Родительское собрание в 5 классе роль семьи в развитии ребенка

Родительское собрание на тему

«Роль семьи в жизни пятиклассника» .

Цель:

— обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.

Задачи:

— создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

— формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;

— способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной  деятельности;

Форма проведения: деловая игра.

Оформление:

— Плакат «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)

 — Плакат «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом», «Там, где нет   мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» (высказывание В.А. Сухомлинского).

— Плакаты «Настроение ребенка» (изображение лиц)

— Анкета  для родителей «Ребенок и его семья»

Подготовка:

На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья» (примерные вопросы анкеты)

1.       Меня в семье любят.

2.       Меня почти во всем поддерживают.

3.       У нас не бывает ссор, разногласий.

4.       Мне бывает трудно дома.

5.       Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

6.       Меня во многом ограничивают.

7.       С моим мнением не считаются.

8.       Мне дают карманные деньги.

9.       У нас дома постоянно чужие люди.

10.   В учебе мне никто не помогает.

11.   Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

12.   Родители заняты только собой.

Ход собрания:

1. Слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие  нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

·        Любовь умиления

·        Любовь деспотическая

·        Любовь откупа

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей  и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

— благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.

— неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по этой теме, может кто-то желает дополнить, поделиться опытом

2. Практическая часть.

Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть  взглянуть на ситуацию его глазами.

Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей (после собрания классный руководитель собирает работы для дальнейшего анализа ситуации  в семье)

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем совсем иные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? (Дать возможность порассуждать родителям, и высказать свое мнение).

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения. Раздаются листочки с предложениями. (Эту работу можно организовать как в группе родителей, так и индивидуально).

Примерные предложения:

Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок  растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

3. Коллективное обсуждение вариантов ответов. (В ходе обсуждения ответов может возникнуть диалог, диспут с целью нахождения оптимальных вариантов решения)

4. Работа с родителями.

Заранее оформлены плакаты с изображением настроений, мимики ребенка (на доске).

Вопросы задаются родителям с целью выявления уровня внимания к ребенку в семье.

Примерные вопросы:

— С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

 — Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время  общения с вами?

— С каким лицом приходит из школы ваш ребенок?

После ответов родителей следует обратить их внимание, насколько они часто они общаются со своим ребенком, на то, каким он возвращается домой из школы, интересуются ли они внутренними переживаниями, эмоциями своего ребенка.

5. Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения

Спасибо за внимание!

Источник

МБОУ «СОШ №34»

Родительское собрание

«Роль семьи в новом этапе жизни ребенка»

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Хохлова Ирина Анатольевна

Нижневартовск

2014

       Как быстро пролетело детство! И вот на пороге школьная жизнь. Пожалуй, нет ни одного человека, у которого мысли о школе не вызывали бы эмоций, положительных или отрицательных. А если это касается собственного ребёнка, тем более.

          Актуальным на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании средних школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

             Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять  подготовку ребенка  к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа?

            Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение — ни детский сад, ни начальная школа — не могут полностью заменить семью, семейное воспитание.

            Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главнейшую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того каковы отношения в семье между ее членами.

            Средний школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.

            Именно семья влияет на ребёнка, приобщает его к реальной жизни. Родители для него являются   образцом. Дети учатся всему, слушая и подражая.

            Очень жаль, что взрослых волнуют, прежде всего, вопросы социальной подготовки (обучение чтению, письму), а воспитание таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность отходит на второй план. Не все понимают, что дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность самостоятельно выполнять повседневные требования и решать поставленные задачи, преодолевать трудности, часто не могут выполнять задания, поставленные учителем. Конечно, это становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Чем могут помочь родители своему ребёнку?

Выделим несколько направлений:

1. Воспитание нравственно-волевых качеств,  таких как чувство собственного достоинства, самостоятельность, умение жить в коллективе.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Ребёнок  очень нуждается в любви и понимании родителей. Их забота о нём вызывает ответный отклик, даёт ощущение защищённости. Уважение личности ребёнка способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства, которое помогает ему правильно оценивать свои и чужие поступки.

Привлекая ребёнка к труду, семья развивает в нём навыки самообслуживания, воспитывает чувство ответственности, создаёт мотивы, побуждающие его выполнять тот или иной вид работы. Это очень поможет малышу в первый год обучения.

        Очень важно подготовить ребёнка к жизни и деятельности в школьном коллективе. Последнее время очень много внимания уделяется развитию индивидуальности ребёнка, постоянно говорится о дифференсации в обучении, а вот советов, как научить ребёнка жить среди людей, практически нет. В современном мире многие нравственные общечеловеческие понятия устарели. Так  произошло и с понятием «коллективизм». Анализируя поступки детей в разном возрасте, можно сделать вывод, что их интересы и желания направлены в первую очередь на себя, на удовлетворение своих потребностей. Мало кто из ребят соотносит свои поступки с интересами и желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т. д. Главная задача для тех родителей, которые не хотят видеть в будущем своих детей эгоистами – преодоление в ребёнке направленности «на себя».

2. Очень важный момент для будущего школьника – режим дня.

Школа предъявляет ученику большие требования. Ребёнка ожидает систематический учебный труд, новые обязанности, физические нагрузки, так как ему приходится подолгу находиться без движения.  Организуя режим для ребёнка, родители могут успешно подготовить его к школе. Для детей правильно организованный режим – это и условие для сохранения здоровья, и возможность  успешного обучения.

3. Пожалуй, один из самых важных моментов, которому семья будущего пятиклассника должна уделить внимание, это интеллектуальное развитие ребёнка. 

