Роль цифр в развитии ребенка
Математические знания и их роль в развитии ребенка.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.
Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.
Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того≤ От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма).
Передо мной стоит задача — формировать умственные способности младших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость. Я организую умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности провожу игры, где надо быстро дать ответ («Один много», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю задачи-головоломки.
Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Играми, моделирующими творческий процесс и создающими такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей Разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.
Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:
— создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
— укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
— развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;
— формировать геометрическое мышление, графические навыки;
— развивать память, внимание, воображение, наблюдательность;
формировать умение прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
— формировать умение разбивать сложную задачу на несколько простых;
развивать математическое мышление;
— совершенствовать речь, моторику, активизацию словарного запаса;
— воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности;
— воспитывать аккуратность, бережное отношение к играм.
Для успешного решения этих задач в группах должна быть создана соответствующая предметно-развивающая среда. Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу — это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7–9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:
— от простого к сложному — предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
— безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
-сотворчество детей и взрослых;
В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).
Малышей я не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа) А также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, блоки Дьенеша, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Танграм», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша («Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин»). Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2–3-летнего возраста. Тем не менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.
Таким образом, отбор развивающих игр осуществлён, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для младших дошкольников. В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования умственных способностей младших дошкольников важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Литература:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., Просвещение, 1987.
2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1984.
3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1989.
4. Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника — М., Педагогика, 1996.
5. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. — СПб: Детство-Пресс, 1999.
6. Панова Е. Н. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.
7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., Педагогика, 1997.
Источник
Формирование
элементарных математических представлений
важно начать с раннего возраста. Чем
раньше мы начнём формировать у детей
математические представления, тем более
прочными будут знания, навыки, тем лучше
будут развиваться умственные способности,
тем более подготовленные они придут в
школу.
Математика
в дошкольном возрасте важна тем, что
она помогает
интенсивно развивать психические
процессы: мышление, внимание, память,
восприятие, воображение,
т.е. она ведёт за собой развитие. В
процессе усвоения элементарных
математических знаний развиваются
умственные способности детей: умение
анализировать, сравнивать, обобщать,
делать простейшие умозаключения.
Развивается сообразительность,
критичность мышления, способность
объяснить ,как добились результата. При
формировании математических представлений
происходит
речевое развитие детей: расширяется
словарный запас,
совершенствуется
грамматический строй и связность речи.
Решая
разнообразные математические задачи,
дети
проявляют волевые усилия, приучаются
действовать целенаправленно, преодолевать
трудности,
доводить дело до конца.
На занятиях по предматематическому
развитию у детей воспитывают привычку
к точности, аккуратности, умение
контролировать свои действия. Так у
детей формируются
нравственно-волевые качества, необходимые
будущему школьнику.
Математике отводится особая роль в
подготовке детей к школе. Школьные
программы с каждым годом становятся
более сложными, а это требует подготовки
к их усвоению.
Предматематическая подготовка
– неотъемлемая часть всестороннего
развития ребёнка.
2. Сформулировать понятие о предмете методики фэмп, раскрыть задачи методики.
Методика
формирования элементарных математических
представлений в системе педагогических
наук призвана оказать помощь в подготовке
детей дошкольного возраста к восприятию
и усвоению математики — одного из
важнейших учебных предметов в школе, а
также способствовать воспитанию
всесторонне развитой личности.
Предметом
исследования методики является изучение
основных закономерностей процесса
формирования элементарных математических
представлений у дошкольников в условиях
общественного воспитания
Задачи
методики ФЭМП:
―
Научное
обоснование программных требований к
уровню развития количественных,
пространственных, временных и других
математических представлений в каждой
возрастной группе;
―
Определение
содержания фактического материала для
подготовки ребёнка в детском саду к
усвоению математики в школе;
―
Совершенствование
материала по формированию математических
представлений в программе детского
сада;
―
Разработка
и внедрение в практику эффективных
дидактических средств, методов и
разнообразных форм организации процесса
развития элементарных математических
представлений;
―
Реализация
преемственности в формировании основных
математических представлений в детском
саду и соответствующих понятий в школе;
―
Разработка
содержания подготовки высококвалифицированных
кадров, способных осуществлять
педагогическую и методическую работу
по формированию и развитию математических
представлений у детей во всех звеньях
системы дошкольного образования;
―
Разработка
на научной основе методических
рекомендаций родителям по развитию
математических представлений у детей
в условиях семьи.
