Роль библии в развитии ребенка

Роль библии в развитии ребенка thumbnail

Книгоиздателями предлагаются многочисленные переводные издания Библии: «Моя первая Библия в картинках» К. Тейлор (пер. с англ.), «Детская Библия» (пер. Б. Арапович, Стокгольм), «Дети! Это вам нужно знать» (пер. с нем. М. Зегер) и другие.

В этих изданиях обильно цитируется текст оригинала, книги снабжены цветными иллюстрациями, графическими картами, фотографиями библейских мест (Древний Восток, Палестина, Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Иордан, Галилейское море). К недостаткам относятся сухость, фактографичность пересказа, его обращенность в первую очередь к памяти и сознанию, отсутствие необходимых для ребенка объяснений, ориентация на изобразительные средства комиксов.

Так, авторам книги «Вавилонская башня и другие древние легенды» (под редакцией К. Чуковского) удалось передать знания о Библии через живые картины. Пересказы составлены известными детскими писателями и переводчиками М. Агурским, В. Берестовым, Н. Гребневой, В. Смирновой, Л. Литвиновой.

В сборнике переданы ветхозаветные легенды, которые нашли отражение в произведениях живописи, скульптуры, литературы и сохранились в устойчивых речевых оборотах («всемирный потоп», «вавилонская башня», «валаамова ослица», «суд Соломона», «столпотворение» и т.д.).

Отобраны легенды с выраженной приключенческой, событийной стороной («Могучий Самсон», «Юность Давида», «Иосиф и его братья»), использована образность, отличающая произведения устного народного творчества — волшебную сказку, былину, историческую песню.

Авторы постарались сделать библейский сюжет, порой очень сложный и запутанный, доступным для детей, поэтому библейские истории подверглись в книге мотивированному сокращению и упрощению; для усиления детских впечатлений введены дополнительные диалоги, раскрывающие чувства персонажей, увеличена роль портретных описаний, в характерах персонажей «укрупнены» ведущие черты.

Уточняя своеобразие характера действующих лиц легенды, делая красочной, многопредметной, запоминающейся обстановку, в которой протекает действие, пересказ включает описание ряда поступков, которые мог бы совершить персонаж (эти описания отсутствуют в каноническом библейском тексте): так, в легенде «Каин и Авель», Каин бросает камни в пролетавших птиц, в звезды, когда они зажигались на небе, обламывает ветки деревьев, завидует даже тени. Подобная детализация делает характер Каина зримым, выявляет главное в нем, мотивирует братоубийственный грех.

В «Вавилонской башне» изменению (или изъятию) подверглись сложные для детской артикуляции имена.

Книга предназначена для чтения детям четырех — семи лет, в ней учтены особенности восприятия дошкольниками литературного произведения (эмоциональность, пристрастность, стремление «превратиться в тех, о ком они слушают и кого воображают).

Сборник был подготовлен к печати в 1968 году (и запрещен), что объясняет неполноту раскрытия нравственной основы подлинника, исключение текстов Нового Завета (только одна глава книги «Блудный сын» связана со второй частью Библии). Однако художественные достоинства данного издания, его возможности в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников неоспоримы.

«Вавилонскую башню» своеобразно дополняет книга А. Меня «Свет миру». Пересказывая Евангелие, Мень излагает содержание легенд в той последовательности, в которой они существуют в Новом Завете. Композиционно книга состоит из 42 небольших глав, раскрывающих жизнь Христа от рождения до вознесения. Материал подается в виде бесед, рассуждений, общения автора и читателя; используются образы и сравнения, близкие ребенку.

Книга знакомит ребенка с основными библейскими понятиями (вера, церковь, молитва, Бог), всенародными праздниками.

К достоинствам издания следует отнести отсутствие категоричности, доверительность интонации, умение автора глубоко и просто говорить о сложных вопросах богословия и истории, продуманное оформление книги (иллюстрации художника А. Смирнова воспроизводят характерные черты церковной живописи и зодчества).

В работе с дошкольниками можно использовать и репринтные издания, отражающие дореволюционный опыт приобщения детей к Библии.

В числе таких изданий можно назвать «Детскую Библию, или Священную историю в простых рассказах для чтения в школе и дома». Книга была составлена в конце 19 века протоиереем Александром Соколовым, она воспроизводит тексты Ветхого и Нового Заветов и включает 40 рисунков по оригиналам Доре и Плокгорста.

К достоинствам издания нужно отнести поэтичность пересказа, наличие деталей, призванных усилить впечатление ребенка от прочитанного.

Нередко автор обращается непосредственно к опыту детей, предлагает поставить себя на место героев («Вот если бы вам пришлось играть с немцами или французами, неловко бы вышло: ты просишь мячик — он дает тебе палку, ты велишь ему стоять на месте — он бежит. И бросили бы вы свою игру»).

Автор пытается пробудить благоразумие и благочестие ребенка, корректирует его поведение в столкновении со злом и насилием, в момент молитвы: «И вы, милые деточки, слушайтесь Бога, слушайтесь родителей, учителей и старших. Они учат вас доброму и удерживают от плохого. Если же сделаете вы что запрещено, не запирайтесь в своем поступке, не сваливайте вину на других, а признайтесь, ничего не скрывая, попросите прощения, исправьтесь и впредь будьте послушнее».

Пересказ ориентирует на аналогичность педагогического проявления родителей, воспитателей, учителей. Созданная в 19 веке, книга выражает религиозные воззрения автора. Обращение к этому изданию сегодня желательно ограничить разбором нравственно-этического характера его содержания, рассмотрением проблем чести, совести, человеколюбия, благонравия, того, что относится к общечеловеческим духовным ценностям.

Несомненный интерес представляет книга «Учение Христа» Л. Н. Толстого. Помимо пересказа Нового Завета она содержит беседы с детьми по нравственным вопросам, диалоги, объединенные общим заглавием «Детская мудрость». Главы из этой книги, объясняющие смысл основных заповедей Христа могут быть прочитаны и обсуждены с детьми.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста создана книга П. Н. Воздвиженского «Моя первая Священная История», впервые изданная в России в 1899 году.

В ней наглядно, просто и доступно изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов. В предисловии автор оговаривает направленность адаптации текстов для детей: «Давая в руки ребенку подобную книгу (Библию), необходимо заботиться, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного, необходимо, чтобы она была приспособлена к его возрасту, к его пониманию».

Книга отвечает возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Читая или слушая рассказ, ребенок легко может представить себя участником описываемых событий. «Представьте, дети: жители огромного города в один день вздумали выселиться в другое место со всем имуществом. Какой тут сделался шум, сколько было суматохи! Крики, говор, плач детей, ржание лошадей и рев верблюдов…» — такими словами начинает Воздвиженский свой рассказ о переселении евреев из Египта.

Автор учитывает образность и эмоциональность детского восприятия, благодаря чему ему удается заинтересовать маленького читателя.

Наглядности в изложении отвечает и наглядность удачно подобранных иллюстраций (гравюры выполнены мастером того времени Юлиусом фон Карольсфильдом). По мнению автора «… дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки еще больше укрепят в детской душе то, что будет им прочитано».

Таким образом, для работы с детьми лучше всего использовать книги, отвечающие возрастным особенностям дошкольников, а именно: «Вавилонскую башню» под ред. К. Чуковского, «Свет миру» А. Меня, «Детскую Библию» А. Соколова, «Мою первую Священную Историю» П. Воздвиженского.

Т. Умерова

Источник

«Какова основная цель воспитания ребёнка? Некоторые родители обращают внимание на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие стараются дать образование. Третьи – развить  дарования  музыкантов, художников или учёных. Но у родителей-христиан первой и основной целью воспитания должно быть не это», – размышляет протоиерей  Павел Калинин.

В своей статье «Библейские и святоотеческие основы  православной концепции воспитания детей в семье» отец Павел, священник Армавирской епархии,  делится следующими мыслями о православном воспитании:

«Родители  прежде всего  должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов преп. Серафима).

Конечно, Священное Писание и, прежде всего, Евангелие, содержит всю полноту истины, необходимой для спасения людей. Но истины евангельские и правильное применение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через Предание и разъяснение их св. отцами. Если родители достигнут этого, то остальное – и образование, и развитие дарований, и здоровье  – всё приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преп. Серафим Саровский говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти».

«Яблочко от яблони недалеко падает», – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые ещё недостаточно ясны в детях. Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Ещё в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей.

За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3, 13).

При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» (1 Цар. 2, 24).

Но, очевидно, от Илия требовалось более чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст.

«Так как Илий не всё сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя, и против сыновей, и, щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям  Богу не в чем было обвинить старца. Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом.

Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна, все подвиги его закрыла. Какое же наказание ожидает нас,  когда и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара…» В Писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5,8).

При суждении о пригодности к должности епископа ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть… хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» (1Тим.2,4). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях (2Кор.12, 14), и духовная.

Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1,6). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» (Тит.2,4-5).

Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2,15). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием (1Тим.5,4). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад  надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад.

Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид (Пс.126,3). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжёло грешат перед Господом.

