Родительское собрание развитие ребенка в условиях фгос
Светлана Ляпкина
Родительское собрание «Внедрение ФГОС в ДОУ»
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
• дать представление о том, что такое ФГОС;
• в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
• рассказать родителям о предметно-пространственной развивающей среде в группе в соответствии с ФГОС.
Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ
17 октября 2013 г. вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от N 1155 г. Москва «Об утверждении нового закона об образовании «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу 1 января 2014г. Коротко – ФГОС.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
• 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
• 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования.
Ведь в дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего развития ребенка. От того как проживет ребенок дошкольное детство будет зависеть его жизнь в дальнейшем.
ФГОС включает в себя требования к:
• структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
• условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• результатам освоения основных образовательных программ.
Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?
Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.
В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Сущность стандарта заключается в изменении модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т. е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответить, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.
Мы работаем по основной общеобразовательной программе.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательно развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Целевые ориентиры дошкольного образования:
-Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
-Любознательность;
-Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
-Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
-Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
-Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-Развитая крупная и мелкая моторика;
-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
В ФГОС ДОУ сформулированы четкие требования по организации взаимодействия с родителями, подчеркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей. Одним из требований является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с этим родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Таким образом сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность (закон РФ «Об образовании»).
Также в ФГОС ДОУ сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде:
— Содержательная насыщенность
— Трансформируемость
— Полифункциональность
— Вариативность
— Доступность
— Безопасность
Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Источник
Володина Светлана Александровна
Родительское собрание «Родителям о ФГОС дошкольного образования»
Родительское собрание на тему: «Родителям о ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна
Что такое ФГОС?
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию.
В соответствии с Законом «Об образовании» в РФ дошкольное образование стало первой ступенью государственного общего образования, и регламентироваться оно теперь должно федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
В основе Стандарта заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка-дошкольника. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие». Однако это не означает переход на позиции попустительства. Мы занимаемся с детьми, но само понятие «занятие» сейчас рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как формой учебной деятельности. Программа реализуется в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная и т. д. Причем изменился и способ организации детских видов деятельности: теперь это не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Помимо всего прочего, новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку. Сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Стандарт включает в себя требования к:
— структуре Программы и ее объему;
— условиям реализации Программы;
— результатам освоения Программы.
Дети нашей группы занимаются по Программе «Радуга».
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Почему возникла необходимость введения Стандарта?
До недавнего времени основной идеей существования образования была передача накопленного культурно-исторического опыта последующим поколениям. Эта парадигма больше не является ведущей.
Современная система образования нацелена на развитие у ребенка умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни. Вся наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, наши дети будут заниматься и увлекаться тем, чего еще не придумано, работать по специальностям, которых пока просто нет. Существовавшая ранее система дошкольного образования не сможет подготовить ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, так как привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков, которые в будущем могут быть абсолютно бесполезны.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Первое: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Второе: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Третье: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Четвертое: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Пятое: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Шестое: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Седьмое: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Спасибо за внимание!
Источник
Екатерина Теселкина
Родительское собрание «Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Итоговая работа
в рамках каскадной модели повышения квалификации
по программе “Актуальные проблемы дошкольного образования
в условия введения ФГОС ДО”
базовая площадка городской округа Семеновский
с 07.09.2015 по 25.09.2015
Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 2-3 лет»
с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста
выполнила: воспитатель
МБДОУ детский сад №2 «Теремок»
Теселкина Екатерина Сергеевна
Нижний Новгород
2015
Форма проведения – деловая игра
Эпиграф: «Речь – показатель ума» Сенека
Цель: Активизация родителей, для участия в образовательном процессе, по развитию речи детей 2-3 лет в условиях введения ФГОС ДО
Структура:
1. Вступительное слово воспитателя
2. Тренинг — работа в группах:
• 1 задание: Название, девиз команды
• 2 задание. Теоретическая часть. “Педагогические подсказки”
• 3 задание. Практическая часть “Практикуем не боимся”
• 4 задание: Решение педагогических ситуаций.
