Роль детского коллектива в развитии личности ребенка
Воспитание
малоэффективно без опоры на коллектив
самих ребят, их организационное единство,
психологическую общность, без опоры на
общественное мнение, принятые в детской
(подростковой) среде нормы поведения и
ценностные ориентиры. Коллектив, как
бы он не назывался, — «справедливое
сообщество», «бойскаутский отряд»,
«команда зелёных» или «община Маленького
принца», — является весьма действенным
и мощным инструментом воспитания в
руках думающих педагогов-гуманистов,
сориентированных на ребёнка, как на
высшую ценность.
Детский
коллектив — основная база накопления
детьми позитивного социального опыта.
Опыт приобретается воспитанником в
семье, через общение со сверстниками в
неорганизованных внешкольных условиях,
через средства массовой информации,
чтение книг и другие источники.
Однако, только в
коллективе его освоение специально
планируется и направляется
педагогами-профессионалами. Ребёнок с
поступлением в школу становится членом
многих коллективов, часть из которых
он выбирает самостоятельно (кружки,
секции, клубы, внешкольные детские и
подростковые коллективы и т.п.), а членом
других и, прежде всего, классного и
школьного коллектива, он становится в
силу определённых условий.
Как член общества
и коллектива воспитанник вынужден
принимать те правила и нормы
взаимоотношений, которые свойственны
тому или иному коллективу. Он не может
их игнорировать или пренебрегать ими
уже потому, что хочет быть принятым
коллективом, занять в нём удовлетворяющее
его положение и эффективно осуществлять
свою деятельность.
Это вовсе не
означает, что ребёнок пассивно должен
приспосабливаться к сложившимся или к
складывающимся отношениям. Если он
убеждён в своей правоте, он должен занять
активную позицию и не только высказывать
свою точку зрения, противоположную
мнению большинства, но и отстаивать её
перед коллективом.
Таким образом,
коллектив открывает возможности
накопления опыта коллективного поведения
в позициях подчинения, активного
противопоставления и руководства. В
конечном итоге это должно привести к
формированию таких социально ценных
качеств, как гражданственность, гуманизм,
инициативность, ответственность,
социальная справедливость и др.
Проявляя
социальную активность, каждый воспитанник
воспринимает для себя коллектив как
арену для самовыражения и самоутверждения
себя как личности. Благодаря педагогическому
руководству коллективной жизнедеятельностью,
стремление утвердиться в своих глазах
и глазах сверстников, находит в коллективе
благоприятную почву. Только в коллективе
формируются такие существенные личностные
характеристики, как самооценка, уровень
притязаний и самоуважение, т.е. принятие
или неприятие себя как личности.
Воспитательный
коллектив, по определению И.Ф. Козлова,
специально исследовавшего творчество
А.С. Макаренко, это научно организованная
система воспитывающей детской жизни.
Организация коллективной
учебно-познавательной, ценностно-ориентационной
деятельности и общения создаёт условия
для формирования и упражнений в проявлении
интеллектуальной и нравственной свободы.
Только в коллективной жизнедеятельности
формируются интеллектуально-нравственные
ориентации личности, её гражданская
позиция и целый ряд общественно-значимых
умений и навыков.
Ничем
не заменима роль коллектива в организации
трудовой деятельности детей. В условиях
коллектива она стимулирует проявление
взаимоответственности за конечные
результаты труда, взаимопомощи. Через
участие в трудовых делах воспитанники
включаются в экономические отношения,
и становятся их активными участниками.
Коллективная
жизнедеятельность детей и подростков
открывает практически неограниченные
возможности для реализации физического
и художественного потенциала личности.
Физкультурно-оздоровительная и
художественно-эстетическая деятельность,
организуемая в условиях свободного
общения, стимулирует содержательный
обмен духовными ценностями, формирование
эстетического отношения к действительности,
овладение широким спектром специальных
знаний, умений и навыков. Эти виды
деятельности способствуют эмоциональному
развитию воспитанников, вызывая чувства
коллективного сопереживания, сочувствия,
совместного ощущения эмоционально-нравственной
атмосферы и её сотворчества.
Роль
коллектива в развитии личности состоит
и в том, что он открывает возможности
практического освоения демократических
форм организации жизнедеятельности.
Прежде всего, это реализуется через
активное участие в школьном самоуправлении
и многообразной общественной жизни.