Методика
формирования элементарных математических
представлений у дошкольников постоянно
развивается, совершенствуется и
обогащается результатами научных
исследований и передового педагогического
опыта.
В
настоящее время благодаря усилиям
учёных и практиков создана, успешно
функционирует и совершенствуется научно
обоснованная методическая система по
формированию элементарных математических
представлений у дошкольников. Детский
сад выполняет специальный заказ общества,
подготавливая детей к изучению основ
наук (в том числе и математики) в школе.
Источник
Методика
обучения счету (4 — 6 лет)
Единого
мнения по обучению детей счёту не
существует. Леушина А.М. считала: не
надо спешить, надо начинать учить
считать после обучения операциям над
множествами.
Счет
— это деятельность с присущими всякой
деятельности признаками, т. е. наличием
цели, средств, способов ее осуществления
и результатом в виде итогового числа
как показателя мощности множества.
Сущность
деятельности счета состоит в том, что
между элементами конкретной совокупности
и числами натурального ряда как
стандартного множества чисел, каждое
из которых является показателем
определенного класса множеств,
устанавливается взаимно-однозначное
соответствие.
Многочисленные
исследования педагогов и психологов
(А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова
и др.) показали, что овладение детьми
счетом осуществляется постепенно и
проходит ряд этапов.
Обучение
счету начинается с практических действий
с множествами, дробления их на элементы,
сравнения смежных множеств. Счетная
деятельность условно может быть поделена
на отдельные этапы, а именно процесс
счета и итог, в связи с чем выделяется
соотнесенный и итоговый счет. Процессом
счета, т. е. соотнесенным счетом
(называнием чисел) дети овладевают
быстрее. Итог счета усваивается
значительно труднее.
Леушина
определила шесть этапов развития
счетной деятельности у детей. При этом
первые два этапа являются подготовительными.
В этот период дети оперируют с множествами,
не используя чисел. Оценка количества
осуществляется с помощью слов «много»,
«один», «ни одного», «больше — меньше
— поровну». Эти этапы характеризуются
как дочисловые.
Первый
этап
можно соотнести со вторым и третьим
годом жизни. Основная цель этого этапа
— ознакомление со структурой множества.
Основные способы — выделение отдельных
элементов в множестве и составление
множества из отдельных элементов. Дети
сравнивают контрастные множества:
много и один.
Второй
этап
также дочисловой, однако в этот период
дети овладевают счетом на специальных
занятиях по математике.
Цель
— научить сравнивать смежные множества
поэлементно, т. е. сравнивать множества,
отличающиеся по количеству элементов
на один.
Основные
способы — накладывание, прикладывание,
сравнение. В результате этой деятельности
дети должны научиться устанавливать
равенство из неравенства, добавляя
один элемент, т. е. увеличивая, или
убирая, т. е. уменьшая, множество.
Третий
этап
условно соотносится с обучением детей
пятого года жизни. Основная цель —
ознакомить детей с образованием числа.
Характерные способы деятельности —
сравнение смежных множеств, установление
равенства из неравенства (добавили еще
один предмет, и их стало поровну — по
два, по четыре и т. д.).
Результат
— итог счета, обозначенный числом.
Таким образом, ребенок вначале овладевает
счетом, а затем осознает результат —
число.
Четвертый
этап
овладения счетной деятельностью
осуществляется на шестом году жизни.
На этом этапе происходит ознакомление
детей с отношениями между смежными
числами натурального ряда.
Результат
— понимание основного принципа
натурального ряда: у каждого числа свое
место, каждое последующее число на
единицу больше предыдущего, и наоборот,
каждое предыдущее — на единицу меньше
последующего.
Пятый
этап
обучения счету соотносится с седьмым
годом жизни. На этом этапе происходит
понимание детьми счета группами по 2,
по 3, по 5.
Результат
— подведение детей к пониманию десятичной
системы счисления. На этом обучение
детей дошкольного возраста обычно
заканчивается.
