Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка thumbnail

Особенности детско-родительских отношений

на различных этапах развития

ребенка

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка

1 часть – от 0 до 3-х лет

2 часть – от 3 до 18 лет

Составитель: педагог-психолог ЦППРК

____________________________________________________________________________________

По материалам книги – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики С-Петербургской Государственной Педиатрической медицинской академии «Психология детей и подростков»: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб.-СПБ.: Изд-во , 1998.-379с.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаБольшинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка, мы полагаемся на инстинкты и собственный опыт детства. Часто наши инстинкты – это лишь внезапная, эмоциональная реакция, а наш опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряженным с жестокостью. Дети, ставшие жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, часто отстают в развитии или развиваются ненормально. Знание основных принципов процесса развития помогут понять влияние отношений с детьми на их развитие. Индивидуальное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до самой смерти. Обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. Благодаря воздействию социальной среды ребенок развивает в себе определенные черты, которые помогают ему нормально функционировать и выживать в этой среде.

Эта статья обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она поможет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей.

Этапы психического развития ребенка

1.  От рождения до 1 года

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым.

Психосоциальный кризис: базисное доверие – базисное недоверие к миру. Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаРадиус значимых отношений: мать.

Основная задача — установление доверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия у ребенка — основа формирования его положительного самоощущения.

0-6 месяцев наиболее распространенной формой выражения страдания ребенка является крик, для крика характерна дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения:

·  «Хочет спать»

·  «Хочет есть»

·  «Мокрый»

Ребенок при этом узнает:

·  Я могу положиться на взрослого?

·  Взрослый заботиться обо мне?

·  Взрослый меня любит?

Крайне важно на этом этапе со стороны родителей быть внимательным к потребностям ребенка и понимать, что ему нужно.

6-12 месяцев. На этом этапе дети обычно меньше плачут и больше улыбаются. Если ребенок плачет:

·  возможно, он напуган тем, что вас нет рядом.

·  он чувствует себя абсолютно беспомощным.

Ребенку необходимо знать, что вы вернетесь. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он к вам привязывается и именно на сформированной привязанности, будут строиться ваши отношения в будущем и его отношения с миром людей и миром вещей. В этот же период дети учатся пользоваться мышцами, овладевают:

·  хватательными рефлексами.

·  жевательными рефлексами

При хватании ребенок учится координации рук и пальцев, при жевании разрабатываются мышцы, задействованные при принятии твердой пищи и говорении. Задача родителей создать безопасную среду исключить из окружения ребенка все предметы, которыми он может повредить себя, если возьмет в руки и начнет жевать.

Нормальная линия развития: – доверие к людям, привязанность к матери (другому значимому взрослому).

Аномальная линия развития – недоверие к людям: как результат плохого обращения матери с ребенком.

2.  Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаОт 1 года до 3-х лет

Ведущая деятельность: предметно — манипулятивная деятельность.

Психосоциальный кризис: автономия – стыд и сомнение.

Радиус значимых отношений: родители.

Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка от взрослых и развивающейся у него автономией. Основная задача – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. На этой стадии детям нравится исследовать каждый угол, брать и пробовать предметы на вкус – и это крайне необходимо для развития их мозга. Когда ваш ребенок открывает новое для себя, он – ученый, он экспериментирует, чтобы понять, какие предметы издают звуки, какие падают, а какие плавают. Когда ваш ребенок снова и снова роняет игрушку, он не хочет разозлить вас, он пытается понять, как падают предметы, чтобы посмотреть, что произойдет. На данном этапе развития задача ребенка – познать свой мир, и здесь он открыватель. Важно:

·  говорить с ребенком;

·  читать ему;

·  слушать его;

·  отвечать на его вопросы.

Другими словами, способствовать развитию независимости вашего ребенка. Ребенок должен знать, что вы уважаете его стремление к независимости и поддерживаете его сильное желание учиться. На этом этапе развития ребенок начинает говорить: «НЕТ!», это не демонстрация непослушания: ребенок просто пытается дать вам понять, какие чувства он испытывает.

Показателями развития ребенка в 2-3 года могут быть:

·  боязнь темноты, животных, новых звуков, теней или плачь, когда вы уходите.

Такие изменения часто беспокоят родителей, которые думают, что поведение ребенка не соответствует уровню его развития, хотя на самом деле это говорит о взрослении ребенка. По мере того как ваш ребенок начинает понимать, что такое опасность, он начинает бояться наказания, а по мере развития воображения ребенок начинает думать о том, чего не видит – так появляется боязнь монстров и привидений. Важно, чтобы:

1.  ребенок чувствовал вашу поддержку;

2.  понимал, что на вас можно положиться.

Французский художник Pierrette Diaz (Пьеретта Диас) совместно с психологами создала серию картинок, показывающих, как видят окружающий мир дети от 2 до 7 лет.

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

·  Застенчивость. Это признак растущего понимания ребенком взаимоотношений.

