Роль башкирского языка в развитии личности ребенка

Галия Багаутдинова
Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа».
Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями, на нашей земле не было межнациональных войн.
Многонациональность нашей земли – это сила и гордость нашего государства сегодня и в будущем.
Тернистый исторический путь, пройденный башкирским народом, отмечен формированием специфических национальных традиций и свойств духовного облика, определенного национального характера, национально-психического склала. На протяжении веков башкирский народ сохранял и совершенствовал черты своего национально-этнического характера, всех видов его материальной и духовной культуры, национального языка, в народном творчестве.
В годы Советской Башкирия превратилась в аграрный и сырьевой придаток огромного унитарного государства. Нависла угроза потери языка, традиций. Происходила русификация башкирского населения. Мы с болью в душе отмечаем, что каждый третий башкир не знает родного языка.
Несмотря на все трудности, башкирский народ сумел сохранить свою культуру.
В настоящее время в условиях демократии мы впервые имеем свои символы — Государственный гимн, Государственный герб, Государственный флаг Республики Башкортостан.
После принятия в 1990 году Декларации о суверенитете и в 1993 году Конституции усилилась тенденция демократического, политического, культурного развития.
Показателем уровня государства является состояние национальной культуры. Наша культура в новых условиях на профессиональной высоте развивает народные традиции.
Национальная политика правительства республики исходит из того, что Башкирия является исторической родиной нашего народа. Это требует особого внимания к его языку, культуре, понимания проблем их развития со стороны представителей других наций.
С другой стороны, наша республика стала для многих народов родным домом, где должны удовлетворяться их национально-культурные запросы.
Задачей государства является создание возможностей для всех желающих освоить родные языки. Изучение языка должно являться не самоцелью, а быть средством приобщения к национальным культурным традициям.
Башкирскому языку придан статус государственного, расширяются его социальные функции.
Часто в городах башкирские дети и их родители общаются между собой на русском языке. Башкирский язык отводится на второй план.
Отстраненные от национальной культуры дети не смогут развивать национальные традиции. Какими талантливыми бы они не были, отошедшие от национальных традиций дети не смогут участвовать в развитии народной культуры. Поэтому воспитание и обучение детей на родном языке является непременным условием развития того или иного народа. Сегодня решается судьба родных языков – быть или не быть. Любовь к Родине, нравственность, добродушие начинается с отношения к своему языку. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорится в народе.
Мы можем освободиться от духовного и политического кризиса, только обратившись к народной мудрости, культуре и традициям.
В основе воспитания и образования личности находится семья. В современном обществе разрушаются многовековые традиции семейного воспитания, наблюдается разрыв преемственности поколения, падение авторитета семьи, который ничем не может быть заменен для нормального всестороннего развития личности.
Мать сегодня – главная фигура в непосредственном воспитании. Но эта ее роль усложняется тем, что она перегружена работой и домашними бытовыми делами.
Именно семья должна быть хранительницей народных традиций. Первые шаги ребенка, первое его слово и все, что впервые выполняет ребенок – это радость и гордость для семьи. В тех семьях, где соблюдаются традиции народной педагогики, родители постепенно учат детей трудолюбию. В деревнях на детей возлагаются обязанности пилить и колоть дрова, носить воду, чистить сараи для скота, работа в огороде, саду, на поле.
Городские дети также помогают в семье: поливают цветы, приносят газеты, вытряхивают паласы, убираются в квартире, ходят за покупками в магазин, ухаживают за младшими детьми и т. д. И в деревне,и в городе есть возможность научить детей какому-нибудь ремеслу: радиотехнике, выжиганию по дереву, вышивке, шитью, фотоделу.
Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и праздниках, не позволяют ребенку накопить опыт социальных ролей, уважительного уважения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.
Именно семья должна приобщить детей к народной культуре и народному творчеству.
Обратимся к башкирским сказкам. Народные сказки воспитывают стремление помочь ближнему, учат доброте, честности и многому другому.
Однако родители сегодня недооценивают роль сказок в воспитании ребенка, во многих семьях сказку, рассказанную родным человеком, заменил телевизор. Последствия не заставляют ждать. У ребенка возникает повышенная возбудимость, нарушается сон, портится зрение.
Фольклорная песня является хорошим средством для воспитания любви, уважения к народным традициям, родному краю, искусству, культуре.
Детям нужны колыбельные песни. Почему? Потому что в них удивительно сочетаются нежность мелодии и ласковость слов, согретые любовью к малышу. Колыбельная песня – это целый ритуал общения ребенка с матерью.
Нам предстоит огромная работа по возрождению народной культуры. Если дети выступают в народных костюмах, поют и пляшут народные песни и танцы, это есть любовь к народу, к жизни, показ народной культуры, привлечение их детства к этому.
