Родительское собрание влияние семьи на развитие ребенка

Родительское собрание влияние семьи на развитие ребенка thumbnail

Елена Ярулина
Родительское собрание «Влияние семьи на развитие ребенка»

«Влияние семьи на развитие ребенка»

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

1 слайд: «Влияние семьи на развитие ребенка»

2 слайд:

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им. И так же помочь ребенку познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

3 слайд: Влияние семьи

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.

• Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

• Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

4 слайд: Психологический климат в семье.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

5 слайд: Авторитарный тип + чрезмерная требовательность, придирчивость.

Характеристики,проявления:

родителями навязывается свое мнение ребенку.

«подавление» ребенка

• Вечные указания, напоминания, советы

Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

6 слайд:Возможные последствия:

• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

• вырастая, ребенок может попасть под влияниелюбой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер,либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

7 слайд: Гиперопекающий тип

Характеристики,проявления:

Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

• К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

• боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

8 слайд: Возможные последствия

• способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

• в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

Ребенок будет малоадаптиован к взрослой жизни

•Инфантильно-потребительское отношение к миру

• Болезненное реагирование на любые требования и ограничения

• Будет трудно,а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

• Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

• У ребенка возникает задержка в развитии навыков.

9 слайд: Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики,проявления:

Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

• Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

• Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

• У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

10 слайд: Демократический тип

Характеристики,проявления:

Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

Родитель участвует во взрослении ребенка.

11 слайд:Возможные последствия:

Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

• Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Хотелось бы закончит свое выступление словами известного педагога Макаренко Антона Семеновича

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (Макаренко А. С.) .

Источник

Цель: выяснить типы отношений между детьми и
родителями в семьях учащихся класса и
скорректировать (при необходимости) отношения
между детьми и родителями в семье.

Участники: родители, классный руководитель,
дети.

Оборудование: рисунки детей, памятки для
родителей, опорные слова, бумага, цветные
карандаши, фломастеры, плакаты, аудиозаписи
ответов детей.

Предварительная работа: дети выполняют
рисунки на тему «Моя семья», которые
обрабатывает психолог совместно с учителем.
Анкетирование детей.

1. Вступительная беседа.

Вы — люди, у которых разное образование, разные
судьбы, разные характеры, разные взгляды на
жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это
наши дети. Мальчишки и девчонки, которые могут
стать нашим горем или радостью. Как и что нужно
сделать, чтобы наши дети были счастливы? Чтобы
однажды можно было сказать: «Жизнь состоялась»

Начать разговор я предлагаю с воспоминаний о
своем детстве. Кто оказал на вас наибольшее
влияние в разные возрастные периоды?

Как видим, наибольшее влияние на ребенка
оказывает семья. поэтому тема родительского
собрания: «Влияние семьи на ребенка».

2. Итак, предлагаю определиться в понятиях: семья,
главный закон семьи, семейные ценности.

Обсудите это в группах и запишите на листах.
(обсуждение в группах, обмен мнениями между
группами, вывешивание определений на доску)

3. Это модель идеальной семьи. А все ли в
порядке в наших семьях?

Рисунки детей говорят не всегда в нашу пользу
(рисунки детей на тему: «Семья» вывешены на
стенде). Анализ рисунков.

Что же все-таки не так? Оказывается, наши дети
испытывают недостаток ласки. Насколько ребенку
труднее живется, чем взрослому. Его постоянно
оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не
только в школе, но и дома. Мы всё время гадаем :
хороший — плохой, способный — неспособный?
Примерьте такую жизнь на себя. Почему мы се
тянемся к родным, любящим, близким людям: они не
оценивают, они принимают нас такими, какие мы
есть. Что бы жизнь ребенка не превращалась в
вечный экзамен, а мы, родители не были вечными
экзаменаторами, нам надо понять, как избежать
ошибок, найти меру в поощрении и наказании. (
включить запись ответов детей на вопросы,
приложение 4).

Нужно ли ласкать детей? В чем выражается ласка?
Не будет ли это баловать ребенка?

Или:

Нужна строгость в воспитании? Как она
проявляется?

Обсудите это в группах. Приведите аргументы в
пользу своей точки зрения и контраргументы
другому мнению. Подкрепите ответ примерами из
собственного опыта.

Обмен мнениями между группами.

Вопрос наказания детей как путь воспитания —
самый старый у человечества. Горький осадок
оставляют в душе родителей, полные слез глаза
наказанного ребенка. Иногда эти глаза бывают
злыми и отчужденными — это еще больнее.

Сколько нам надо терпения, чтобы всё время
помнить, что перед нами человек со своими
переживаниями, чувством собственного
достоинства. Когда дома разговаривают с ребенком
только назидательно, криком — это сразу заметно
в школе. Такой школьник сам грубит, спокойно не
обращается с друзьями, часто вступает в
конфликты со сверстниками, учителями.

