, то все опасности можно свести к минимуму.
Взвесьте все «за» и «против» и выберите именно того домашнего животного, который больше всего подойдет вашему ребенку. Поверьте, для него это будет самый лучший подарок! Удачи!
Добавить комментарий
Владимир Шебзухов «Наталка»
читает автор
Видео
Владимир Шебзухов
4 года назад
Строгий папа
Владимир Шебзухов
Был Коля чем-то недоволен.
И мама вдруг спросила Колю —
«Ты бы хотел иметь сестричку?
Мы заплетали б ей косички,
Помощницей бы вырастала…
Всё в доме веселее б стало!»
Хоть Коля хмурым оставался,
Но маме всё-таки признался,
Раскрыв свой недовольный ротик –
«Сестрёнку я иметь не против,
Если такое вдруг случится…
Но папа больно будет злиться…
Ты вспомни, вспомни, между прочим,
Как папа злился очень, очень —
Тут голосок притих ребёнка —
Когда я притащил… котёнка!»
Владимир Шебзухов
4 года назад
Домашние животные
Владимир Шебзухов
Вопрос звучал, едва притих
Гул деток беззаботных —
А держит дома, кто из них,
Каких-нибудь животных?
И каждый стал перечислять
Домашних птиц-зверят.
Любовь к животным не отнять
У маленьких ребят.
Вот Петя стал перечислять.
Он сто-о-ольких перечислил.
Такую живность, чтоб держать,
Даже никто не мыслил.
Помимо кошек и собак,
Есть земляной червяк.
Ведь папе без него никак.
Он у него рыбак.
А, так же, держат у себя
Варана (коль не врёт).
Ещё, кого он назовёт,
Уж ждал ответ ребят.
И в окружении раззяв,
Лицо вдруг сделав умное,
Добавил, носик приподняв —
Мороженую скумбрию!
Наталка
Владимир Шебзухов
Слыла разбойницей Наталка.
Чуть что – ждала мальчишек палка!
И не случайно во дворе
Девчонки прятались за ней.
Не приходилось с ней скучать.
Могла идею преподать,
Чего-нибудь да замутить…
С Наталкой все не прочь дружить!
От шумных дел отвлечь ребёнка —
Решили подарить котёнка.
Добавил папа, между прочим:
«Играй с котёнком, как ты хочешь!»
Сказала, гладя шерсть, Наталка –
«Как я хочу, то так мне – жа-а-лко!»
Домашние животные
Владимир Шебзухов
Вопрос звучал, едва притих
Гул деток беззаботных —
А держит дома, кто из них,
Каких-нибудь животных?
И каждый стал перечислять
Домашних птиц-зверят.
Любовь к животным не отнять
У маленьких ребят.
Вот Петя стал перечислять.
Он сто-о-ольких перечислил.
Такую живность, чтоб держать,
Даже никто не мыслил.
Помимо кошек и собак,
Есть земляной червяк.
Ведь папе без него никак.
Он у него рыбак.
А, так же, держат у себя
Варана (коль не врёт).
Ещё, кого он назовёт,
Уж ждал ответ ребят.
И в окружении раззяв,
Лицо вдруг сделав умное,
Добавил, носик приподняв —
Мороженую скумбрию!
Чау-чау
Владимир Шебзухов
Хвалился Вовка во дворе
Собачкой «чау-чау»
Лишь на вопрос звучал ответ,
Все восклицали «Вау!!!»
Слыхали дети в первый раз
О странной той породе.
Никак не кончится рассказ.
Но не устали, вроде.
И «чау-чау» на устах
Уже у всех звучало.
А Вовка, видно не устал
Рассказывать сначала.
Один вопрос сменял другой.
Уж всё казалось ясно.
«А правда ль пёсик-пёсик твой,
Ест только мясо-мясо?»
Ответа точного не знал
Но, отвечать-то надо.
Подумал, а потом сказал —
«Конечно правда-правда!»
котенок
8 лет назад
спасибо
Источник
Когда дети просят завести животное в доме, многие родители сразу же говорят «нет». Они представляют какое количество хлопот домашний питомец может им доставить, ведь необходимо его кормить, мыть, водить к ветеринарам. Если это собака, то еще и выгуливать, причем вне зависимости от погоды и времени года. Родители понимают, что ребенок сам не справится с этими обязанностями и им придется их взять на себя, а забот и так хватает.
С другой стороны, многие отдают себе отчет в том, что общение с друзьями нашими меньшими положительно сказывается на формировании характера и личных качеств ребенка, а также физического здоровья. Порой аргументы «за» перевешивают.
Ответственность и обязанности
Присутствие животных в доме воспитывает в ребенке такое качество, как ответственность и забота о ближних, ведь животные зависят от нас, необходимо за ними ухаживать. Если ребенок участвует в уходе за котом или собакой, это помогает скорректировать эгоистические тенденции в формировании характера. Позже, если у этого малыша появится братик или сестричка, то в общении с ними ребенок будет воспроизводить данную модель поведения, а именно заботу о младших.
Кроме того, если малышу удается уход за домашним питомцем, это повышает его самооценку и уверенность в собственных силах, он начинает гордиться своими достижениями.
