Роль дидактических игр в развитии речи ребенка 4 лет

Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №241»
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
Дата публикации: 13.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна

Статья «Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие

возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление

речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный

возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи,

закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и

последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Речь ребёнка – это показатель его развития. У детей речь развивается

стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное

становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки

родного

языка,

имеет

значительный

словарный

запас,

освоил

основы

грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи,

позволяющими ему свободно общаться. Важнейшее условие всестороннего

полноценного развития детей, залог успешного обучения детей в школе –

хорошая речь.

Развитие

речи

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

происходит

особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется

словарный

запас,

улучшается

звуковое

оформление,

становятся

белее

развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень

речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят

слова,

другие

говорят

все

еще

недостаточно

отчетливо,

неправильно

произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй

младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.

Существует

несколько

факторов

успешного

овладения

речью.

Существенный

фактор

развития

речи

создание

спокойной

атмосферы

в

группе.

Терпимое,

доброжелательно

отношение

воспитателя

к

детям,

искреннее уважение к личности каждого, залог формирования благоприятных

отношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его

старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны и у него все

получается.

Важным фактором успешного овладения речью является обобщение со

старшими, чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.

Дети

моей

группы

ежедневно

слушают

произведения

художественной

литературы новые и уже знакомые. Короткие, шуточные стихотворения и

потешки делают более содержательными общение с детьми в тот или иной

отрезок времен, в режиме дня при умывании «Водичка, водичка … », во

время причесывания «Расти коса до пояса… », при приеме пищи «Час обеда

подошел … ». Все эти факторы способствуют развитию речи детей младшего

дошкольного возраста.

Главная цель речевого развития в дошкольных учреждениях состоит в том,

чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их

применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными

способностями.

Развитие

речевых

и

коммуникативных

способностей

важнейшая

задача

развивающего

образования,

воспитание

культуры

личности.

Значительное

место

в

работе

педагогов

по

развитию

речи

занимают дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на

ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким

образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую

(ради

которой

действует

ребенок)

цели.

Важно,

чтобы

эти

две

цели

дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить

детей

составлять

самостоятельные

рассказы

о

предметах,

явлениях

в

природе

и

в

общественной

жизни.

Некоторые

игры

требуют

от

детей

активного

использования

родовых,

видовых

понятий,

например,

«назови

одним

словом»

или

«назови

три

предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная

задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре

«Путешествие

по

городу»,

то

он

охотно

рассказывает

«туристам»

о

достопримечательностях

города.

Так

развивается

монологическая

речь

ребенка. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в

неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо

уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами:

«да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решение

спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои

утверждения, доводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3

основных

вида:

игры

с

предметами

(игрушками),

настольно-печатные

и

словесные игры. Остановимся на методике организации дидактических игр в

разных возрастных группах. Дидактическая игра является ценным средством

воспитания

умственной

активности,

она

активизирует

психические

процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у

детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает

процесс усвоения знаний.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом;

настольно – печатные;

словесные;

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя

с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия

предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами

предметов

и

их

признаками:

цветом,

величиной,

формой,

качеством.

В

играх

решаются

задачи

на

сравнение,

классификацию,

установление последовательности в решении задач.

Настольно

печатные

игры

интересное

занятие

для

детей.

Они

разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,

которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх

дети

учатся,

опираясь

на

имеющиеся

представления

о

предметах,

углублять

знания

о

них,

так,

как

в

этих

играх

требуется

использовать

приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают

предметы,

выделяя

характерные

их

признаки;

отгадывают

по

описанию,

находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным

свойствам, признакам.

Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех

возрастных

группах.

В

младших

и

средних

группах

игры

со

словом

направлены

в

основном

на

развитие

речи,

воспитание

правильного

звукопроизношения,

уточнение,

закрепление

и

активизацию

словаря,

развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном

возрасте,

когда

у

детей

начинает

активно

формироваться

логическое

мышление,

словесные

игры

чаще

используют

для

формирования

мыслительной

деятельности,

самостоятельности

в

решении

задач.

Эти

дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно

они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,

так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают

умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на

поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять

знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает

речь

детей:

пополняет

и

активизирует

словарь,

формирует

правильное

звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать

свои мысли.

Главное место в дидактических играх отводится работе со звуком, буквой

и

предложением.

Педагоги

большое

значение

уделяют

звуковому

восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребенка. У

многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных

дефектов

в

фонематическом

развитии

в

дальнейшем

создаёт

серьёзные

препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по

чтению

и

письму,

так

как

оказываются

недостаточно

сформированными

практические обобщения о звуковом составе слова.