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием,
наказанием благих целей не достигнуть, хорошего
человека не вырастить, потому что жестокая
строгость вызовет или ответную жестокость или
лицемерие.

Самое дорогое для нас — дети. Давайте будем
терпимыми к ним, ведь и мы взрослые часто
ошибаемся.

Выступление психолога по анкетам для родителей
(приложение 3).

Вывод.

  • Чаще целуйте и обнимайте ребенка.
  • Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.
  • Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.
  • Искренне интересуйтесь делами ребенка.
  • Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.

Эти «мелочи» определяют отношение ребенка к
себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно,
становятся «моделью» его будущей жизни.

Помните:

  • Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности — он учится
    верить в людей.
  • Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он
    учится находить любовь в этом мире.
  • Ребенка постоянно критикуют — он учится
    ненавидеть.
  • Ребенок растет в упреках — он учится жить с
    чувством вины.
  • Ребенка высмеивают — он становится замкнутым.
  • Ребенок живет во вражде — он учится быть
    агрессивным.

4. Есть в семье еще один опасный враг — это
скука.

Социологи заметили: «Богатый выдумками досуг
оберегает отношения в семье от вторжения скуки».
А этой «пришелицы» ох как надо опасаться: от
скуки и однообразия все беды, от этого многие и
пороки. Давайте подумаем, как подойти к
собственной жизни, что возможно изменить в ней.
Можно ли найти каждому увлечение по душе?

Рассказы семей о том, как организуют свой досуг.

Семейные традиции — это не только праздники, но
и торжественный обед, каждое воскресенье, когда
вся семья в сборе, а из серванта извлечен
праздничный сервиз — тогда через много лет
пожилые родители не будут сидеть за воскресным
столом в одиночестве. Если 1 сентября вы с
ребенком сажаете дерево, или под Новый год
выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить
ёлку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая
по-особому поздравляете дедушку или соседа
ветерана, всё это скрепляет семейные узы,
помогает в воспитании детей. Думать о празднике,
составлять программу, приглашать гостей надо
заранее, что бы дети могли подготовиться. В
программу можно включать различные конкурсы,
игры, аттракционы, концерты.

Приближается праздник. Каждая семья по-своему
готовиться к празднику. Станьте художниками.
Изобразите себя во время праздничной подготовки.

(Выставка и обсуждение работ, обмен опытом).

5. Соблюдайте главный принцип жизни — ко
всему относитесь с уважением, терпением и
любовью. Цель нашей жизни — любить и быть
любимыми.

6. Конечно, наш разговор не был бы полным, если
бы мы не выслушали детей. Давайте послушаем, чего
ждут от нас они. И что нам желают. (Пожелания
детей.)

В родительский дневник.

  • Ребенка хвалят — он учится быть благородным
  • Ребенок растет в безопасности — он учится
    верить в людей
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он
    учится находить любовь в этом мире
  • Ребенка поддерживают — он учится ценить себя
  • Ребенка постоянно критикуют — он учится
    ненавидеть
  • Ребенок растет в упреках — он учится жить с
    чувством вины
  • Ребенка высмеивают — он становится замкнутым
  • Ребенок живет во вражде — он учится быть
    агрессивным

Приложение 1

Плакаты

  • «Единственная настоящая роскошь — это роскошь
    человеческого общения». А. де Сент Экзюпери
  • «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой
  • «Что бы изменить людей, их надо любить. Влияние
    на них пропорционально любви к ним». И.
    Песталоцци
  • «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом,
    насилием — непрочно, неверно и ненадёжно». Я.
    Корчан

Приложение 2

  • Чтобы ребенок вас слушался (советы А.С.
    Макаренко)
  • Распоряжение не должно отдаваться со злостью, с
    криком, с раздражением, но оно не должно быть
    похоже на упрашивание.
  • Оно должно быть посильным для ребенка, не
    требовать от него слишком трудного напряжения.
  • Оно должно быть разумным, то есть не должно
    противоречить здравому смыслу.
  • Если распоряжение отдано, оно должно быть
    обязательно выполнено. Очень плохо, если,
    распорядившись, родители забывают о своем
    распоряжении.

Приложение 3

Анкета для родителей №1.

Уважаемые родители! Ваши взгляды по
использованию в воспитании детей мер поощрений и
наказаний очень интересны для нас. Просим
ответить на вопросы анкеты Ваши глубокие
раздумья, искренние ответы окажут огромную
помощь в воспитании детей.

  1. Слушается ли Вас ребенок?
  2. Нужно ли использовать в воспитании ребенка
    наказание? Почему?
  3. Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения,
    запрета, послушания?
  4. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?
    За что?
  5. Чему отдаете предпочтение: поощрению или
    наказанию?
  6. За что и как поощряете ребенка?
  7. Какие поощрения и наказания применяли к ребенку
    в течение 2 недель?
  8. Какие чувства, по- вашему, вызываете Вы у своего
    ребенка: любовь, уважение, интерес, безразличие,
    иронию, презрение, страх, ненависть?
  9. Какие чувства вызывает у Вас ребенок? Верите ли
    Вы в него? Надеетесь ли Вы на его будущее?