Шестой
этап
развития счетной деятельности связан
с овладением детьми десятичной системой
счисления. На седьмом году жизни дети
знакомятся с образованием чисел второго
десятка, начинают осознавать аналогию
образованная любого числа на основе
добавления единицы (увеличения числа
на единицу). Понимают, что десять единиц
составляют один десяток. Если к нему
прибавить еще десять единиц, то получится
два десятка и т. д.
Перед
тем, как обучать детей счету, необходимо
создавать ситуации, в которых дети
сталкиваются с необходимостью умения
считать.
Обучение
счету происходит на основе сравнения
двух групп предметов по количеству.
1
этап. Воспитатель сам ведет процесс
счета, а дети повторяют за ним итоговое
число. Показывается независимость
числа предметов от других признаков
предметов.
2
этап. Воспитатель учит детей процессу
счета и знакомит с образованием каждого
числа, учит сравнивать смежные числа.
Сначала детей учат считать в пределах
3, а потом в пределах 5, затем — 10.
Методика
обучения отсчитыванию предметов (4
– 6 лет)
С
помощью проблемной ситуации необходимо
показать отличие процесса счета от
процесса отсчитывания.
Сосчитать
– это значит определить, сколько всего
элементов в множестве.
Отсчитать
– выделить указанное количество
элементов из множества.
Правила
счета и отсчитывания совпадают, однако
при обучении отсчитыванию особое
внимание следует уделить следующему
правилу: числительное надо называть
лишь на 1 момент движения.
Виды
упражнений по отсчитыванию:
• Отсчитывание
по образцу (столько-сколько); сначала
образец дается в непосредственной
близости, а затем на расстоянии;
• Отсчитывание
по названному числу (или показанной
цифре);
• Детям
старшего возраста предлагается запомнить
2 смежных числа и отсчитать 2 группы
предметов (из корзины отсчитать 2 яблока
и 3 груши); обращается внимание на то,
чтобы дети запомнили какое количество
предметов надо отсчитать (просим детей
повторить названные числа).
Методика
обучения порядковому счету
(4 – 6 лет)
1
этап.
Сначала детям предлагаются подготовительные
упражнения (с несколькими видами
наглядного материала), в которых
показывается, что для ответа на вопрос
«сколько?» необходимо использовать
числительные «один, два, три», т.е.
количественные. При этом не важно, в
каком направлении ведется счет и как
предметы расположены в пространстве.
Затем
знакомство с порядковым счетом проводится
в процессе драматизации сказки
(«Теремок», «Репка», «Колобок»).
Воспитатель
показывает детям, что для ответа на
вопрос «Какой по счету?» используются
порядковые числительные: первый, второй,
третий и т.д.. Важно, чтобы предметы
располагались линейно и указывалось
направление счета.
2
этап.
Показывается детям, в каких случаях
используются количественные, а в каких
порядковые числительные. Предлагаются
упражнения, в которых задаем 2 вопроса:
«Сколько всего?» и «Какой по счету?».
Следим, какие числительные используют
дети. Поясняем, в каком случае, какие
числительные надо произносить. Детей
подводят к выводу, что для того, чтобы
определить, сколько предметов, используют
количественный счет, а чтобы определить
место предмета среди других, используется
порядковый счет.
Кроме
таких упражнений важно создавать
ситуации в повседневной жизни и играх,
в которых дети видели бы отличия в
использовании количественного и
порядкового счета. Например, в игре
«Театр» уточняем, что обозначает цифра
на билете: сколько всего мест или какое
по счёту указанное место.
Виды
упражнений:
—
определить номер указанного предмета;
—
назвать предмет по указанному номеру.
Игра
«Что изменилось?» (Выясняется, на каком
месте расположена игрушка. Дается
команда «Глазки спят». Затем воспитатель
меняет место расположения игрушки.
После слов «глазки открыли» предлагается
тем, кто заметил изменения, поднять
руку и ответить: какой по порядку эта
игрушка стояла раньше, а какой стоит
сейчас).
Методика
ознакомления с цифрами
(3 – 5 лет)
Ознакомление
с названием и внешним видом цифры идет
в возрасте до четырёх лет, а после
обучения счету детей знакомят с сущностью
цифр.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник