Родительское собрание духовное развитие ребенка

Родительское собрание духовное развитие ребенка thumbnail

       Духовно-нравственное  воспитание личности в  семье и в школе ГБОУ школа № 93 Пушкинского района г. Санкт- Петербург  Родительское собрание Учитель: Егорова Ирина Михайловна

Духовно-нравственное воспитание личности в семье и в школе

ГБОУ школа № 93 Пушкинского района

г. Санкт- Петербург

Родительское собрание

Учитель:

Егорова Ирина Михайловна

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»   А.С. Макаренко  « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»  В.А. Сухомлинский

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

« Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

Сущность нравственного воспитания Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Сущность нравственного воспитания

Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни

Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания.

Актуальная задача духовно-нравственного развития и воспитания  Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок – актуальная задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Актуальная задача духовно-нравственного развития и воспитания

Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок – актуальная задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Нравственный человек, кто это?  Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально  1. Не прибегать к убийству. 2. Не начинать войну. 3. Не считать свой народ врагом других народов. 4. Не красть. 5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего. 6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения. 7. Уважать идеи и чувства других людей. 8. Уважать своих родителей и предков. 9. Сохранять и уважать их культурное наследие

Нравственный человек, кто это?

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально

1. Не прибегать к убийству.

2. Не начинать войну.

3. Не считать свой народ врагом других народов.

4. Не красть.

5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

7. Уважать идеи и чувства других людей.

8. Уважать своих родителей и предков.

9. Сохранять и уважать их культурное наследие

Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Воспитание духовной личности

это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Содержание духовно-нравственного  развития и воспитания Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания

  • Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Что же представляет собой нравственное воспитание?  Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.  Рациональный, или умственный, уровень содержит  моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье  добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен  быть добрый мир семейного или иного окружения .

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Рациональный, или умственный, уровень содержит

моральные знания — понятия о смысле жизни и счастье

добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий,

к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен

быть добрый мир семейного или иного окружения .

Базовые национальные ценности:

Базовые национальные ценности:

Нравственные потребности начинаются  С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Нравственные потребности начинаются

  • С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

  • Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
  • Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе ? Нарушены устои семьи:  иерархия семейных взаимоотношений;  традиционный уклад семейной жизни;  традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей;  родовые и семейные связи между поколениями.

В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе ?

Нарушены устои семьи:

  • иерархия семейных взаимоотношений;
  • традиционный уклад семейной жизни;
  • традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей;
  • родовые и семейные связи между поколениями.

Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.

Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество . Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети...  Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества .

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок — общество . Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети…

Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества .

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём

столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми.

Таковы элементы нравственных потребностей.

Знание их поможет родителям воспитать детей

добрыми счастливыми людьми.

СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать  отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.  Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта ? ЗАКОН:  Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ :

Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец

серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил

выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить

в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать

отца отпустить его с друзьями. Между родителями

произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать

конфликта ?

ЗАКОН:

Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать  на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети.  Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?  ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться  с детства

СИТУАЦИЯ:

Родители решили поехать за город, поработать

на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети.

Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН:

Основы трудолюбия должны закладываться

с детства

СИТУАЦИЯ :  Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте? ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ :

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед.

Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать.

После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН:

Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ :  Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения  сложились между членами этой семьи? ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ :

Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его.

Как вы думаете, какие взаимоотношения

сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН:

Уважительного отношения членов семьи

друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть.

Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё

кушать, когда состарятся. Это ли не

иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций

и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая.  Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста? ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

СИТУАЦИЯ:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая.

Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.

О чем мы не должны забывать при

воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН:

В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД : Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

ВЫВОД :

Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни.

ЕСЛИ: Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным Ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины понимать других Ребёнок растёт в терпимости, он учится быть благородным Ребёнка хвалят, он учится Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей Ребёнка поддерживают, он учится верить в себя Ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым Ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится находить любовь в мире

ЕСЛИ:

Ребёнка постоянно критикуют, он учится

ненавидеть

Ребёнок живёт во вражде, он учится

быть агрессивным

Ребёнок живёт в упрёках, он учится

жить с чувством вины

понимать других

Ребёнок растёт в терпимости, он учится

быть благородным

Ребёнка хвалят, он учится

Ребёнок растёт в честности, он учится

быть справедливым

Ребёнок растёт в безопасности, он учится

верить в людей

Ребёнка поддерживают, он учится

верить в себя

Ребёнка высмеивают, он учится

быть замкнутым

Ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится

находить любовь в мире

 Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.  Родители составляют первую общественную среду ребёнка.  Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

  • Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
  • Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
  • Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
  • Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.

На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.  

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орна­мент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой».  И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека.

При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко:

«Ребенок — это живой человек, это вовсе не орна­мент

нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой».

И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок.

Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Родительское собрание духовное развитие ребенка

Источник

Конспект родительского собрания

по тема: «Книга в семье и духовное развитие ребенка».

МКОУ Думчевская СОШ

Учитель: Назарова О.А.

Классы: 1,3.

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;

  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;

  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Предварительная подготовка:

Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (Приложение 1)

Родителям, также предлагается заполнить анкету. (Приложение 2)

Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.

Ход собрания

1.Дорогие родители! Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенка уважали и ценили другие.

Но как этого добиться. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная изжила себя . На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

В портфель достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.

От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя, в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Проблемой детского чтения занимаются ученые во многих странах мира.

Вот данные социологического опроса «Ценность книги и чтения в представлении нынешних детей» в нашей стране:  

   — Читать – это классно!

   — Только и слышу: читай, читай. Надоело!

   — Читай — и ты полетишь!

   — Читать – это скучно, нудно, муторно.

   — Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других.

Как видно из реплик школьников, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Тревожит, что таких детей с каждым годом становится все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.

На данный момент это большая проблема. Я хочу обратить ваше внимание на важность решения этой проблемы. Ваши дети, первоклассники делают первые шаги в мир чтения. Радуйтесь каждому прочитанному ими слову, как победе. Не привлекайте их внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.Одним из главных факторов, стимулирующих чтение, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети   видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но   это   убеждение   неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый — часть ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае – не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у Вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие. Если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство он, непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!) Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон. А вот еще один ход, побуждающий ребенка взять в руки книгу: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)»Почти в каждом современном доме имеется домашняя библиотека. Хорошо, если у вашего ребенка будет собственная полка, где будет он хозяином в своем «книжном царстве» Там не должно быть многотомных собраний сочинений, предпочтительнее отдельные иллюстрированные издания, сборники. Приучайте детей аккуратно пользоваться книгами, чистыми руками, не перегибать книги и листы в них, пользоваться закладкой. Приучайте детей прочитанные книги класть на место.Поощряйте   ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку.   Консультируйтесь   с библиотекарем в выборе книг ребенку. Учите его пользоваться фондами библиотеки и справочным аппаратом.   Библиотекарь     окажет индивидуальную   помощь   каждому   ребенку в выборе книг в зависимости от его потребностей и возраста. На   протяжении   уже   многих десятилетий библиотека – лучший стимулятор самообразования и воспитатель.

2.Знакомство с проблемой “ Как приобщить ребенка к чтению ”.

В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров: (Слайд №2 )

— Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

— Скорость чтения (к концу 3 класса ребёнок должен читать не менее 65(1 полугодие) слов в минуту).В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 0 человек, в норму укладываются 2 человек, ниже нормы – 1 человек.. — Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании. (Слайд №3)

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся н?