Можно найти примеры, что благочестивые дети были и от нечестивых родителей (например, великомученица Варвара), но вряд ли можно найти случаи, когда благочестие обоих родителей не имело бы следствием высоких достоинств их детей. Следует учитывать, однако, что степень благочестия может быть разная и может случиться, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых из детей.

В Деяниях св. апостолов рассказывается, как благочестивому язычнику – сотнику Корнилию, снискавшему милость у Бога молитвой и милостыней, является ангел, повелевает призвать ап. Петра и обещает, что словами последнего «спасёшься ты и весь дом твой» (Деян. 10, 6).

Итак, милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом – его семью и его детей.

Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» – свидетельствует премудрый Соломон (Притч. 20, 7). А епископ Феофан Затворник пишет: «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

В чем секрет великих достижений? Обычно принято думать, что великим людям присущи особые, выдающиеся способности и природные дарования. Не совсем так. Многие философы и учёные считают, что всякое достижение обусловлено, прежде всего, напряженным, целеустремленным трудом в течение длительного времени. Таким образом, значительных достижений в каком-либо отношении может добиться каждый при наличии средних способностей и дарований. И, очевидно, степень успеха будет прямо пропорциональна затраченной энергии.

Достижение цели как следствие упорного труда – это закон, данный Богом человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. Хлеб добывается потом как для тела, так и для духа.

Труд над ребёнком как основа воспитания был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (30, 13).

Целеустремленность связана неразрывно с самопожертвованием. Ради заботы о детях родителям необходимо оставить  развлечения, театры, праздные знакомства…  Все это крадёт у нас силы и время, которого мало, которое драгоценно, как вверенные нам от Господа «таланты»; которого недостаёт для спасения и себя, и детей.

«Без Меня не можете делать ничего», – говорит Бог в лице Христа (Ин. 15, 5). Но «Бог есть любовь» (Ин. 4, 8). И поэтому без любви нет духовной жизни, нет целительного общения души с Богом и близкими, нет зарождения и развития веры, смирения, кротости, благочестия и других добродетелей, одухотворяющих душу.

Любовь в лице Христа явилась в грешный, растленный мир и победила и возродила мир (Ин. 16, 33). Ею побеждали апостолы, ею во все времена побеждали пастыри Церкви и ученики Христовы. И ею, только ею можем и мы обеспечить себе доступ к сердцу нашего ребёнка на всю нашу жизнь.

Когда ап. Иоанн, любимейший из учеников Христа, ослаб от старости и не мог более проповедовать, он только повторял всем: «Дети, любите друг друга». А святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Люби – и делай, что хочешь». И, по словам Господа, на двух заповедях любви к Богу и ближним «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

«Любовь… есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14), – говорит ап. Павел, написавший гимн любви – тринадцатую главу 1-го Послания к Коринфянам. Эта глава написана с неподражаемой силой и глубиной мысли. По ней мы можем определить и свое состояние в отношении любви – этой основы всех добродетелей.

Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется естественным, это благодатный закон природы, из которого мы не считаем себя исключением. Да и кого же любить, как не своих детей. Но ап. Павел глубоким анализом свойств любви обличает нас.

«Любовь не раздражается», – пишет ап. Павел. Проверим себя – так ли мы любим своих детей, чтобы никогда не раздражаться на них?

«Любовь… не ищет своего». А наши запросы на свою «личную жизнь», «личные интересы», развлечения?

Не будем же удивляться, что путь к сердцу нашего ребёнка не открыт для нас в полной мере. Признаем этот факт и, пока ещё есть время, постараемся исправить наши упущения и овладеть сердцами наших детей. Для этого надо самих себя всецело отдать детям, сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами.

Проявление нежной, самоотверженной материнской любви к своим детям так характеризуется преп. Серафимом: «Чадолюбивая матерь не в своё угождение живёт, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей».

Итак, надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: когда надо – лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо – увещеванием и взыскательностью.

Ребёнок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они не проявлялись, если только «всё у вас будет с любовью» (1Кор.16,14), если во всех словах наших он будет слышать и чувствовать любовь.

Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы всё своё сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам своё.

Источники

  1. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. Сатис.
  2. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Правило веры. М. 2000.
  3. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы. Прав.-е братство св. ап. Иоанна Богослова. М. 2002.
  4. Полный годичный круг кратких поучений. В 2-х томах. Т. II. Издание Международный издательский центр православной литературы. М. 1995.
  5. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Правило веры. М. 2000. стр. 49.
  6. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец.- Краснодарское епархиальное управление.

Из материалов круглого стола «Проблемы семьи и брака в современном обществе (православное и светское измерение)». – Армавир: Армавирский Православно-социальный институт, 2005.

Источник