Педагогически ориентированный коллектив
создаёт благоприятные возможности для
формирования социально ценной личности
и проявления её индивидуальности.
Современный
ребёнок обычно входит в состав нескольких
коллективов (классный, школьный,
спортивный, творческий и т.д.). Влияния
разных коллективов нередко оказываются
противоречивыми. Каждый из них как
специфический социально-педагогический
организм с особым пространством
межличностного и межвозрастного
взаимодействия обладает своим
воспитательным потенциалом. Чтобы
предотвратить противоречивость этих
влияний, надо, с одной стороны, знать
воспитательный потенциал каждого
коллектива, а с другой — обеспечить их
педагогически целесообразное
взаимодействие. Только тогда коллективный
опыт ребёнка будет сбалансированным.
В
прошлом при исследовании проблем
коллектива и личности под их взаимодействием
понимали
двусторонний процесс: влияние коллектива
(его общественного мнения, ценностных
ориентаций, нравственных норм) на
личность ребёнка и восприятие личностью
этих воздействий. В настоящее время
такая трактовка является недостаточной,
ибо анализ структуры этого процесса с
позиций гуманистического воспитания
свидетельствует о том, что помимо
воздействий коллектива на личность и
личности на коллектив, осуществляемых
на основе их взаимного восприятия,
происходят и «процессы взаимопроникновения».
Среди них особое значение приобретает
идентификация ребёнка с коллективом,
и обособление его в коллективе,
диалектически связанные между собой.
В реальной практике
работы с разномасштабными общностями
детей и взрослых происходит их
взаимопроникновение. Например, используя
рассчитанные на всех массовые (фронтальные)
формы работы с детьми, можно не только
дать основание для последующего
коллективного суждения о выдвинутой
идее, но и вызвать эффект эмоционального
заражения, побудить детей к совместным
переживаниям. В итоге может возникнуть
ситуативная общность, своеобразный
ситуативный коллектив (Д.Н. Генкин).
Существенные
признаки коллектива и его функции.
Стадии формирования коллектива.
Слово коллектив
в переводе с латинского означает
«объединяю».
Таким образом, понятие коллектив
указывает на объединение
людей, на их
определённую общественную совокупность,
на существование между ними связующих
отношений.
В этом смысле в
каждом людском объединении можно
выделить отношения
деловые и отношения личные. Деловые
отношения основываются
на совместной деятельности по решению
социально-значимых задач, по поддержанию
и соблюдению установленных в том или
ином объединении организационных
зависимостей, правил и порядков. Личные
же отношения основаны
на личных привязанностях, симпатиях и
антипатиях и охватывают главным образом
сферу узколичной деятельности. Например,
два ученика активно участвуют в работе
класса и выполняют общественные
поручения. В этом случае они находятся
в деловых отношениях. В то же время у
них может существовать близость интересов
в спорте (любят вместе кататься на
коньках) в посещении кино, чтении книг,
а также особая доверительность и
откровенность в сфере дружеских
отношений. Как видим, последняя область
их связей и поведения существует
параллельно с деловыми отношениями и,
естественно, характеризует их личные
привязанности.
Деловые отношения
отнюдь не исключают личных симпатий.
Наоборот, они становятся прочнее, если
подкрепляются личными симпатиями,
поэтому надо стремиться к тому, чтобы
между учащимися складывались хорошие,
товарищеские отношения. В контексте же
рассматриваемой темы важно подчеркнуть,
что главным признаком коллектива
является надёжность, прочность и
действенность деловых отношений и
ответственных зависимостей между
учащимися. Круговая порука и всепрощение,
в основе которых, чаще всего, лежат
личные, узкогрупповые симпатии и
антипатии, считаются антиподом коллектива
и коллективизма. Что же в этом случае
следует понимать под воспитательным
коллективом?
На основе анализа
своего опыта А.С. Макаренко определил,
что коллектив
– это такая группа детей, которую
объединяют общие, имеющие общественно-ценный
смысл цели и совместная деятельность,
организуемая для их достижения.
Объединённые
единством цели и деятельности члены
коллектива вступают в определённые
отношения ответственной зависимости
руководства и подчинения при безусловном
равенстве всех членов и их одинаковой
ответственности перед коллективом.
Каждый коллектив
имеет свои органы управления, и является
частью более общего коллектива, с которым
связан единством цели и организации.