3. Рефлексия:
• «Речевое развитие ребенка раннего возраста для меня – это…»
• “Отражение проблемы развития речи в ФГОС ДО”, с использованием жетончиков
4. Решение родительского собрания.
Подготовительный этап:
1. Консультация «Развитие речи ребенка 2-3 лет»
2. Оформление ширмы в родительский уголок на тему: Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста
3. Подбор наглядного и раздаточного материала:
4. Подбор педагогических ситуаций
5. Подбор музыкального фона
Ход собрания:
Вступительное слово воспитателя
Здравствуйте, уважаемые родители. Рада видеть Вас на очередном родительском собрании, которое посвящено речевому развитию детей 2-3 лет в условиях внедрения ФГОС.
Хочу сообщить, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту с 1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития. Одно из направлений, в котором реализуется всестороннее развитие личности, касается речевого развития.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи, дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Тренинг -работа в группах.
Уважаемые родители, вы сели туда, где вам более удобно, комфортно, тем самым вы разделились на две мини-группы. Как Вы помните, раннее я проводила консультацию «Речевое развитие детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС. Теперь я предлагаю в форме деловой игры проверить усвоенные Вами знания.
1 задание: Название, девиз команды
Придумать название своей группы и девиз группы, включив в него понятие “речь”.
2 задание. Теоретическая часть. “Педагогические подсказки”
• Какая работа проводится на занятиях «Речевое развитие» с детьми 2-3 лет?
• Какие приемы используются для удержания внимания детей?
• Какие приемы используются в словарной работе?
• Назовите этапы формирования звукопроизношения у детей 2-3 лет?
• Что способствует совершенствованию синтаксиса (построению предложений)
• Какие рекомендации Вы знаете по приобщению к художественной литературе?
3 задание. Практическая часть “Практикуем не боимся”
• Вспомните знакомую потешку,побудку, пестушку?
• Расскажите об известной Вам пальчиковой игре?
4 задание: Решение педагогических ситуаций.
Уважаемые родители, Вам предлагается обсудить ситуации, которые могут возникнуть в любой семье и выработать совместное решение
1 ситуация.
Вы решили рассказать ребенку сказку. Ваши действия дальше
2 ситуация.
Ваш ребенок использовал матное слово. Ваши действия
3 ситуация.
Ребенок задает вам бесконечные вопросы, вам некогда. Ваши действия.
4 ситуация.
Ваш ребенок проглатывает слоги. Ваши
действия.
3. Рефлексия родительского собрания:
А теперь я предлагаю вам, уважаемые родители закончить фразу «Речевое развитие ребенка раннего возраста для меня…», а я запишу Ваши высказывания и подытожу услышанное
И в заключение нашего родительского собрания я выложу два ящичка с прорезями, на одном из них картинка обложки ФГОС цветная,на другом – черно-белая. Также я раздаю жетончики и предлагаю свое отношение к внедрению ФГОС ДО в образовательную область «Речевое развитие». Если Вы считаете, что развитие речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО имеет положительный момент, кладите свой жетон в ящичек с цветной обложкой ФГОС ДО, если в рамках данного собрания вы ещё не сформировали своего отношения к данному вопросу и вам многое непонятно – то в ящичек с черно-белой обложкой. Если жетончиков больше окажется в черно-белом, то это укажет на то, что необходима дальнейшая и целенапраленная работа с вам по изучения ФГОС ДО.
4. Решение родительского собрания
• Принять к сведению информацию о работе с детьми 2-3 лет по речевому развитию в рамках введения ФГОС ДО
• Рекомендовать родителям активно включаться в образовательный процесс ДОУ.
• Знакомить родителей с информацией по усвоению детьми содержания раздела образовательной области «Речевое развитие» Основной Образовательной Программы МБДОУ, через индивидуальные беседы.
Источник