·  Ребенок отказывается от того, чтобы его обнимали и брали на руки ваши друзья и родственники. Для того чтобы научить ребенка обеспечивать свою безопасность и защищать личное пространство, мы должны уважать его право контролировать свое собственное тело.

Читайте также:  Задержка речевого развития у детей 3 лет как влияет на поведение ребенка

Важно для родителей на этом этапе – уважать чувства вашего ребенка:

1.  помогать ему высказывать собственные чувства;

2.  говорить ребенку, что иногда вы испытываете такие же чувства;

3.  не стыдить ребенка и не ставить его в неловкое положение;

4.  не наказывать ребенка за то, что ему страшно.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях.

Нормальная линия развития: – самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Аномальная линия развития: – сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаЭтапы психического развития ребенка

3. От 3-х до 6-ти лет

Ведущая деятельность: игровая деятельность.

Психосоциальный кризис: инициатива — вина.

Радиус значимых отношений: семья (родители, братья и сестры).

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Но разворачивается этот период в жизни ребенка с конфликта между инициативой и чувством вины.

У ребенка в начале этой стадии развития появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить.

Для ребенка характерны:

·  энергичная и настойчивая познавательная деятельность.

·  любознательность.

На этом этапе ребенок задает столько вопросов! Родители, которые стараются отвечать на вопросы детей или помогают детям в поиске ответов на эти вопросы, учат их тому, что:

·  невозможно знать все, и это нормально,

·  идеи детей важны,

·  есть много способов поиска информации,

·  искать ответы и преодолевать трудности – интересно.

Особенности возрастного периода:

·  игры на развитие воображения

Игра это «работа» вашего ребенка, в ходе которой он пробует поставить себя на место других людей и посмотреть на окружающее их глазами. Играя, дети решают проблемы, изобретают, экспериментируют и выясняют, что как работает.

·  желание ребенка помогать.

Когда дети помогают они — ваши ученики. Смотря как вы что-то делаете, и помогая вам, дети учатся важным жизненным навыкам.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы способствовать развитию уверенности детей в своих способностях.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаДля этого родители должны:

·  отвечать на вопросы детей или помогать детям в поиске ответов;

·  обеспечить детям время для игры;

·  поощрять желание детей

помогать.

Уверенность маленького ребенка в своих способностях – это залог успешного обучения в будущем.

Нормальная линия развития:активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, уверенность в себе.

Аномальная линия развития:пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. От 6-ти до 12 лет

Ведущая деятельность: учебная деятельность.

Психосоциальный кризис: трудолюбие — неполноценность.

Радиус значимых отношений: соседи, школа.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Когда ребенок начинает учиться в школе, его мир меняется. Ему надо быстро научиться:

·  быть самостоятельным, когда родителей нет рядом;

·  найти общий язык с другими детьми;

·  оправдать ожидания новых для него взрослых;

·  следовать новому режиму, порядкам.

Несмотря на то, что все дети идут в школу в одном и том же возрасте, уровень готовности к школе разный. Обладая различным темпераментом, дети по-разному реагируют на школьную среду. Нет «хороших» или «плохих» темпераментов – все они различны. Важно чтобы родители понимали особенности темперамента своих детей и уважали их индивидуальность. На этом этапе задача родителей:

·  выяснить, в чем заключаются индивидуальные трудности ребенка;

·  создать благоприятную среду для того, чтобы ребенок мог решать их, развиваясь.

Критерии готовности детей к обучению в школе:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

1. Заботиться о его здоровье (плавание, прогулки, велосипед).

2.  Приучать любое начатое дело доделывать до конца. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества.

3.  Читать ребенку книги (способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению).

4.  Заниматься с ребенком рисованием, конструированием, лепкой (занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку).

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенка Нормальная линия развития: – овладение методами и умениями, компетентность, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиты коммуникативные умения.

Аномальная линия развития:слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций.

5.  От 13 до 18 лет

Ведущая деятельность: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).

Психосоциальный кризис: эго-идентичность – смешение идентичности.

Радиус значимых отношений: группы сверстников.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаКлючевое событие этого возраста – половое созревание, развитие репродуктивных функций.

Ключевой процесс – становление самоидентичности, поиск своей индивидуальности. Сформировать идентичность – значит научиться верно, идентифицировать себя с взрослыми, а для этого им необходимо отделиться от нас. Подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач:

Читайте также:  Развитие ребенка до года мытищи

1. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).

2. Обнаружить себя и свой пол.

3. Открыть для себя мир других людей.

Выполнение подростком этих задач сопровождается сильными чувствами агрессией, страхом, стыдом, тревогой и невозможно без того, чтобы:

·  Отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;

·  Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;

·  Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;

·  Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;

·  Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

Родительские отношения на разных возрастных этапах развития ребенкаНормальная линия развития:жизненное самоопределение: Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения.

Аномальная линия развития:путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром. Смещение форм полоролевого поведения.

