Роль деятельности в психическом развитии ребенка леонтьев

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кафедра «Психология»

Контрольная работа

по дисциплине возрастная психология

Тема: Роль деятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева.

Выполнила:

Проверила:

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

Развитие психики ребенка………………………………………………………..5

Учение А.Н. Леонтьева……………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………….18

Введение

Введение в психологическую науку категории деятельность явилось результатом усилий многих советских исследователей-марксистов. Одним из этих замечательных ученых был А.Н. Леонтьев, именно его учение будет рассматриваться в данной работе. Но, в начале приведем краткую историческую справку по появлению деятельностной теории.

Теория деятельности создается давно, ее философско-социологическое обоснование приходится на XIX в., а психологические аспекты деятельности были раскрыты уже в XX в. усилиями выдающихся российских ученых С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Так называемый «деятельностный» подход получил в нашей психологии довольно широкое распространение. Введение категории деятельности в психологию, по словам А.Н. Леонтьева меняет, весь понятийный срой, психологического знания. Но чтобы это действительно произошло, необходимо изучать эту категорию, это явление во всей ее полноте: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.

В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. И это был выход из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития — это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. А.Н.Леонтьев разработал идею Л.С.Выготского о ведущем типе деятельности.

Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.

Развитие психики ребенка

Прежде чем непосредственно перейти к понятию деятельностный подход к анализу психического развития ребенка, следует рассмотреть, что же такое психическое развитие.

Постараемся, прежде всего, представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии. Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть состоит в том, что наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка происходит независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.). Хотя эти линия развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием.

В целом можно следующим образом охарактеризовать общую картину развития отдельных процессов психической жизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующей данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его сознании новых целей, формирование отвечающих им новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развития новых действий. Каждая деятельность ребенка отражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отношения.

Развиваясь, ребенок превращается в члена общества, несущего все обязанности, который оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным как отдельные ступени этого превращения. Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития.

Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий операции. Функция к изменению деятельности в целом. Итак, какой бы частый процесс психической жизни ребенка мы не взяли , анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка к побуждающим их мотивам, а следовательно и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти частные процессы приобретают на разных ступенях развития.

Учение А.Н. Леонтьева

Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия;

абиотические воздействия выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям:

раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами;

в эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия злементарной сенсорной психики, 2) стадия перцептивной психики, 3) стадия интеллекта;

развитие психики животных – это процесс развития деятельности;

особенностями деятельности животных являются:

а) вся активность животных определяется биологическими моделями;

б) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

в) основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида;

г) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры;

деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между объектом и воздействующим на него субъектом;

деятельность человека включена в систему общественных отношений и условий;

основной характеристикой деятельности является ее предметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему;

деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности;

сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деятельность субъекта;

поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения, сознания и деятельности);

деятельность это активный, целенаправленный процесс (принцип активности деятельности);

действия человека предметны; они реализуют социальные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

А.Н. Леонтьев о структуре деятельности

деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций;

Источник

(С.Л. Рубинштейн,  А.Н. Леонтьев)

Многоплановая деятельность — источник образования и развития всех психических свойств человека, формирования его личности. Человек -существо общественное и как личность он формируется внутри общественных отношений, в которые люди вступают в процессе общественной деятельности. Именно развитие общественных отношений, конкретно-исторические условия жизни и деятельности обуславливают возможности формирования личности человека, определяют ее социальную сущность и ценность, цели воспитания. Новые поколения — дети — овладевают опытом, накопленным человечеством, его достижениями посредством совместной со взрослыми деятельности, в общении с окружающими, при целенаправленном построении разнообразной деятельности.

В процессе онтогенеза развертывается, усложняется, дифференцируется многоплановая деятельность ребенка. В результате этих изменений деятельности развиваются психические новообразования, которые, характеризуя сущностные особенности каждого возраста, являются решающим критерием, определяющим конкретную эпоху детского развития.

По мнению С.Л. Рубинштейна (1889 — 1960), основной закон развития психики заключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь. Это значит, что ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперед.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

Важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые поставленная в отечественной психологии Рубинштейном. Деятельность и психика так тесно взаимосвязаны, что появляется возможность анализировать психику через человеческую деятельность, в которой она формируется и раскрывается. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного, производственного труда).

Понятие возраста, возрастных границ и особенностей, по мнению Рубинштейна, имеет не абсолютное, а относительное значение. «… Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического развития» (С.Л.Рубинштейн). Возрастные особенности различных форм психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом».

А.Н. Леонтьев (1903 — 1979) объяснил своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотношениями, в которые он вступает с окружающей действительностью на разных этапах своего развития. Так, в дошкольном возрасте ребенок зависит от окружающих людей и должен считаться с требованиями, предъявляемыми к его поведению.

«В изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни « (Леонтьев A.Н.).

Развитие деятельности, во-первых, внутренне связано с формированием человеческого сознания, во-вторых, несет в себе богатый спектр свойств, по которым в их единстве можно достаточно глубоко охарактеризовать каждый возраст и их взаимную связь. Критерии развития деятельности можно использовать применительно к периодизации всей жизни человека, но в настоящее время свое обоснование он получил преимущественно при изучении детства.

Изучение сложившихся в современных конкретно-исторических условиях разнообразных видов деятельности детей, с одной стороны, и особенностей психического развития ребенка в различных видах деятельности, с другой, показало, что каждому возрастному этапу присущ не только определенный состав многокомпонентной деятельности, но и ведущая деятельность, которая определяет на данном этапе отношение ребенка к окружающим людям, к действительности. То есть одни виды деятельности играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. И как пишет А.Н. Леонтьев: «Нужно говорить о зависимости психики не от деятельности». И хотя источники развития психики ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью, успех которой зависит от организации ее во взаимосвязи всего комплекса разнообразных видов деятельности, но именно ведущая деятельность определяет уровень функционирования психических процессов. Поэтому большое значение приобретает выявление ведущего типа деятельности, установление его места, раскрытие возможностей и путей его организации.

Ведущей является не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся в данном периоде психического развития ребенка. Под ведущей деятельностью в психологии понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии» (А.Н.Леонтьев). Это деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

А.Н.Леонтьев рассматривает ведущую деятельность как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Источник

Принцип деятельностного подхода к развитию психики разработан в трудах А.Н. Леонтьева – ученика и последователя Л.С. Выготского. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие затем — как операция и только потом по мере формирования, становится функцией.

Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок, рождаясь индивидом, имеет лишь биологические предпосылки стать личностью и только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

Он вводит понятие «Ведущая деятельность».

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которого достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе от одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Она проходит длительный путь становления, развития под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

«Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени, а главная по ее значению для психического развития»:

— в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

— в ведущей деятельности формируются и перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности.

В процессе развития он осваивает разные виды деятельности. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает, но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие.

Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Таким образом, каждому возрастному периоду соответствует конкретный вид деятельности, которая влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка, познавательных процессов, характерных для данного периода.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности возникают новые отношения с социальной средой. И каждый вид деятельности способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 4068; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9191 — | 7397 — или читать все…

Читайте также:

Источник