Воспитатели и музыкальные руководители в различной форме используют богатство народных традиций культуры и творчества. В детском саду организован мини-музей башкирской национальной культуры, который имеет огромное значение в пропаганде национальной культуры среди воспитанников. В группе создан уголок башкирской национальной культуры: юрты, предметы быта, куклы в национальных костюмах; показаны национальные орнаменты. Проводятся занятия по башкирскому языку. Дети, изучающие башкирский язык, будут относиться к башкирскому языку, народу, культуре с уважением.
В младших группах разучиваем народные колыбельные песни, потешки, формируя в сердцах маленьких детей любовь к родному краю, воспитывая уважение к родителям и взрослым.
В старших группах знакомим детей со сказками, пословицами и поговорками, загадками, играми, обогащаются их знания, воспитывается трудолюбие, развиваются умственные способности.
Пословицы и поговорки – это сокровища народной мудрости, они являются своего рода заповедями для детей.
Проведение различных праздников должно превращаться в традицию в семье и в детском саду. Это фольклорные праздники «Воронья каша», «Сабантуй», «Нардуган», «Помочь, когда режут гусей», вечера сказок, загадок, концерты народной песни, фольклорные кружки с изучением обычаев, девичьи посиделки, гадания.
Такие мероприятия помогают укреплять в молодом поколении здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Ведь во взглядах народа на жизнь всегда прославляется добро, всегда слышен призыв бороться со злом, утверждаются общечеловеческие ценности.
Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.
Источник
Язык
народа- никогда неувядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку,
можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И
любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только
через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет
начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре
другого народа, рядом с которым живешь и учишься. Закон « О языках народов РФ» стал гарантом сохранения и развития родных языков
народов, населяющих нашу республику, дал русскому, башкирскому языкам статус
государственного. Положительные
изменения в республике по отношению к родным языкам дают свои плоды и в нашем
районе.
Мы живем в
Дагестане, изучаем языки,
культуру Дагестана, тем самым обогащаем
себя духовно. И родной язык становится
основным фактором формирования национально-духовных основ личности.
Обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной
государственной политики страны. Содержание духовно-нравственного развития и
воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными
ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от
того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от
поколения к поколению. Духовно- нравственное развитие и воспитание личности в
целом является сложным, многоплановым процессом. О но неотделимо от жизни человека во всей её
полноте и противоречивости от семьи, общества, культуры, человечества в целом,
от страны проживания и культурно- исторической эпохи, формирующей образ жизни
народа и сознание человека. Но наиболее
системно, последовательно и глубоко нравственное воспитание и развитие личности
происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено
всем укладом школьной жизни. В языке народа сосредоточена духовная жизнь
нации, одухотворен народ и его родина.
Язык – живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык
является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно,
откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие. Принцип народности
связан и с задачами формирования
личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему Отечеству, гуманности,
правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства
самолюбия его правильном понимании,
эстетического отношения к жизни. Ведь
роль родного языка в формировании и
развитии личности настолько велика, что ее трудно переоценить. Родные языки уникальны в том отношении, что
они накладывают свой отпечаток на каждого человека с момента рождения, наделяя
его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря
на то, что впоследствии человек овладевает и другими языками.
Мы, учителя родного языка и литературы
(кумыкского), стараемся пробудить любовь к своему предмету у каждого
ученика. Ежегодно участвуем в районных,
республиканских олимпиадах, конкурсах, посвященных юбилеям народных поэтов,
писателей, юных сказителей и занимаем
призовые места. Ежегодно проводим
предметные декадники, где инсценируем отрывки из произведений писателей и
поэтов кумыкской литературы. Ежегодно учителя принимают участие в профессиональном конкурсе « Лучший учитель
одного языка». Открытые уроки родного языка тоже помогают раскрыться душам
детей, так как здесь они могут свободно изливать свои сокровенные чувства и
мысли на родном языке. Творческие работы детей регулярно печатаются на
страницах районных изданий.
Источник
Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»
Роль родного языка в развитии личности дошкольника.
Кушнерук Т. Н., воспитатель
МДОУ Детский сад №3
г. о. Власиха Московской области
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
— приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник
Приобщение детей к традициям башкирского народа
В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно- прикладное искусство, традиции и обычаи.
На моих уроках приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых ученики знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение учащихся к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки — это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет учителю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления учащегося.
Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на уроках и прогулках. До детского понимания стремлсь донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с учащимися.
.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания учащихся. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.
В свободное от уроков время , например, на переменах, играем в башкирские народные игры.
А так же на уроках читаем не только устное народное творчество, но и произведения и стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявляют к башкирскому народному поэту Мустаю Кариму. Дети очень любят его произведения. С учащимися участвовали на городском конкурсе чтецов по произведениям Мустая Карима. Заняли призовые места
На уроках с интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Свои впечатления дети стараются отобразить при раскрашивании моделей башкирской одежды.
В кабинете башкирского языка в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры.
Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаю задания для чтения и заучивания в семье (башкирские слова, стихи башкирских поэтов).
Работая по данной теме я участвую в семинарах, конкурсах.
Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.
Источник