Источник

Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху-вниз (диада „родители — ребенок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы»[1]

Общие сведения[править | править код]

Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребенка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка.[2]

Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические.[2]

В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребенка.

Структура детско-родительских отношений[править | править код]

Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребенком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребенка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребенка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя.
Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним».[3]

Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребенка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребенка.[3]

Так, например, в детстве необходимо контролировать ребенка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребенок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребенком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребенка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьезное влияние и на физическом уровне.

Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методовв, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.[4]

Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А..[3] можно выделить различные типы отношения к ребенку:

  • Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребенку при любых обстоятельствах)
  • Условное эмоциональное принятие (любовь к ребенку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определенные условия, чтобы заслужить родительскую любовь)
  • Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание любви и отвержения);
  • Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);
  • Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребенка, игнорирование).
  • Открытое эмоциональное отвержение.

Стили воспитания[править | править код]

Воспитание ребенка в семье может определяться такими факторами, как традиционность родительских взглядов, семейное положение родителей, социально-экономическое положение семьи, возраст и опыт родителей. Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей. Свои классификации стилей воспитания предлагали многие психологи. Так, например, Г. Крайг в своей работе[5] привел следующие стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям:

  • Авторитарный — такой стиль воспитания содержит в себе жесткий контроль и холодное отношение со стороны родителей. Авторитарный стиль не предполагает установления контакта с ребенком, все правила должны четко исполняться, просьбы родителей имеют черты приказа.
  • Авторитетный — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется развитие самостоятельности, выстраиваются конструктивные отношения с детьми. Основное свойство авторитетного стиля — установление диалога с ребенком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми.
  • Либеральный — для данного стиля характерны отсутствие контроля и повышенное теплое отношение к ребенку. Родители всегда открыты для общения, детям предоставляется полная свобода и проявляется безусловная любовь.
  • Индифферентный — данный стиль является некой противоположностью авторитетного стиля воспитания и имеет негативное влияние на развитие личности ребенка. Выделяются отсутствие контроля и холодное отношение к ребенку. Родители не проявляют никакого интереса к своему ребенку и закрыты для общения.
Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам по морозову

Данные стили воспитания не являются исключительными, зачастую родители применяют и комбинируют их в зависимости от обстоятельств. Также у родителей могут различаться стили воспитания, в связи этим стили взаимодополняют друг друга, либо противоречат друг другу, что в свою очередь препятствует воспитательной работе.

Структура родительства[править | править код]

Стиль воспитания ребенка напрямую зависит от структуры мотивации родительства. Данная структура определяется уровнем ценности ребенка в семье. В зависимости от этого выделяется три типа семей по различности уровня ценности ребенка:

  1. Первый тип — высокая ценность ребенка. Целенаправленное деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один.
  2. Второй тип — низкая ценность ребенка. Рождение ребенка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много.
  3. Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребенка. Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребенка в семье.

Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах[править | править код]

Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.[6]

В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребенка в каждом периоде.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте(М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве.[6]

Ребенку необходимо чувствовать безопасность окружающего мира и роль родителя на данном периоде чрезвычайно велика, так как свои потребности ребенок не может удовлетворять в силу своей беспомощности. Ребенку необходимо активное взаимодействие со значимым взрослым, должна быть сформирована привязанность к взрослому, так как в данном случае родитель является единственным источником удовлетворения потребностей. Если же привязанность не будет сформирована до 12 месяцев, то психическое развитие ребенка нарушается.[3]

Формирование предметно-орудийной компетентности является особенностью детско-родительских отношений в раннем возрасте.[6] На данном возрастном этапе предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок изучает истинное назначение предметов, способы овладения и роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

В дошкольном возрасте родители развивают социальную компетентность ребенка. Родитель выступает в качестве проводника в социальный мир, играет с ребенком, учит правилам совместной игры. Также на данном возрастом этапе родитель занимается подготовкой ребенка к школе, общение может иметь ситуативно-деловой характер. Все это готовит ребенка к вступлению в новую для него социальную среду.

Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности является особенностью детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
В подростковом и юношеском возрасте детско-родительские отношения определяются созданием родителями условий для развития автономии и самосознания ребенка.[6]

Методики[править | править код]

Существует множество методик для диагностики детско-родительских отношений:

  1. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [1]
  2. «Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин [2]
  3. «Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е. С. Шефер и Р. К. Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.) [3]
  4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская)[4]
  5. «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях)[5]
  6. Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан.
  7. «Стратегии семейного воспитания»[6]
  8. «Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с
  2. 1 2 Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  3. 1 2 3 4 Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. ↑ Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  5. ↑ Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
  6. 1 2 3 4 Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.. 2005

Литература[править | править код]

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  2. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
  6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

См. также[править | править код]

  • Воспитание
  • Психология развития
  • Патологизирующие роли
  • Трансакционный анализ

Ссылки[править | править код]

  1. Методики диагностики детско-родительских отношений
  2. Карабанова О. А. — «Возрастная психология. Конспект лекций»

Источник