Родительское собрание речевое развитие ребенка в первой младшей группе
Елена Куркина
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи дошкольников»
Цель:
Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.
Дать родителям представление о режиме дня детского сада, о физическом, умственном, психическом развитии детей 2-3 лет.
Добрый вечер, уважаемые родители!
На сегодняшнем собрании мы обсудим как дети адаптировались к детскому саду, просмотрим видеофильм «Как мы живем», поговорим о развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Прошло уже почти полгода с того момента, когда ваши малыши стали воспитанниками детского сада. Я могу сказать, что нам очень повезло, так как вокруг нас собрались умные, любознательные, талантливые, замечательные дети. Давайте посмотрим на наших малышей (просмотр видеоальбома).
Я надеюсь так же, что у нас сложится и дружный родительский коллектив, что мы станем единомышленниками во многих вопросах воспитания. Всем известно выражение – дети – это цветы жизни. А вот это наш цветок. Он — чья то дочка иль сынок. И сейчас передовая по кругу этот цветок, я хочу,чтобы вы ответили на несколько вопросов:
— Что дало вашему ребенку посещение детского сада?
— Что он приобрел за это время?
— С какими проблемами вы столкнулись?
Спасибо за искренность. Ваша информация поможет нам внести необходимые коррективы в дальнейшую работу.
Наши дети – самые маленькие воспитанники детского сада. Они еще мало знают, далеко не все понимают и совсем немного умеют. Но, тем не менее, младший дошкольный возраст, по признанию специалистов всего мира это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». А сейчас я хотела бы показать жизнь нашей группы в фильме «Как мы живем». Это не постановочный фильм, это кадры из нашей повседневной жизни.
Очень многих родителей волнует развитие речи малышей.
«Совсем немного науки»
Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо 2-м взаимосвязанным направлениям: — речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками ; — речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основные задачи речевого развития детей: — овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; — развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
С 2 лет 1 мес. — Произносит твердые звуки С, 3, Ц;
С 2 лет 1 мес. — активно пользуется предложно-падежными конструкциями;
2 года 3 мес. — употребляет местоимение «Я»;
С 2 лет 3 мес. — понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи;
2 года 6 мес. — адекватно использует названия цветов;
К 3 годам — согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода);
К 3 годам — согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде;
К 3 годам — понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи;
К 3 годам — замечает неправильное звукопроизношение у других детей;
С 3 лет — Начинает подбирать рифмы к словам.
Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии.Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий,которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая — далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года «оставлены» звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р’,Р.
Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На протяжении дошкольного возраста решаются следующие задачи развития речи:
-Чему должны учить ребёнка?
— Формирование звуковой культуры речи.
— Обогащение словарного запаса.
— Формирование грамматического строя речи. — Обучение рассказыванию, связной речи.
— Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.
Давайте мы на какое то время вернемся в детство и поиграем. Представьте, что вы – это ваши дети.
Игра-путешествие по стране «развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. Станция «Творческая»Подберите эпитеты к словам: — снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.) — человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.) — ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.) — дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) — луна (яркая, растущая и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. 2. Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. 3)Станция «Наши руки не знают скуки»
1этап Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов. Большой — отвечает за голову; Указательный — желудок; Средний — печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце. 1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью. 2)потереть ладони, похлопать.
2этап Пальчиковые игры (без предметов).
1) Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом) (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак) Лез медведь в свою берлогу, Все бока свои помял, Эй, скорее, на подмогу, Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)
3) Пальчиками можно рассказывать стихи. «Под берёзой на пригорке Старый ёж устроил норку. А под листьями лежат Двое маленьких ежат.
4) Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения) Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут речевые игры.
Речевая игра «Ветер»
(педагог показывает картинку, на которой нарисован ветер «ветер начинается» — дети тихо говорят «У-У-У…»;по сигналу: «сильный ветер» — говорят громче; по сигналу- «ветер кончается говорят тише; по сигналу «ветер кончился»— замолкают.
Игра “Кто как кричит?”
.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Еще для развития речи хорошо использовать чистоговорки.
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б) «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа». «Жу-жу-жу молоко дадим ежу». «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Позвольте от себя лично вручить вам листочки с чистоговорками, что бы вы могли и дома заниматься со своими детьми.
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки,чистоговоркии, загадки и разучивать их.
2. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Источник
Наталья Стародымова
Родительское собрание «Развитие речи в первой младшей группе»
Форма проведения: традиционное собрание
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатель, учитель-логопед.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
Вступительный этап.
Основная часть:
педагогический всеобруч «Совсем немного науки»;
Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
Подготовительный этап
Приглашение родителей на собрание.
Изготовление памятки для родителей (приложение 1).
Создание видеофильма «Игры развивающие речь ребёнка».
Организационный этап
Оформление выставок:
Методическая литература по теме родительского собрания;
«Что читаем» (детская художественная литература).
Вступительный этап
(Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников».
Основная часть
Педагогический всеобруч «Совсем немного науки»
Речь – форма общения.
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и так далее. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Выступление логопеда
На первом году жизни у ребёнка идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность её возникновения и дальнейшее развитие зависят, прежде всего, от состояния слуха. Если ребёнок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издаёт разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2 – 3 месяца появляется гуление, а в 3 – 4 месяца – лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова.
В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
Время появления слов на первомгоду жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 – 9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые ещё позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2 – 3 слов до 15 – 20.Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам –или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.
Звуки, произносимые ребёнком в этот период, нечётки. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.
Начиная со второго полугодия ребёнка в лепете появляются чёткие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук а,из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие.
Ребёнок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.
К концу года ребёнок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причём одни дети произносят большее число звуков и более отчётливо, другие – меньшее и менее чётко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который ещё только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.
Итак, итак, первый год жизни является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.
Во второй год жизни ребёнка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Это в большинстве случаев связано с определённой ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда ещё отражают реальные названия предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощёнными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребёнок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые поручения.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует.
Со второй половины второго года ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би», а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырёхсловные предложения, но слова в таких предложениях грамматически не связаны между собой.
Активный словарный запас ребёнка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определённого количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребёнок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближнего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова,в основном обозначающие размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, от частоты общения его со взрослыми, а качество – от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).
К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Однако предлоги и союзы ещё отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребёнком, построенные неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э, заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши ещё или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твёрдых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки л, рь, р, что указывает на ещё недостаточно окрашенный артикуляционный аппарат ребёнка.
Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «мокко» вместо молоко).
Часто одно и тоже слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.
На этом возрастном этапе у ребёнка ещё недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выход очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо бам-бам). Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.
К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неёхарактерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечёткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
Просмотр и обсуждение видеофильма «Игры развивающие речь ребёнка».
Подведение итогов собрания
Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее.
Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
Принимать активное участие в работе детского сада.
Сшить костюмы для героев сказок «Репка», «Курочка Ряба».
Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка.
Источник