          К сожалению, всё чаще приходят в школу дети с плохо развитой речью, не способные построить правильную фразу, не знающие самых простых вещей. Например, не могут назвать месяцы года, не умеют определять оттенки цвета, не знакомы с названиями птиц и животных. Это говорит о том, как мало времени в семье уделяется  общению с ребёнком. Ведь именно от взрослых узнаёт малыш обо всём на свете. Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, желание творить – эти качества  не менее, а, может быть,  более важны, чем умение читать и писать. И здесь можно посоветовать только одно – играйте со своими детьми.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Для учеников наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие памяти, логического мышления, внимания, воображения.

 Что же  посоветовать родителям, стоящим на пороге школы?

Так важно не перестараться и не отбить у ребёнка желание учиться.

Советы родителям

1. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро», — и собирайтесь в школу без суеты.

2. Провожая ребенка в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.

3. Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, ЧТО он сумел потрудиться самостоятельно, без вас. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте — ведь пока еще не за что.

  1. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас очень важно. Замечание должно быть корректным, а не касаться личности ребёнка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.
  1.  Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
  1. Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки — сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!» Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Учителя отмечают, что ребенка  несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать  в покое  в течение урока оказывается  весьма сложным делом. Почему же так  получается?

1) У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся  произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.

Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка:

-в выполнении требований взрослых;

— в соблюдении норм и правил поведения;

-в общей дисциплинированности;

-организованности поведения и прочее.

Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно  регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития и об этом весьма важно помнить родителям. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным  результатам  приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавлении активности  самого ребенка (тактика диктата).

Самостоятельно  ребенок, в какие бы замечательные  условия не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может  научиться только вместе  со взрослыми: в общении, в совместной  деятельности.

2) Очень важны для развития  личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем  нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих  реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения.

Ребенку надо говорить о том, что учение в школе  — дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!

3) Перед переходом ребенка в среднюю школу родителям  желательно пересмотреть  его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся  в распорядок дня. Но смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя и с некоторыми из них все же придется расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий  распорядок дня, более продуманный отдых  ребенка.

     Здесь нет одного для  всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. «Потихоньку» приучать ребенка к режиму, или скажем, выполнять за него часть обязанностей в надежде, что он «попривыкнет  к школе» и потом все будет делать сам,- не лучший  способ помощи. Именно на самых первых шагах  важно четко  и однозначно показать ему, что входит в круг его  новых, его собственных обязанностей.

Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка  так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация»  лишь прибавит ему трудностей и принесет  родителям  в будущем немалую заботу.

4) Следующая проблема — обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение ребенка в школе. Этих правил довольно много. Большая часть их направлена  на то, чтобы и класс в целом, и отдельный ученик могли работать продуктивно. Эти правила  являются общественно-направленными по своему содержанию (обеспечивают  продуктивную  работу всем).

     Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе в классе. В этом заключается  важнейшая  воспитательная  роль обучения, требующего от каждого определенного отношения  к работе класса (коллектива).

      Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть  этими правилами, если они будут  их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для  других детей их безупречное выполнение.

Пятиклассники очень чувствительны  к выполнению этих правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно  соблюдать правила, и от своих товарищей  требуют этого. Требования  должны быть  неукоснительными, но выражаться они должны  в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения саморегулироваться, быть самостоятельным.

Каждый ребенок уникален. Один в свои десять лет вполне самостоятелен. Другому — достаточно напомнить и он сам справляется со своими  обязанностями. Третьему  ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая  взрослому, а вот с четвертым  может быть намного сложнее: взрослому  придется  вместе с ним  выполнять  действие: и портфель помочь сложить и затем высказать свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком этим умением  взрослый ограничивает свое участие в этом деле.

Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержания в чистоте и порядке  своих вещей и пр.

Если ребенок готов принять помощь родителей, то при этом родителю  важно помнить, что он:

1)  должен взять на себя только то, что  ребенок не может  выполнять сам, остальное предоставить сделать ему самому;

2) по мере освоения  ребенком новых  действий постепенно передавать  их ему.

 Исходя из этого, можно сформулировать основные условия, которые необходимо соблюдать, помогая  ребенку стать учеником:

— вера  в ребенка;

— надежда  на его  успех;

— любовь к ребенку;

— организация  его жизни, успешная  адаптация  к школе;

— умение  выполнять  правила;

— быть  самостоятельным.

Родителям важно помнить о том,  что чрезмерная забота делает ребенка нервными застенчивым, однако, ребенок, выросший  в обстановке  доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает.

Многие из вас, часто задают себе вопрос: «Какие мы родители?»

Анкета для родителей  «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

  • Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания?  Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  • Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
  • Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
  • Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее. Даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
  • Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  • Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
  • Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  • Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармонического развития ребенка?
  • Сумеете ли вы не приказывать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
  • Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка. За ответ «иногда» — 1 и за  отрицательный – 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Родители  должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается  в том, чтобы создать  условия для полноценной, содержательной  жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и необходимые  для успешного  вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит  формирование  необходимых качеств и свойств.

     Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.

  Ребенок учится тому,                                                                                              

  Что видит у себя в дому.                                                                                                 

  Родители пример ему!                                                                                                    

  Кто при жене и детях груб,                                                                                                  

  Кому язык распутства люб,                                                                                              

  Пусть помнит, что с лихвой получит                                                                                   

  От них все то, чему их учит.                                                                         

  Не волк воспитывал овец,                                                                                      

  Походку раку дал отец!                                                                                                            

  Коль видят нас и слышат дети,                                                                                                 

  Мы за дела свои в ответе,                                                                                               

  И за слова: легко толкнуть                                                                              

  Детей на нехороший путь.                                                                  

  Держи в приличии свой дом,                                                                                                

  Чтобы не каяться потом.

Вывод:

1.   Необходимо  строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2.     Не скупится на ласку, сочувствие.

3.     Не применять к детям физических мер воздействия.

Терпения, Вам, уважаемые родители!

Источник