Родительское собрание в старшей группе роль семьи в речевом развитии ребенка

Конспект родительского собрания в старшей группе.

Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Воспитатель: Недикова Т.А.

г. Покачи– 2017г.

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Цель:

Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;
  2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  3. Побуждать родителей, помогать  ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;
  4. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Участники: воспитатели, родители.

Предварительная работа:

  • Оформление  доски  пословицами о языке, памятка на каждого родителя
  • «Как читать детям».
  • Оформление  выставки художественной литературы по развитию речи детей.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка. Художественное слово в воспитании дошкольника».
  3. Практикум.
  4. Памятка: «Как читать детям».
  5. Итог. Обмен мнениями.

Ход собрания:

На интерактивной доске картинка с пословицами

Язык до Киева доведет.

В добрый час молвить, а в худой промолчать.

Мал язык, да всем телом владеет.

Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

Кто говорит, тот сеет.

С тобою разговориться, что меду напиться.

Слово не стрела, а сердце сквозит.

Без языка и колокол нем.

Не пройми копьем, а пройми языком.

Язык без костей работает на хозяина и на гостей.

Язык впереди ног бежит.

Организационный момент:

Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад(а) вас видеть», называя свое имя. Поприветствовать друг друга, предлагается речевая игра « Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих.

Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь – это визитная карточка человека, Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов.

  • Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
  • Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
  • Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в морское  путешествие, на необычные острова

Воспитатель:

  • Ну вот, первый остров « Остров слов». На этом острове, дети обогащают свой словарный запас(узнают новые и интересные слова), также упражняются(подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).

Давайте поиграем .

Игра « Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

( Я говорю существительное, вы прилагательное).

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

Игра « Противоположности», «Антонимы» ( дети учатся подбирать слова с противоположными значениями).

Детям бросаю мяч, они ловят и называют слова-антонимы

Например: длинный – короткий.

  • Следующий остров« Остров звуков».

На этом острове дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Игра « Назови слово со звуком «М»»(корзина, мешки с песком).

А также дети учатся определять места звука в слове ( начало, середина, конец).

          Игра « Определи звук [д] в слове».

Если вы услышите слово со звуком [д], вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

Дом — [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова;  деревня -[д]- в начале слова; тетрадь-[д]- в конце слова; смородина -[д]- в середине слова; виноград -[д]- в конце слова.

  • «Остров Грамматики».

На этой станции дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра « Где живут продукты?»

( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

Сахар –(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); — перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, например: медведь – медвежата.

Игра « Составь предложения из набора слов».

  • «Остров Сказки-рассказки»
  • На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра « Расскажи и обыграй сказку».

( родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку).

  • « Сказки – рассказки».
  • Вы такие умнички, со своими заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по — разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

  • Мелодика ( повышение и понижение голоса)
  • Темп ( ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
  • Ритм ( чередование ударных)
  • Тембр ( эмоциональную окраску голоса)
  • Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

Памятка «Как читать детям» (раздается родителям )

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.
  6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
  7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье.

Пусть дети радуют вас! Успехов вам!

Источник

Мулдир Досбергенова
Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом развития связной речи в семье.

Форма: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Видео «Пчелки играют, речь развивают»

3. Изготовление объявление на собрание

4. Изготовление памятки для родителей «Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников»

5. Подготовка выставочных материалов (художественная литература для чтения детям, серии сюжетных картинок) по развитию связной речи дошкольников.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя группы Досбергеновой М. М

1.1 Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1.2 Просмотр видео сюжета «Пчелки играют, речь развивают»

1.3 Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

2. Отчет родительского комитета за 2014-2015 учебный год.

3. Выборы родительского комитета.

4. Разное

5. Итог собрания.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя Досбергеновой М. М о значимости развития связной речи.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя тема нашего родительского собрания посвящена «Ролью семьи в развитии связной речи ребенка».

Мы провели анкетирование в начале месяца по вопросам развития речи детей и его результаты навлекли меня на мысль провести среди родителей семинар-практикум, чтобы

мы обменивались опытом и в дальнейшем смогли работать в тандеме.

Потому что развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

Основными средствами развития связной речи являются:

• книги художественные произведений, сказки

• дидактические игры;

• театрализованные игры.

Но придется отметить что работы, проводимые в детском саду недостаточно для полноценного развития связной речи, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

По результатам анкетирования выяснилось, что 27% родителей не проводит со своим ребенком работу по совершенствованию речи.

100% родителей хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка. 99% родителей ответили, что они не знают какие знания получает их ребенок на занятиях по развитию речи. Во время сегодняшнего семинара-практикума мы постараемся ответить на эти вопросы и помочь вам освоить приемы работы по развитию речи с помощью разных упражнений.

2. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1. Какие вы игры играете дома для того, что бы развивать связную речь ребенка?

Родители делиться своими опытами.

Всем родителям интересно какие работы проводиться в детском саду для развития речи детей. Приглашаю вас на просмотр видео.

(Просмотр видео).

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

А сейчас дорогие родители я предлога вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

— слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой». Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол – стул

Кресло – диван

Рубашка – футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Это многочисленные пальчиковые игры в стихах.

А какие пальчиковые игры вы играете с ребенком? Ответы родителей. Обмен опытом.

А теперь посмотрим, какие пальчиковые игры знают наши дети (просмотр видео).

Дорогие родители я хочу предложить вам пальчиковую гимнастику «Дом»

Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

3. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждения ответов родителей. Обмен опытом.

Показ видео детей.

А давайте дорогие родители мы тоже помечтаем. Приглашаю вас поиграть в игру «А если бы… Я». Варианты: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Всем нам хочется чтобы дети имели хорошую дикцию, которая помогала бы им непринужденно общаться с другими людьми дала бы возможность им ясно и четко выражает свои мысли и чувства. Достигнуть такого эффекта помогает правильная артикуляция речи. Артикуляция — это образование звуков с помощью речевого аппарата. Подробнее об этом расскажет вам наш специалист логопед.

Источник

НАТАЛЬЯ ПЕТРУШКОВА
Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Роль семьи в развитии речи ребенка

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родитель просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов`аться», а не «б`аловаться», «свёкла» а не «свекл`а». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние задания по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а»«Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)

Аналогичным образом любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата.

Источник