Роль детского фольклора в творческом развитии ребенка
Специфика приобщения детей к народному творчеству
Автор: Дудо Дмитрий Владимирович, музыкальный руководитель
Место работы: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка», г. Лангепас, ХМАО-Югра
Аннотация: в данной работе рассматривается специфика приобщения детей к фольклору и его роль в творческом развитии и музыкально-эстетическом воспитании. Даются рекомендации по эффективной организации знакомства с фольклором, проведении предварительной психологической подготовки.
Ключевые слова: фольклор, народное творчество, творческое развитие, музыкально-эстетическое воспитание.
Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека, его чувствах, мыслях и мироощущении. Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея такой багаж знаний уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире.
В старину песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили, — устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или, когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или, когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает. [2, с. 3]
Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Поэтому важно не прерывать этот процесс передачи опыта, а дать детям возможность познакомиться с лучшими произведениями фольклора.
Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, — словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. [1]
Чтобы эффективно организовать знакомство с фольклором, прежде всего следует провести предварительную, психологическую подготовку. У многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры. Поэтому детей нужно сориентировать, подготовить их сложившиеся музыкальное мышление к восприятию фольклора. Для этого следует проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о народном творчестве, о неразрывной связи с бытом, трудом и жизнью людей; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества можно использовать иллюстрации к сказкам, картины русских художников, ручные работы народных умельцев. Показ яркого видео ряда в большинстве случаев способствует воспроизведению у детей нужного художественного образа и является наиболее эффективным средством развития детского воображения.
Большую помощь могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма работы повышают уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждают интерес к ней. Многие современные фольклорные коллективы выпускают свои сборники народных песен в современной обработке, или в совершенно новой инструментальной аранжировке. Такие произведения уместно использовать совместно с записями подлинного образца, что даст детям представление о том, как народное творчество преодолевает временные рамки и интерпретируется в наши дни. При таком отборе репертуара следует соблюдать возрастные особенности детей, их возможности и навыки восприятия музыки.
Эффективным средством обобщения и закрепления пройденного материала является проведение тематических праздников и развлечений, связанных с датами народного календаря.
Сложность обучения детей народному творчеству кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, — и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. [2, с. 111]
Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.
Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений не только фольклора, но и музыки самых разных жанров и эпох. Такая ступенька в образовании детей будет важным этапом их эстетического и творческого развития.
Литература:
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2005. – 576 c.
2. Науменко, Г. Н. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению — М.: Современная музыка, 2013. – 138 c.
3. Виноградов, Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики – Л., 1978. – 188 с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фольклорного праздника для школьников
Фольклорная зарисовка «Берещенье»
Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором
Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Фольклорный праздник в начальной школе
Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников
Источник
Роль фольклора в развитии детей
Консультация.
Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает — народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества — фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения — мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в «сороку-ворону, которая кашку варила» или в «ладушки-ладушки». Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Источник
Оксана Надточьева
Детский фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников
Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка.
Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
В настоящее время современные городские дети, не знают народные песни, музыку и мало знакомы с русским фольклором. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Данная проблема очень важна, т. к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через организацию кружковой работы.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, хороводы, игры., так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
4. Формировать творческие проявления и исполнительские навыки при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер используются три основных метода – наглядный,словесный и практический и каждый из них применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций. Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга.
В основу моей деятельности положена кружковая работа, которая проходит через все режимные процессы. Использую фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.
В своей кружковой деятельности, на протяжении уже нескольких лет, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.
Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений, более сложного песенного фольклорного репертуара. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
С русскими народными песнями и мелодиями, играми-потешками, танцами я начинаю знакомить детей с младшего возраста. («Петушок», «Зайка», «Солнышко», «Суслик», «Пальчики-ручки», «Хоровод» «Ах, вы, сени» и т. д.)
Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами,чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию, а народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Это такие игры как: «Ходит Ваня»,, «Кто у нас хороший», «Раздувайся, пузырь», «Вот бегут, бегут по кругу», «Бабушка Маланья» и т. д. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях я использую игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения («Ехали-ехали», «Веселые хлопушки».)
Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Полянка» и мн. др.
В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые хороводные песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные и т. д.)
В этом возрасте использую все виды народных игр. Разучиваем подвижные народные игры, игры- хороводы на прогулках, занятиях.
Это такие подвижные народные игры: «Золотые ворота», » Ткачиха», «Ручеек», «Горелки», «Ходим кругом», «Цепи кованные» и многие др.
Игры- хороводы: «Карусель», «Колпачок», «Каравай», «Дударь», Заря-зарница», » Капустка», «Селезень утку загонял» и др.
Игры с пением «Плетень», «Там летели птички», «Мы славные артисты» и т. д. Разучиваем пляски пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы («А мы просо сеяли, сеяли», «Ленок», «Мак маковистый».)
Народные танцы русского народа своеобразны, свежи, колоритны. Это прежде всего танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки.Использую и ввожу предметы быта в танцах: платки, ложки, матрешки и т. д. («Танец с платками», «Танец с ложками», «Танец с балалайками», «Матрешки» и т. д.). Также разучиваем танцы, такие как — «Кадриль», «Хоровод», пляски и т. д.
При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы, обязательными элементами которых у русских — сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки. Знакомство с народным костюмом начинаю уже с младшего возраста.
В работе с детьми применяю различные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, трещотки, бубны, колокольчики.). Они вызывают у ребенка большой интерес. Начинаю обучать игре на народных музыкальных инструментах в младшей группе.
Сотрудничаю с родителями в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Новый год», «Масленица» и другие. Привлекаю родителей к участию в праздниках и развлечениях.
В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок,игр: «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько», «Калинка», «Коробейники» и т. д.
Весь изученный фольклорный материал, находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Результатом деятельности является проведение календарных и фольклорных праздников. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Тематика их бывает самая разнообразная: «Золотая осень», интересно проходят «Колядки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками. Праздник «Масленица» проходит весело, (зависит от погодных явлений, в музыкальном зале или на улице, с катанием на лошади, играми, плясками, угощением блинами. Весенние праздники продолжают «Встреча Весны», «Пасха». Не остаются без внимания и летние праздники «В гости к березке». «Ивана Купала».
Проводим развлечения «Веселая ярмарка», «Посиделки». «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
В результате всей моей деятельности ребёнок становится гармонично — развитой личностью, у которого сформированы навыки актерского мастерства, развиты импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность, ребёнок проявляет интерес к народным традициям.
Источник