Следующие пункты дают возможность кратко,
словами «да» или «нет» выразить согласие или
не согласие с высказанной мыслью.

  1. Бывают случаи, когда лучшее наказание — это
    ремень.
  2. Когда ребенок виновен, беседую с ним наедине, не
    выясняю отношения при посторонних.
  3. Сопереживаю, сочувствую, прощаю своему
    провинившемуся ребенку, всегда верю в его
    хорошее начало.
  4. Ни разу не кричал, не наказал ребенка.
  5. Не оставляю безнаказанным ни одного плохого
    поступка.
  6. Единственное, что действует на моего ребенка —
    постоянные строгие наказания.
  7. Если возможно, не наказываю ребенка.
  8. Как можно чаще хвалю ребенка за каждый успех.
    Стараюсь хвалить его при посторонних.
  9. Если ребенок провинился, сначала выясняю его
    позицию.
  10. Когда в хорошем настроении, не редко прощаю
    своему ребенку то, за что в другое время наказал
    бы.
  11. Решение о наказании принимаю только после того,
    как разберусь и остыну.

Приложение 4

Вопросы для детей.

Ответы детей записываются на аудио-носители.

  1. Вас родители наказывают? За что?
  2. Какое наказание запомнилось?
  3. Как Вы думаете, справедливо ли Вас наказывают?
  4. Какие чувства проявляются у Вас по отношению к
    тому, кто Вас наказывает?
  5. Часто ли Вас родители хвалят? За что?
  6. Какой вид похвалы больше всего Вам по душе?
  7. За что бы Вы хвалили своих детей?

Приложение 5

Памятки для родителей.

Если ребенок провинился:

  • Не принимайтесь за воспитание в плохом
    настроении.
  • Не показывайте готовых решений.
  • Не унижайте его.
  • Не угрожайте.
  • Не вымогайте обещаний.
  • Сразу давайте оценку поступку, ошибке.
  • Оценивайте поступок, а не личность.

Наказывая нужно помнить:

  • Гораздо большей воспитательной силой обладает
    прощение поступка, а наказание освобождает от
    мук совести.
  • Наказание должно быть не нормой, а исключением.
  • Правом наказания в семье должен обладать один
    человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
  • Наказывать за проступок.
  • Не читать длинных нотаций.
  • Не напоминать о проступке.
  • Вести разговор о проступке наедине.

Источник

Выступление на родительском собрании на тему:

«Влияние семьи на развитие личности ребенка»

       Цель: укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье.

     Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

«Внутренний мир ребенка»,— это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. И, как отмечает священник Валентин Марков, «…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Каким же образом происходит это влияние?

В        лияние семьи на развитие личности ребенка происходит путем воздействия нескольких факторов:

1. Во-первых, срабатывает механизм импринтинга, или запечатления: бессознательное усвоение базовых родительских установок, стереотипов поведения, культурных норм и ценностей, эмоциональных паттернов, духовной атмосферы семьи. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста.

Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание — в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути.

В биологии известен эффект так называемого «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается к первому движущемуся предмету, который увидит. Причем, как оказалось, если матери-гусыни не окажется рядом, гусенок может «приклеиться» к любому движущемуся объекту: как к одушевленному, так и к неодушевленному. Эта особенность сохраняется всего несколько секунд после того, как птенец вылупится из яйца. Если упустить это мгновенье, эффект «приклеивания» утрачивается безвозвратно.

Так и в жизни ребенка существует определенный критический период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать, следовать, принимать на веру, другими словами, — «приклеиться». Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно. Как подчеркивает игумен Евмений, если дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.

У детей потребность в «приклеивании» является естественной — они нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью — ведь, как известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает слишком поздно: ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Другой фактор — слово. «Вначале было слово…» Через общение ребенок формирует основные смыслы, которые впоследствии создают уникальную когнитивную карту. Эти свернутые смысловые сгустки во многом определяют основные жизненные стратегии человека, формируют индивидуальную духовную матрицу.

Очень важно родителям быть бережными в отношении слов, которые они произносят, ведь мы все помним, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.

Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья: мужественный отец, женственная мать, разумная иерархичность и соподчиненность членов семьи — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.

В семье очень важно наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир.

Таким образом, все эти факторы формируют духовно–душевно–телесную гармонию (или дисгармонию) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой «вырастают» практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Семья формируету ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

  1. отношение к себе;
  2. стиль отношений с другими людьми;
  3. представления о себе как о мужчине или женщине;
  4. нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  5. жизненные смыслы;
  6. стремления, идеалы;
  7. чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Педагог-психолог:                                                                       Богданова О.Н.

Источник