Родителям об умственном развитии ребенка 3 лет

Родителям об умственном развитии ребенка 3 лет thumbnail

                                                          Все дети разные

    Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они используются по-разному. Один ребенок, попадая  первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то , что слышит,  для третьего (кинестетика) – то, что чувствует. 

    Эти особенности влияют на поведение ребенка и даже на восприятие учебного материала. 

Если ребенок визуалист

·        Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он не доволен; это не имеет никакого  отношения лично к вам.

·        Он больше других пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

·        Он быстрее воспринимает материл, который хорошо иллюстрирован.

·        Он легче приобретает навыки путем наблюдения.

·        На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

Если ребенок аудиалист

·        Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.

·        Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

·        Он хорошо запоминает словесный материал.

·        Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

·        Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

·        У него чаще, чем у других, меняется настроение, он раним и обидчив.

·        Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

·        Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Умственное развитие ребенка трех лет

(методика)

Восприятие цвета

Задание 1. Выбор по образцу.

   Материал: два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).

  Инструкция

   Сейчас мы будем играть в цвета. Я тебе даю две бумажки разног цвета. У мишки тоже есть такие бумажки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему бумажку точно такого же цвета.

   (Перед ребенком кладутся две карточки, например красная и зеленая, затем поочередно даются красный зеленый образцы, и ребенок «угадывает», где у него такая же карточка. Проделайте это со всеми шестью цветами в разных сочетаниях. Следует иметь в виду, что иногда у ребенка после одного – двух верных ответов закрепляется «реакция на сторону» — он начинает каждый раз выбирать карточку, лежащую с определенной стороны. Поэтому следует при каждой пробе менять местами карточки, лежащие перед ребенком, и показывать один и тот же образец дважды при разном расположении этих карточек. Если оба ответа правильны, можно считать, что этот цвет ребенок выбирает безошибочно, и переходить к другому. Если правилен только один ответ из двух, нужны еще два предъявления того же образца, но лучше давать их не сразу, а после второго образца. И чтобы проверка была надежной, ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы меняете образец. Не хвалите за верный выбор и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.)

   -Смотрите, какая бумажка нужна мишке.

   (Мишка сидит напротив ребенка. Образец определенного цвета кладется несколько дальше от ребенка, чем карточки для выбора.)

   -Где у тебя бумажка точно такого же цвета? Дай её мишке. Эта? Теперь я тебе опять положу две бумажки. Вот они.

(Обе карточки кладутся заново, располагаясь по – другому.)

   Теперь мишка просит вот такую бумажку.

Задание 2. Простейшие действия с учетом цвета.

  Материал: взрослый берет два кубика одинаковой величины, но разного цвета, например красный и зеленый. Такие же два кубика у ребенка.

   Инструкция

   Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься. Как я строил(а), и постараешься точно такую же башенку, как у меня.

  (Взрослый ставит между собой и ребенком экран (лист картона, газету) и за ним кладете один кубик на другой. Открывает.)

   Вот, посмотри и построй точно такую же башенку.

   (Повторите это задание четыре раза, каждый раз меняя взаимное расположение кубиков (сверху кладется то красный, то зеленый кубик). Если ребенок кладет свои кубики, располагая их так же, как в образце, проверка окончена. Если же путает цвета, не обращает на них внимание, попытайтесь повторить все заново, но без экрана, т.е.строя башни – образцы на глазах ребенка.)

   Видишь, сначала я беру этот кубик и ставлю его внизу, а потом вот этот ставлю его наверх.

  (Названия цветов употреблять нельзя.)

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.

   Материал: те же шесть карточек, что и в «Выборе по образцу».

   Инструкция

   Все карточки раскладываются в случайном порядке перед ребенком, и  взрослый просит:

   -Дай мне красный цвет… А теперь фиолетовый… А теперь зеленый.

    Потом показывает те же карточки по одной:

   -Какой это цвет? А это?

   Оценки полученных результатов. Вполне удовлетворительными для трехлетки будут правильное выполнение выбора по образцу, учет цвета при выполнении конструктивного задания без экрана, умение выбирать по названию три-четыре цвета, умение правильно называть два-три цвета.

