Роль деятельности в эстетическом развитии ребенка
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
СП «Детский сад № 35»
Доклад
Тема «Значение художественно – эстетического развития
детей дошкольного возраста»
Выполнил педагог:
М.А. Смирнова
2019г.
Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно — эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами красоты. Художественно — эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.
Художественно — эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Воздействие на личность ребенка должно быть целенаправленным и систематичным. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.
Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.
В формировании художественно — эстетического вкуса, формировании органов чувств у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью.
Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.
Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой
Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций.
Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.
Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя и родителей увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать все, доступные для понимания дошкольников, материалы. Ребенок должен понимать красоту окружающей природы
Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.
Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.
Получить в детстве начало художественно — эстетического воспитания –
значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
На этапе дошкольного воспитания целью художественно — эстетического воспитания является: научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг.
Источник
Нелли Середина
Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Середина Нелли Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Солнышко »
Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивает-ся способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы человеческих чувств и личности культуры в целом.
М. Н. Забарева выделяет следующие уровни художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
На первом уровне ребёнок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер, например, выбирает открытку, на которой изображена лодка — потому что можно покататься, или открытку с изображением яблока – потому что вкусное.
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картинку для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картинке – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приёмы.
На третьем – высшем уровне, дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребёнок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Для реализации целенаправленного процесса художественно — эстетического развития дошкольников необходимы определенные условия.
Прежде всего – это среда, в которой ребенок живёт и развивается, то есть – игрушки, одежда, помещение. Среда – это часть образовательной сис-темы,представленная специально организованным пространством: помещением, материалами, оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
Развивающая среда должна обеспечивать гармоничное отношение ме-жду ребенком и окружающим миром, вызывать у детей чувство радости, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности, удовлетворять потребности творческого развития каждого ребенка.
Основными условиями художественно-эстетического развития ре-бенка дошкольного возраста являются:
насыщенность быта произведениями искусства;
самостоятельная активная деятельность детей;
осуществление индивидуального подхода к детям.
А также, включение ребенка в различные виды художественной дея-тельности, которая является одним из главных условий полноценного художественно — эстетического развития.
Средствами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста являются:
эстетика быта;
искусство;
природа;
художественная деятельность ребёнка.
Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.
Эстетика быта это и одежда детей и взрослых, расположение расте-ний, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.
Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Утверждая в их понимании то, что красота — это дело рук человека.
Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического развития является искусство. Оно знакомит детей с жизнью людей, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям.
Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Непосредственно под руководством педагога.
Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влия-ние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Особую оценку дал им А. С.Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. из них есть – по-эма».
П. И.Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии сво-ем является музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Дет-ство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Не каж-дый из детей станет музыкантом, но у каждого ребёнка можно и нужно вос-питывать интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух.
Одним из важных средств художественно-эстетического развития является природа. Детей необходимо учить наблюдать и замечать красоту отдельных явлений и объектов природы, сопоставлять форму цветов и листьев, величину и их окраску, воспринимать красоту звуков в природе, шум ветра, сезонные изменения в природе, замечать как преображается природа в результате труда человека. Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красок. Средством она становится тогда, когда педагог целенаправленно использует ее воспитательные возможности делает ее наглядной.
Вырастая среди природы, ребёнок учится видеть гармоничность, кра-соту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рассказах, рисунках.
Это говорит о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение композиторы, живописцы, писатели. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организо-ванные экскурсии на природу. Впечатления останутся в памяти детей на всю жизнь, и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.
Условием и средством эстетического воспитания является и художе-ственная деятельность дошкольника, как организованная педагогом, так и самостоятельная.
Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художествен-ной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои воз-можности, ощутить продукт своей деятельности — рисунки, поделки, реализо-вать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет — роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.
Таким образом, для полноценного воспитания художественно-эстетической развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.
Источник
Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость.
Эти виды деятельности выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности.
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л. С. Выгодского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Кириенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Куцаковой, Б. М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Свою работу я строю в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, использую методическое пособие Т. С. Комаровой «Детское художественное творчество».
В Федеральных Государственных образовательных стандартах художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Одна из главных задачвоспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающего мира, свое отношение к нему. Это помогает детям раскрыть их внутренний мир, особенности восприятия и представления, интересы и способности.
Творческие способности я формирую у детей поэтапно. На начальном этапе осуществляю накопление знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.
Положительные эмоции усиливаются, если организовать практическое применение детских работ. Лучшими работами украшаем группу, оформляем тематические выставки для родителей, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей. Все это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание принести пользу людям.
В развитии творческой активности большую роль играет предметно- пространственная развивающая среда, окружающая детей. В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Даже старшие дошкольники не могут самостоятельно принимать особенности колорита, композиции, правильно определять художественную ценность предметов, которые рассматриваются.
Кроме того я знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя с дымковской игрушкой, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже есть определенный багаж навыков художественных действий, ввожу в предметно-пространственную развивающую среду материалы, которые дети смогут использовать самостоятельно (мозаика, музыкальные инструменты, различные виды театра, материалы для изобразительной деятельности, природный материал, элементы костюмов и декорации). Материалы соответствуют возрасту детей, которые я размещаю в доступном для детей месте, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникают у них в любое свободное от занятий время.
Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.
Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне ее проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребенок. Использую методический прием напоминания (Какой замечательный праздник был недавно! Как красиво пели и танцевали дети!) Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное.
Основной принцип — атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.
Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщения о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу ее осуществления. Например, можно обратиться к детям: «Старайтесь придумать и сделать из природного материала такую игрушку, какую мы еще не делали. Этими игрушками оформим выставку «Дары осени». Или «Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы еще этого не делали. Пофантазируйте!» Это активизируеттворческое воображение дошкольников, вызывает положительное стремление принести радость людям.
Применяю такой принцип индивидуального подхода к ребенку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность.
Решению основной задачи — развитие художественно-творческих способностей- мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая дается на НОД, основной акцент здесь делаю на наличии в работе элементов нового, творческого начала. Например, качество узоров, украшающих игрушки из глины, у одних детей отличается умением варьировать знакомые элементы в новых сочетаниях, чувствительностью к цветовой гамме, способностью находить самостоятельные композиционные решения. Другие же дети остаются копировщиками знакомых образцов. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Как уже было отмечено, этим работам необходимо найти практическое применение. Однако не забываю о других детях — всех следует похвалить, в каждой работе найти положительное.
Моими союзниками в этом направлении являются родители. Родителям в семье рекомендую осуществлять индивидуальный подход к своему ребенку, чтобы он стремился воплотить свои художественные наклонности и интересы. Консультации для родителей по организации предметно –пространственной развивающей среды дома стимулирует детей к творческой деятельности.
Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности.
Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. На просмотр приглашаем родителей и детей, которые не принимали участия в оформлении выставки. Это помогает привлечь их к художественной деятельности.
Именно поэтому, дети приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус. У воспитанников сформированы чувство цвета, координация глаза, владение кистью руки. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используют их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. А главное — они готовы к обучению в школе. Мои выпускники успешны и эмоциональны.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная деятельность, вид деятельности, изобразительная деятельность, индивидуальный подход, дошкольный возраст, пространственная развивающая среда, детское творчество, творческая деятельность, природный материал.
Источник