Родительское собрание развитие ребенка сценарий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

 «Развиваем речь детей вместе»

сценарий родительского собрания в старшей группе

Автор:

Гуламова Галина Александровна, воспитатель

Канск, 2018 год

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи:

— расширять представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет;

— познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях;

— привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи: «Развиваем речь детей вместе».

Благоприятная языковая среда в семье — условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

1. Речь — форма общения. Основные задачи речевого развития детей:

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Чему же должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?

— Формирование звуковой культуры речи.

— Обогащение словарного запаса.

— Формирование грамматического строя речи.

— Обучение рассказыванию, связной речи.

— Развитие выразительности речи.

2. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: во-первых, на специальных занятиях по развитию речи и на других занятиях; во-вторых, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, и, в-третьих, в повседневной жизни. Особое значение для развития речи ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей.

Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «Развития речи».

Игра-путешествие по островам «развития речи».

1 ОСТРОВ «ТВОРЧЕСКИЙ» (словарный запас)

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. К пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Игра по принципу аукциона «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-мама (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

2 ОСТРОВ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» (выразительность речи)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Игра «Угадай эмоцию»

(Родители делятся на 2 команды и выбирают 2 листочка: один с пиктограммой, другой со стихотворением. Другая команда должна угадать с какой интонацией прочитано данное стихотворение)

3 ОСТРОВ «ЗВУКОВОЙ» (звуковая культура речи)

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Чистоговорки»

(педагог предлагает родителям повторить чистоговорки)

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

(После родители сами должны придумать свои чистоговорки).

4 ОСТРОВ «СКАЗОЧНЫЙ» (связная речь, грамматический строй)

Важно в дошкольном возрасте и развитие связной речи и грамматического строя. Связная речь – это развернутое, законченное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Грамматический строй речи — это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

Игра «Сочини сказку» (Родителям предлаагается сочинить сказку с помощью различных предметов или игрушек. Для этого они выбирают любую игрушку из секретного мешочка)

5 ОСТРОВ «Наши руки не знают скуки» (стимулирование речевого развития)

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи, так как совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. А сейчас я хочу вам предложить пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

1) Массаж «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно соединять пальцы подушечками)

Вышли пальцы погулять. (Хлопки в ладоши.)

Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять (Интенсивно растереть кисти рук)

Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли (Энергично встряхивать кистями рук).

И домой пришли опять.

3. Итоги собрания: родителям предлагается задать вопросы и высказать свое мнение о собрании. Родителям раздаются памятки.

Памятка для родителей.

 Условия, которые необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?

1. В общении с ребёнком следите за своей речью.

2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не

забывайте о выразительности.

3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

5. Не смейтесь над речью малыша.

6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Источник

Родительское  собрание во 2 классе на тему «Садимся за уроки»

Цель:

 Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход собрания:

1.  Введение в тему собрания.

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.

2.  Вступительное слово.

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». Зачем оно нужно?

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. 

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

3.  Игра «Разброс мнений»  СЛАЙД 5.

— У нашего ребенка есть специальное место, где он …

 — Самостоятельно справляется с …

 — Готовит с трудом…

 — Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта  помощь  заключается в …

 — Когда ребенок учит уроки, мы …

 — Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то  

СЛАЙД 6, 7.

4.   Советы родителям.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

— до 1 часа – в первом классе;

— до 1, 5 часов – во втором;

— до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

5.  Педагогическая ситуация.

Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками   3 – 4 часа.

 Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.

 Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

— На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:

— дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

— один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

— дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

— один раз доставал из стола карточки и пересматривал их.

Но вот работа закончена. Ребёнок еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

6.  Практическая работа (работа в группах)

Задание № 1

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

1.    Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

2.    Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

1.    Как вы оцениваете поведение родителей?

2.    Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

3.    Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

7.  Практические рекомендации учителя.

Форма проведения: ситуация из опыта работы.

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и а, посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

О чтении.

Один раз ребенок читает  сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки в слух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям,, используйте эту возможность. А просто так несколько раз  не перечитывайте. Это скучно.

По русскому языку.

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При  его письменном выполнении  ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Задачи по математике.

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более  действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

Природоведение.

Читать не только по книге, но и выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

8.  Итог собрания.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!»

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Практический материал

Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

1. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П — просмотри текст (бегло);

2П — придумай к нему вопросы;

ЗП — пометь карандашом самые важные места;

4П — перескажи текст (используя ключевые слова);

5П — просмотри текст повторно.

Решение родительского собрания

1.      Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

2.      Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

3.      Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

4.      Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

5.      Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Список литературы:

          1. «Мир детства: Младший школьник» под редакцией А. Г. Хрипковой.,1988 г.

2. «Справочник для начальных классов.» Шклярова Т.В. ,1994

3. «Познавательные игры для детей 3-12 лет.» Черил Гершон Таттл, Пени Хатчинс Пакет, 2006 г., Минск

4. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. Под редакцией Е. Н. Степановой.

5. Материал родительского собрания Н. Г. Цыплаковой, МОУ СОШ №29 посёлка мостового Краснодарского края.

6. Материал к родительскому собранию учителя начальных классов Амелиной А. Г.  и педагога – психолога Андреевской А. Д. ЯНАО г. Ноябрьск.

Памятка   «Садимся за уроки»

1.    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.    Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4.    Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5.    Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6.    Убери со стола все лишнее.

7.    Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник… 

Памятка

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

  1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
  2. Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей,  покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.
  3. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.
  4. Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

5.    Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе. 

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

1.    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

2.    Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

3.    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

4.    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

5.    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

6.    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

7.    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

8.    Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

9.    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Источник