Присутствие животного дома приучает ответственности не только по отношению к кому-то, но и учит брать на себя обязательства, ведь животное не игрушка, его нельзя отложить в сторону, накормить позже, не вывести на прогулку. Ребенок учится оценивать последствия своих действий. Если собаку не выгулять, то дома на полу появится лужа и, при правильном подходе родителей к этому вопросу, убирать эту лужу придется малышу, перебарывая брезгливость. Если животное не накормить, то они станут навязчивыми, громкими, а впоследствии это может сказаться на их здоровье. Эти факты также помогают выстроить в голове ребенка причинно-следственные связи, так как результат действий хозяина в отношении с животными виден достаточно быстро.
Животные очень быстро приучают к дисциплине, а это положительно сказывается на учебном процессе и занятиях спортом.
Настоящий друг
Как любой настоящий друг, домашний питомец бывает с ребенком не только в минуты радости, но и в печали. Малышу бывает намного легче рассказать собаке или коту о проблеме, которая его тревожит, ведь животное никому не расскажет, а на душе станет легче. Именно поэтому животные помогают снять стресс и успокоить ребенка.
В ситуациях, когда родители вынуждены оставить ребенка одного в квартире, домашние питомцы, особенно достаточно крупные, помогают сгладить чувство одиночества, а также избавить от ряда детских страхов. Например, ребенок перестает пугаться звуков в темной комнате.
Эмоциональное развитие
Если в доме есть домашнее животное, то риск того, что ребенок замкнется в себе намного меньше, так как животные провоцируют ребенка на проявление эмоций, причем разного характера, от смеха до гнева.
Кроме того, ученые сделали наблюдение, что многие дети любят играть с животными в ролевые игры, которые необходимы для правильного формирования характера. Например, можно поиграть во врача либо в учителя. Дети любят читать животным, так как они, обычно, внимательно слушают, но не перебивают и не высказывают своих замечаний. Именно тут фантазия ребенка раскрывается во всей своей полноте.
Физическое развитие
Учеными доказано, что дети, которые с раннего возраста общаются с животными, намного меньше подвержены риску развития аллергии и таких заболеваний, как астма. Это объясняется тем, что в первые годы жизни организм ребенка адаптируется к окружающей среде и, если в этой среде есть место для кошачьей или собачьей шерсти, то у ребенка формируется сильный иммунитет, а шерсть не воспринимается как аллерген.
Если ребенок является единственным в семье, то родителям часто приходится ломать голову, чем бы его занять. Не всегда в округе есть друзья или подходящий круг для общения. Именно в этой ситуации домашнее животное способно помочь и родителям, занять ребенка на какое-то время, ведь лучшего компаньона для физических игр тяжело себе представить. Если в доме живет собака, то количество времени, проведенное на улице, порой зачастую намного больше, чем у детей без домашних животных. Это уж точно лучшая альтернатива мультикам и компьютерным играм.
Несомненно, у родителей, одновременно воспитывающих и детей, и животных, намного больше хлопот и меньше свободного времени, однако, заливистый смех и положительные эмоции, которые домашние питомцы дарят детям, с лихвой это компенсируют, а роль братьев меньших в формировании характера ребенка тяжело переоценить.
Источник
Мария Евграфова
Роль домашнего питомца в жизни ребенка
Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте. Особое значение в этом имеет ознакомление дошкольников с миром животных. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. В то же время общение с животными способствует бережному отношению к природе и братьям нашим меньшим в частности. У дошкольников появляется чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.
В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно — не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым много. А давайте посмотрим, что в психо-эмоциональном развитии ре-бенка значат животные.
Человек — часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен ис-пользовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением. Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выживать.
Животные могут оказывать терапевтическое воздействие. Современная медицина отмечает, что домашние животные в качестве положительного эмоционального фактора способствуют исцелению некоторых сердечнососудистых заболеваний и нервных расстройств. Исследованиями зарубежных ученых установлено, что владельцы кошек, собак, попугаев живут на 4–5 лет дольше, чем другие люди. Домашние животные могут облегчать течение любых болезней, а некоторые – излечивать полностью. Уже несколько лет в мире активно развивается анималотерапия – наука о лечении с помощью животных.
Общение с лошадьми, верховая езда помогают инвалидам, особенно детям, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психики. Иппотерапия – это еще и особая форма лечебной физкультуры, при которой задействованы буквально все основные группы мышц.
В качестве детских пернатых докторов особым уважением пользуются попугайчики. Логопеды с их помощью лечат заикание и другие недостатки речи.
Представьте себе, что холоднокровные животные – ящерицы и рыбки – тоже могут исцелять! Недаром еще в древнем Китае врачи настоятельно рекомендовали своим пациентам наблюдать за рыбками в аквариуме. Это не только успокаивает нервную систему, но и помогает расслабиться уставшим глазам.
Домашние любимцы – мощный источник положительных эмоций и эффективное средство для снятия стресса. Причем для того, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, не обязательно заводить непременно кошку или собаку – достаточно хомячка или пушистой морской свинки.
Домашние животные поднимают настроение, способны разряжать обстановку в семье и сглаживать конфликты – например, собака породы шеппард всегда вмешается, когда чувствует, что обстановка накаляется.
Дети, растущие там, где есть четвероногие питомцы, как правило, воспринимают обстановку в семье как благоприятную. В то время как подавляющее большинство тех, у кого животных нет, считают, что дома не все благополучно. Тревожность и конфликтность в семьях с животными значительно ниже, дети гораздо реже испытывают чувство неполноценности, менее агрессивны и более общительны. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.
Источник