Родительское собрание влияние семьи на развитие личности ребенка

Общешкольное родительское собрание

Тема: «Влияние  семейного воспитания на формирование   личности ребёнка»

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.

Задачи:

  1. Дать возможность родителям оценить свои поступки.
  2. Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
  3. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Ход собрания.

Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.

Задания:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Сложенный лист еще раз пополам.
  3. Оторвите верхний правый угол
  4. Оторвите нижний правый угол.
  5. Откройте глаза.

Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания.

Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.

И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания  (Слайд 1)

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность.

Воспитание — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)

Кто в детстве не получил воспитания, 
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь —
Сухую выпрямишь одним огнем.

Муслихиддин Саади.

Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)

Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.

Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья.

Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили воспитания:

  • Авторитарный;
  • Демократический;
  • Попустительский;
  • Хаотичный;
  • Либеральный.

Авторитарный стиль

        Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.

        Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

        При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль

        Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

        Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль

        Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Хаотический стиль

Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

        Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Попустительский стиль

Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)

Адекватное

  • высокая самооценка,
  • умение ставить цели и добиваться их,
  • дисциплинированность,
  • ответственность,
  • самостоятельность

Неадекватное

  • завышенная или заниженная самооценка,
  • тревожность,
  • страх
  • неуверенность
  • конфликтность

От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)

  • недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
  • вместо общения откупаются подарками
  • низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
  • недостаточная требовательность
  • большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
  • раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
  • назидательность, занудность в общении с ребенком

Советы  родителям

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас. 
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка. 
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. 
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка.
  • Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

И если что-то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо засучить рукава и исправлять. И если уж кого-то обвинять, то только самих себя.

(Слайд 13)

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители —  пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Притча о Разумном воспитании

Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец, — если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

Источник

Елена Ярулина
Родительское собрание «Влияние семьи на развитие ребенка»

«Влияние семьи на развитие ребенка»

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

1 слайд: «Влияние семьи на развитие ребенка»

2 слайд:

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им. И так же помочь ребенку познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

3 слайд: Влияние семьи

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.

• Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

• Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

4 слайд: Психологический климат в семье.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

5 слайд: Авторитарный тип + чрезмерная требовательность, придирчивость.

Характеристики,проявления:

родителями навязывается свое мнение ребенку.

«подавление» ребенка

• Вечные указания, напоминания, советы

Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

6 слайд:Возможные последствия:

• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

• вырастая, ребенок может попасть под влияниелюбой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер,либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

7 слайд: Гиперопекающий тип

Характеристики,проявления:

Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

• К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

• боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

8 слайд: Возможные последствия

• способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

• в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

Ребенок будет малоадаптиован к взрослой жизни

•Инфантильно-потребительское отношение к миру

• Болезненное реагирование на любые требования и ограничения

• Будет трудно,а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

• Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

• У ребенка возникает задержка в развитии навыков.

9 слайд: Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики,проявления:

Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

• Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

• Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

• У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

10 слайд: Демократический тип

Характеристики,проявления:

Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

Родитель участвует во взрослении ребенка.

11 слайд:Возможные последствия:

Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

• Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Хотелось бы закончит свое выступление словами известного педагога Макаренко Антона Семеновича

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (Макаренко А. С.) .

Источник