Роль бумаги в развитии ребенка

Роль бумаги в развитии ребенка thumbnail

Роль оригами

в развитии ребёнка

Роль оригами в развитии ребенка многообразна:

  • Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
  • Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;
  • У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;
  • Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными  терминами;
  • Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
  • Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.;
  • Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
  • Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками;
  • Оригами позволяет детям испытывать свои возможности м проявить способности:
  1. Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
  2. Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
  3. Оформительские – оформление открыток, выставок, помещений к празднику (шары, снежинки, бусы и т.д.).

     Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

     И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Направления

  1.  Конструирование .

Формирование навыков изготовления объемных фигур из бумаги.

  1. Изобразительная деятельность:

Рисование  — частичная или полная дорисовка деталей (глаза, нос, уши и т.д.)

на готовой поделке.

Аппликация —  приклеивание мелких деталей (глаза, нос и т.д.)  на готовой поделке, применение цветовых сочетаний, чередование цвета.

  1. Развитие тонкой моторики рук
  2. Развитие  элементарных математических представлений (РЭМП)

Закрепление названий  геометрических фигур – квадрат, треугольник,          прямоугольник.

Ориентировка на листе – правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.

Порядковый счет сторон, углов. Часть и целое.

  1. Развитие речи.
  • Активизировать в речи детей слова: сторона, угол, диагональ, противоположные стороны, противоположные углы.
  • Уметь описать геометрическую фигуру  (это квадрат, он синего цвета, у него четыре стороны и четыре угла)
  • Согласование существительного с прилагательным ( красный треугольник, зеленый квадрат и т.д. )
  • Согласование существительного с числительным (один угол, два угла, три угла и т.д.), аналогично со всеми геометрическими фигурами.
  • Правильное употребление предлогов (положи красный квадрат НА стол, ПОД книгу, ЗА книгу и т.д.)
  • Согласование притяжательных местоимений (ЧЕЙ квадрат — МОЙ, ЧЬЯ поделка — МОЯ)
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительных падежей (треугольник, треугольники, треугольников)
  • Совершенствование умения составлять  рассказы – описания, загадки-описаня по изготовленным поделкам.
  1. Экология.
  • Закрепление знаний о диких, домашних животных, перелетных, зимующих, домашних птицах, насекомых, рыбах и т.д.
  1.  Игры.
  • Игра-драматизация – участие поделок в инсценировках
  • Сюжетно-ролевая игра – использование в играх атрибутов: самолетики, пилотки гоночные машинки и т.д.
  1. Работа с родителями (наглядная информация (папка-передвижка), анкетирование, консультация, альбом поделок для совместной деятельности родителей с детьми)

Источник

Юлия Соловьёва
Роль оригами в развитии дошкольников

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Игры — занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство. Складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности рук дошкольника и тем самым подготовить его к овладению техникой письма. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной и без необходимости удерживания инструмента. Именно поэтому складывание – это очень полезное занятие, способствующее повышению активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку в работу включены обе руки.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

В группе был создан уголок оригами – «Страна Оригамия», в котором находятся схемы для складывания разнообразных фигурок, цветная бумага различных форматов, ножницы, клей. Здесь же находится уголок изодеятельности, в котором находится всё нужное детям для изготовления композиций. Дети свободное время с удовольствием проводили за изготовлением игрушек, для дальнейшего их использования в своей игровой деятельности, что способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей, или подарков, что способствует формированию добрых чувств к близким и даёт возможность выразить эти чувства. Дети также были ознакомлены с «правилами юных оригамистов», которые соблюдали и на занятиях по оригами, и в свободной деятельности в уголке оригами.

Роль оригами в развитии дошкольников

Была организована совместная работа родителей и детей:

Роль бумаги в развитии ребенкаРоль бумаги в развитии ребенкаРоль бумаги в развитии ребенкаРоль бумаги в развитии ребенкаРоль бумаги в развитии ребенкаРоль бумаги в развитии ребенка

Источник

Выступление на родительском собрании

Влияние бумагопластики на здоровье и общее развитие детей

      Нельзя вырастить полноценного

      человека без воспитания в нём

      чувства прекрасного

     (Р. Тагор).

      Наше будущее – это наши дети. Однако, показатели здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Многочисленные авторы – М. В. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребёнка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно – образовательного процесса. Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Поэтому воспитатели и педагоги должны использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.

      Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду. Например, бумагокручение (квиллинг) — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает.

      Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья — одного из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях с детьми. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. На каждом занятии я приучаю детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнения глаз. Обязательным правилом культуры художественного труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструмента, бумаги, предотвращение подтека клея на столе, экономия материалов. При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем столе дошкольники работают точно и аккуратно, уделяя основное внимание творческому началу выполнения задания.

      Специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — так говорил В. А. Сухомлинский.  Изучение уровня развития дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

      Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Знаменитый И.П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Поэтому тренировка рук стимулирует

саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения.

      Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу по развитию ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук, формированию эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитию фантазии, воображения и творческих способностей детей, а так же организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

     Два года с детьми занимаюсь нетрадиционной техникой — бумагопластикой. Курс называется «Бумажная фантазия». Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты. Это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретает новые знания, навыки, умения, но и решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств. Работу провожу в свободное от образовательной деятельности время. Как показывает практика, дети очень восприимчивы ко всему новому, современному. Поэтому моя работа – это постоянный поиск новых открытий. Она позволяет организовать творческий поиск, исследовательскую деятельность, стимулирует интерес детей к познанию.                        

      Экспериментируя с бумагой, мы познакомились с её свойствами, поняли, что её можно рвать, мять, мочить, резать, склеивать, складывать и создавать прекрасные поделки.    

     Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая

огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для

развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Иногда возникшую проблемную ситуацию решить традиционными способами бывает невозможно. Здесь в изодеятельности приходят на помощь нестандартные решения.

      При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия. Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный

творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

     Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно — игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Для снятия мышечного напряжения проводим физкультминутки, гимнастику для рук.

     Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много.Например: изделия из мятой бумаги, изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т.д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира и своего личностного развития.

      Закружилась маленькая «бумажная» карусель. А с чего начать? Начала с самого простого, что можно сделать из бумаги. Но надо было сделать так, чтобы детям было интересно, надо так объяснить, чтобы было понятно. Ведь недаром в одной китайской народной мудрости говорится: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом — основой всей нашей деятельности. Работу начали с изучения бумаги: ее свойств, видов, качеств. Но цветная и обыкновенная бумага оказалась не самым податливым материалом: появлялись заломы, неправильное вырезание приводило к порче материала, и не было результата деятельности. В ходе работы мы с детьми обратили внимание на обыкновенные бумажные салфетки.    

      Салфетки оказались очень благородным материалом.  Начинали мы с изготовления бумажных кукол, затем птичек, лошадок.  Детям очень нравилось выполнять работы и играть с игрушками. Затем возник вопрос: «А что будет, если размочить бумажные салфетки, и что из них можно сделать?» В ходе эксперимента, добавив в полученную массу клейстер, получили новый материал для изготовления аппликативных работ: открытки для поздравления пап с 23 февраля, мамочек – с 8 марта, панно для украшения группы.

      Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги — занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого он чувствует себя творцом. Прямо на его глазах происходит превращение бумажной салфетки в невиданных кукол, птиц, коней, утят. Весной с ребятами любуемся, как собственные поделки превращаются в гордый флот, который весело бежит по зажурчавшим ручейкам; летом – запускаем в небо модели самолетов.

      Затрат для этого не требуется практически никаких, так как бумажные салфетки материал недорогой и абсолютно доступный, зато во время изготовления поделок ребенок учится усидчивости, приобретает важные навыки по конструированию, развивает свои творческие способности.

      Детям нравится превращать обычную бумажную салфетку в самые разные фигурки, изображающие деревья и цветы, птиц и животных, и лучше всего заниматься бумагопластикой в свободное от образовательной деятельности время, что позволяет развить у ребенка трудолюбие, вызвать желание доводить начатое до конца, развить произвольную регуляцию деятельности. Работу строю на развитии способностей анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям. Формирую умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развиваю пространственную ориентировку, мелкую моторику рук. Совершенствую объяснительную речь и коммуникативные способности.

      В процессе создания поделки, выполнении работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Каждый ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Совместное обсуждение творческих работ помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

    Работа над композициями из бумажных салфеток способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Ребят увлекают нетрадиционные техники, они с огромным желанием творят и сочиняют что-то новое сами. Работая в этой технике, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким творцом. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание творить. Ведь творить можно чем угодно и где угодно и как угодно! Огромная удовлетворенность оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

Положительные эмоции только укрепляют физическое и душевное здоровье ребенка.

В творческом процессе начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах школы. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Стоит отметить, что дети, которые занимаются бумажным моделированием, стали более усидчивыми, аккуратными.

Источник