Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребенка
Светлана Джога
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребёнка
Саратов. 2016г
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №156»
Воспитатель: Джога Светлана Ивановна.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребёнка.
1. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка.
2. Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнка.
3. Сенсорное развитие и дидактические игры
4. Виды дидактических игр.
5. Система дидактических игр
6. Стадии дидактической игры.
7. Выводы.
1. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
2. Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнка.
Отметим, что большинство сенсорных навыков формируется у ребёнка в раннем возрасте. Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. Чтобы ребёнок быстрее научился различать те или иные признаки предмета (явления, родители должны рассказывать о них в процессе игры. Наилучшим вариантом для сенсорного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук малыша. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.
3. Сенсорное развитие и дидактические игры
На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие — двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.
Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.
Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.
Развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка.
По мнению психологов необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.
Таким образом, специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников
4. Система дидактических игр и упражнений.
В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др.
1. Игры — поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д.).
2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
4. Сюжетно — ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
5. Игры — соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».
6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).
3.2 Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников строиться:
— В зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, уровня его сенсорного развития и т. д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.
— Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.
— Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.
— Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях.
— Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.
— Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
— Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
5. Виды дидактических игр.
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.
6. Стадии дидактической игры
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Также выделяют структурные компоненты дидактической игры: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Эти 2 неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи педагог может сам варьировать условия игры.
В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В этом возрасте необходимо использовать дидактические игры для развития сенсорного восприятия дошкольников.
сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра.
Таким образом, дидактическая игра — доступный, полезный, эффектный метод сенсорного развития детей. Она зачастую требует специального материала, определенных условий, и обязательно требует знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать сенсорному развитию лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе.
ВЫВОДЫ
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Игра помогает лучше усвоить задачи, поставленные перед педагогом и детьми. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.
Литература
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Восптание сенсорной культуры ребёнка. – М. ,1988.
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Источник
Татьяна Брусова
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и
совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий,
представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить
детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их
разнообразные свойства (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками –
многоцветьем, запахами, шумами. Каждый ребенок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но
если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического
руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию,
совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета
позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию,
направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных
признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра –
одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой –
игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
Практика использования дидактических игр показала, что наиболее
интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при
условии последовательности и систематичности, в тесной связи с общим
ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактические игры характеризуются тем, что они содержат цель, игровой
материал и игровой замысел. Цель имеет два аспекта: 1) познавательный,
т. е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с
предметами хотим ему передать; 2) воспитательный, т. е. формы общения и
отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Примеры дидактических игр:
1. «Положи яблоки в корзину»
Цель: развивать зрительное восприятие величины предметов, понимать
значение слов «большой», «маленький»; группировать предметы (яблоки)
по признаку величины «большие», «маленькие»; соотносить величину
яблока и корзины (большая корзина — большое яблоко, маленькая корзина-
маленькое яблоко).
Материал: две корзины большая и маленькая; яблоки большие и маленькие
по 4 штуки, вырезанные из картона.
Ход игры: К нам в группу пришла кукла Катя за помощью. Она рассыпала яблоки и не может сама их собрать. Яблоки разные по размеру- большие и маленькие. Катя принесла с собой две корзины, тоже разные по размеру — большую и маленькую.
Давайте поможем Кате — большие яблоки соберём в большую корзину,
а маленькие яблоки в маленькую корзину.
2. «Привяжи шарик»
Цель: учить соотносить предметы по цвету, активизировать выражения –
«разные по цвету», «одинаковые по цвету»; закрепить представления о
цветах (красный, синий, зелёный, жёлтый); воспитывать выдержку, умение
ждать, выслушивать ответы других.
Материл: картон белого цвета, с наклеенными на него цветными
полосками, имитирующими ниточки для воздушных шариков (красная,
синяя, зелёная, жёлтая) и 4 кружка таких же цветов, имитирующих шарики.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришел щенок Филя и
принёс с собой воздушные шарики разных цветов:
красный, синий, зелёный и жёлтый. К каждому шарику
надо привязать ниточку такого же цвета. Филя сам
не может подобрать ниточку, давайте ему
поможем.
3. «Спрячь мышку»
Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник; совершенствовать умение выбирать предмет по заданным
свойствам – форма (цвет).
Материал: геометрические фигуры 10×10 и 5×5 (квадрат, круг, треугольник)
красного, синего, зелёного и жёлтого цветов; в середине этих фигур белые
«окошки» 5×5 (такой же формы, как и основная фигура, на которых
нарисована мышка.
Ход игры: на столе лежат «мышкины домики», рядом кладём квадраты
(круги, треугольники) четырёх цветов. «Видите, в окошки
выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть
окошко дверцей-квадратом (кругом, треугольником) того же цвета, что и
домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест
мышку». Предлагаем детям закрыть окошки. «Теперь никто не видит
окошки?». Достаём кошку, которая идёт ловить мышей. «Пойду,
поищу, где живёт мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит,
не найдя мышку.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир,
расширить его кругозор.
Источник