Из этого видны основные характерные
признаки коллектива:
— наличие общественно
значимых целей, их последовательное
развитие как условие и механизм
постоянного движения вперёд;
— систематическая
практическая связь детского коллектива
с обществом, включение воспитанников
в разнообразную социальную деятельность;
— соответствующая
организация совместной деятельности
(систематическое создание отношений
ответственной зависимости между
воспитанниками, атмосфера взаимопомощи,
доверия, требовательности, обеспечение
действенной работы органов самоуправления
коллектива);
— наличие положительных
традиций и увлекательных перспектив;
—
развитые критика и самокритика,
сознательная дисциплина, которая по
А.С. Макаренко, укрепляет коллектив
Вместе с тем есть нечто общее,
обусловливающее возможности коллектива
как субъекта воспитательной деятельности.
Прежде всего, это его признаки, ставшие
классическими в отечественной педагогике:
—
наличие общественно значимой цели;
—
закон движения коллектива;
—
принципы перспективных линий и
параллельного действия;
—
сочетания требования с уважением и
доверием к воспитаннику;
—
отношения ответственной зависимости
как основы сплочения коллектива и
важнейшего фактора влияния на личность
ребёнка;
—
эстетизация жизни коллектива и др. [15].
Важно
иметь в виду, что признаки, характерные
для развитого коллектива, возникают не
сразу и не автоматически. Только
высокоразвитый коллектив успешно
выполняет свои социальные функции, а
именно: является естественной формой
социальной жизнедеятельности члена
общества, и в то же время главным
воспитателем личности.
Выделяют три
воспитательные функции коллектива:
— организационную
— детский
коллектив становится субъектом управления
своей общественно-полезной деятельности;
— воспитательную
— детский
коллектив становится носителем и
пропагандистом определённых
идейно-нравственных убеждений;
— стимулирования
— коллектив
способствует формированию нравственных
стимулов всех общественно-полезных
дел, регулирует поведение своих членов,
их взаимоотношения.
Детально определив
сущность коллектива, А.С. Макаренко
отмечал, что «Нельзя представить себе
коллектив, если взять попросту сумму
отдельных лиц. Коллектив – это социальный
живой организм, который потому и организм,
что он имеет органы, что там есть
полномочия, ответственность, соотношение
частей, взаимозависимость, а если ничего
этого нет, то нет и коллектива, а есть
просто толпа или сборище» [14, с.231].
Таким образом,
воспитательный
коллектив — это такое объединение
учащихся, жизнь и деятельность которого
мотивируются здоровыми социальными
устремлениями, в котором хорошо
функционируют органы самоуправления,
а межличностные отношения характеризуются
высокой организованностью, ответственной
зависимостью, стремлением к общему
успеху, богатством духовных отношений
и интересов, что обеспечивает свободу
и защищённость каждой личности.
Если исходить из
этого определения, то становится
понятным, что коллектив как специально
организованное объединение учащихся
формируется не сразу. Ни одно объединение
людей изначально не проявляет существенных
признаков, которые характеризуют
коллектив. Процесс формирования
коллектива длительный и проходит через
ряд этапов.
Этапы
развития детского коллектива, где
педагогическое требование выступает
основным параметром, определяющим его
становление, впервые были обоснованы
А.С. Макаренко. В развитии воспитательного
коллектива он считал закономерным
переход от категорического требования
педагога до свободного требования
каждой личности к себе на фоне требований
коллектива.
В связи с этим
обычно выделяют три
стадии в
развитии коллектива. Критерием этого
развития считается отношение коллектива
к предъявляемым педагогическим
требованиям.
На
первом
этапе в
качестве средства, сплачивающего детей
в коллектив, должно выступать единоличное
требование педагога к учащимся.
По А.С. Макаренко, единоличное требование,
высказанное в форме, не допускающей
возражений («негнущееся», категорическое),
необходимо на первых порах в каждом
коллективе.
Следует отметить,
что большинство воспитанников, особенно
младших возрастных групп, практически
сразу и безоговорочно принимают
требования педагога, предъявленные в
тактичной и твёрдой форме.
На
втором
этапе развития
коллектива основным проводником
требований к личности должен быть актив.
Педагогу в связи с этим необходимо
отказаться от злоупотребления прямыми
требованиями, направленными непосредственно
к каждому воспитаннику.