Кроме речевого развития в дидактических играх

осуществляется

познавательное развитие, так игра способствует расширению представлений

об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти,

наблюдательности и мышления.

Именно, дидактические игры

являются

наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для

себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему

дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес

познания.

Любая

игра

учит

запоминать,

мыслить,

анализировать,

экспериментировать,

обобщать,

т.е.

помогает

развивать

умственные

способности детей.

Внимание детей

возраста 3-4 лет пока еще неустойчиво, он быстро

отвлекается. Задачи в дидактической игре требуют от него большей, чем в

других

играх,

устойчивости

внимания,

усиленной

мыслительной

деятельности. Отсюда, для маленьких детей возникают известные трудности.

Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование

дидактической игры, повышающей интерес малыша к знаниям, и прежде

всего,

дидактической

игрушке,

которая

привлекает

внимание

яркостью,

интересным содержанием.

Для

детей

4-го

года

жизни

характерно

преобладание

чувственного

познания окружающего мира. Учитывая это, необходимо подбирать такой

дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать

и активно с ним действовать.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного

возраста педагог объясняет правила по ходу игры. При этом он помнит о том,

что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной.

Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень

чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя. Это надо

учитывать и при чтении художественной литературы.

Чтобы

игра

проходила

успешнее,

детей

необходимо

готовить

к

игре:

обязательно

до

игры

знакомить

их

с

предметами,

которые

будут

использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре

используется

стихотворение,

потешка,

надо

знать

их

наизусть

и

читать

выразительно.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, взрослый

отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать

(указать конкретно), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких

детей создавать интерес к новым играм.

Интерес к игре усиливается, если взрослый предлагает детям поиграть с

теми

игрушками,

которые

находились

в

чудесном

мешочке,

о

которых

рассказывали дети во время игры.

Источник

Лариса Хамукова
Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания.

В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и

доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у

большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Дошкольный возраст — это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык.

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития словаря детей. Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Исходя из этого, на начало года я провела диагностику и было выявлено, что низкий уровень развития речи у 12 детей, что составляет 43% от общего количества детей. Средний уровень развития у 16 детей, что составляет 57%.

Целью моей работы стало развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры.

Я поставила перед собой задачи:

• целенаправленно обогащать словарь детей;

развитие активной речи; формировать: потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;

• поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

• формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках наглядного сопровождения.

Ожидаемые результаты:

развитие речи младших дошкольников (переход пассивного словарного запаса детей в активный словарный запас, применение новых слов в повседневной деятельности);

• родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи младших дошкольников.

В своей работе по развитию речи детей ежедневно и многократно проводились: пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка и губ, повторялись звуки и слова, чётко проговариваясь, и глядя в лицо; читались стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; приучали следить за своей речью детей; развивали мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т. д. ; к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность (чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры). Каждый день проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки; создавались условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности; для обучающих игр-занятий использовала интересные дидактические материалы.

Дидактические игры делятся на три вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные. Хочу привести в пример некоторые из них.

Решая игровую задачу, отгадывая, чей голос слышится (игра «Чей голос?», запоминая предметы, выставленные на столе воспитателем («Чего не стало?», узнавая предмет по описанию (игры «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки», дети овладевают грамматическими навыками речи. Обязательно использую наглядный материал: предметы, игрушки, картинки — игры на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков (игры «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»). Причём акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Такие игры, как «Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик?» направлены на развитие пространственных представлений ребёнка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, и сразу же закрепляют знания. В большинстве игр слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). Также в работе с детьми я использую дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития параллельно с развитием артикуляции и голоса. Очень хорошо использую в работе над техникой речи детскую литературу и малые фольклорные формы. Я считаю, что считалки, песенки, загадки, потешки – это уже готовые словесные игры, необходимые ребёнку для овладения своим родным языком. Это и хороший тренинг артикуляционного аппарата, и хороший тренинг памяти ребёнка, так как все малые фольклорные формы запоминаются.

Я считаю, что развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей. Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например, в центре познания дети могут поиграть в такие игры: «Подбери по форме (цвету, собери пирамидку», «Парные картинки» и т. д.

Считаю, что такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности.

Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье.

Параллельно с работой с детьми я вела большую работу с родителями. Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников: «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие. В ходе работы мною был приготовлен рюкзачок для родителей «Поиграй со мной», который активно используется дома.

Результат моей работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

К концу года отмечена положительная динамика в развитии активной речи. Низкий уровень выявлен у 6 детей, что составляет 22%, средний уровень у 12 детей -43%, высокий — 10 детей -35%.

Таким образом, использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей: — повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируют высшие психические функции (память, внимание, мышление).

В моей работе, анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по развитию речи детей.

Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы являемся образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

Закончить хочется словами Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

Источник