Здесь вступает в
силу метод
параллельного действия, поскольку
педагог имеет возможность опереться в
своих требованиях на группу учащихся,
которые его поддерживают. Однако сам
актив должен получить реальные полномочия,
и только с выполнением этого условия
педагог вправе предъявить требования
к активу, а через него и к остальным
воспитанникам. Таким образом, категорическое
требование на этом этапе должно стать
требованием коллектива. Если этого нет,
то нет и коллектива в истинном смысле.
Показателями, по
которым можно судить о том, что диффузная
группа переросла в коллектив, являются
также мажорный стиль и тон в группе,
качественный уровень всех видов
предметной деятельности и выделение
реально действующего актива. О наличии
последнего, в свою очередь, можно судить
по наличию инициативы со стороны учащихся
и по общей стабильности в группе.
Третий
этап органично
вырастает из второго, сливается с ним.
«Когда требует коллектив, когда коллектив
сближается в известном тоне и стиле,
работа воспитателя становится
математически точной, организованной
работой», — писал А.С. Макаренко. Положение
«когда требует коллектив» говорит о
сложившейся в нём системе
самоуправления. Это
не только наличие органов коллектива,
но и, главное, наделение их реальными
полномочиями, переданными педагогами.
Только с полномочиями появляются
обязанности, а с ними и необходимость
в самоуправлении.
В
настоящее время сложился другой подход
(Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) к
определению стадий развития коллектива,
в рамках которого признаётся, что не
только требования, но и другие средства
могут выступать сплачивающим детей
средством. Л.И. Новикова выделяет:
— стадию сплочения
коллектива,
—
стадию сплочения коллектива в инструмент
воспитания всех учащихся;
—
стадию, когда важнейшей заботой коллектива
становится корректировка социального
опыта и развитие творческой индивидуальности
каждого воспитанника.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Воспитание малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в детской (подростковой) среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Коллектив, как бы он не назывался, — «справедливое сообщество», «бойскаутский отряд», «команда зелёных» или «община Маленького принца», — является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов-гуманистов, сориентированных на ребёнка, как на высшую ценность.
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники.
Однако, только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребёнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции, клубы, внешкольные детские и подростковые коллективы и т.п.), а членом других и, прежде всего, классного и школьного коллектива, он становится в силу определённых условий.
Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нём удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.
Это вовсе не означает, что ребёнок пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или к складывающимся отношениям. Если он убеждён в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать её перед коллективом.
Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью, стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников, находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф. Козлова, специально исследовавшего творчество А.С. Макаренко, это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создаёт условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, её гражданская позиция и целый ряд общественно-значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения, и становятся их активными участниками.
Коллективная жизнедеятельность детей и подростков открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и её сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создаёт благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления её индивидуальности.
Современный ребёнок обычно входит в состав нескольких коллективов (классный, школьный, спортивный, творческий и т.д.). Влияния разных коллективов нередко оказываются противоречивыми. Каждый из них как специфический социально-педагогический организм с особым пространством межличностного и межвозрастного взаимодействия обладает своим воспитательным потенциалом. Чтобы предотвратить противоречивость этих влияний, надо, с одной стороны, знать воспитательный потенциал каждого коллектива, а с другой — обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Только тогда коллективный опыт ребёнка будет сбалансированным.
В прошлом при исследовании проблем коллектива и личности под их взаимодействием понимали двусторонний процесс: влияние коллектива (его общественного мнения, ценностных ориентаций, нравственных норм) на личность ребёнка и восприятие личностью этих воздействий. В настоящее время такая трактовка является недостаточной, ибо анализ структуры этого процесса с позиций гуманистического воспитания свидетельствует о том, что помимо воздействий коллектива на личность и личности на коллектив, осуществляемых на основе их взаимного восприятия, происходят и «процессы взаимопроникновения». Среди них особое значение приобретает идентификация ребёнка с коллективом, и обособление его в коллективе, диалектически связанные между собой.
В реальной практике работы с разномасштабными общностями детей и взрослых происходит их взаимопроникновение. Например, используя рассчитанные на всех массовые (фронтальные) формы работы с детьми, можно не только дать основание для последующего коллективного суждения о выдвинутой идее, но и вызвать эффект эмоционального заражения, побудить детей к совместным переживаниям. В итоге может возникнуть ситуативная общность, своеобразный ситуативный коллектив (Д.Н. Генкин).
Рекомендуемые страницы:
Источник