Восприятие формы

   Аналогично проводится проверка восприятия ребенком формы.

   Материал: пять пар картонных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).

                               Задание 1.  Выбор по образцу.

    Фигуры, как и цветные карточки, даются ребенку по две, а затем поочередно каждая из них используется в качестве образца.

                             Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.

    При проверке учета формы в действии строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета (можно использовать и другие две детали строительного материала разной формы).

          Задание 3. Проверка понимания и употребления слов-названий формы.

     Ребенок по очереди выбирает те фигуры, которые называет взрослый. 

     Оценка полученных результатов. Нормально, если ребенок правильно выбирает по образцу круг, квадрат, треугольник (он может при этом путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником), строит башню по прямому показу, выбирает по названию три фигуры. Активное использование названий в собственной речи вообще не обязательно, и вполне приемлемы предметные названия форм («домик», «крыша» и т. п.)

                                      Восприятие величины

                         Задание 1. Выбор по образцу.

   При проверке восприятия величины предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, существенно (примерно вдвое) различающихся по величине.

                         Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.

    Башня строится из двух кирпичиков разной величины.

       Задание 3. Проверка понимания и употребления слов-названий величины.

    Проверяется понимание и употребление слов «большой», «маленький».

    Оценка полученных результатов. Обычно дети 3 лет все задания (кроме называния) выполняют успешно.

                                                      Сообразительность

    Материал: склеенная из картона плотная трубка.

     На глазах у ребенка протолкните в картонную трубку палочкой (примерно до середины) привлекательный для него предмет, скажем конфету, и предложите достать. Догадается ли он той же палочкой вытолкнуть предмет наружу или будет пытаться просто разорвать трубку?

Понимание словесных указаний

     Взрослый дает ребенку любое распоряжение, включающее два-три последовательных действия, например: «Возьми чайную ложечку, которая лежит на столе, и принеси ее».

Составление целого из частей

    Материал: разрезные картинки, кубики с изображениями животного или автомашины, разрезанными по вертикали пополам.

   Оценка полученных результатов. Если ребенок уже имел в этом отношении кое-какой опыт, ему, по всей вероятности, удастся самостоятельно сложить и новую картинку-изображение. Если же опыта такого раньше не было, первую картинку пусть сложит с вашей помощью. Потом посмотрите, сумеет ли он самостоятельно сложить вторую.

Складывание трехсоставной матрешки

   Малыш пытается во что бы то ни стало вколотить неподходящие части матрешки друг в друга, либо пробует и так и эдак, меняет то, что не стыкуется, и в конце концов добивается успеха, либо сразу делает все верно, подбирая части на глаз. Впрочем, последний вариант возможен только при хорошем предварительном обучении.

Источник

Тараканова Людмила Вячеславовна
Информационно-консультативный материал для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

Информационно-консультативный материал для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

Информационно- консультативный материал для родителей

«Возрастные особенности детей 3-4 лет».

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет, актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.

Наши дети — это наша старость.

Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе,

это — наши слезы, это — наша вина перед другими людьми.

А. С. Макаренко.

«Хорошо ли знаете ли вы своего ребёнка?»

«Конечно» -, ответит почти каждый родитель. «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем. купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова».

Вашему ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни — переход от раннего периода развития к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, развитым, честным и счастливым человеком, готовым к вступлению в социум.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка 3-4 лет, психофизиологические показатели развития детей.

Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Дети стремятся к самостоятельности, появление у них появляются новые интересы. Самостоятельность – ценное качество, необходимое в жизни человека. Взрослым, родителям, педагогам очень важно поддержать их в этом. Трехлетний малыш начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни,когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства. Негативизм – это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость. Часто взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы».

Негативизм или непослушание — это стремление делать всё наоборот.

Упрямство — ребёнок будет настаивать на своём только потому, что он этого потребовал.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается.

Что такое капризы? Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребёнка: «Я хочу»,капризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

А сейчас давайте разберёмся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.

«Я — сам»…Это наблюдается даже у самых маленьких детей. Взрослые причиняют ребенку большой вред, лишая его самостоятельности, он перестает верить в свои силы, надеясь на других, растет пассивным и ленивым.

Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Дети сопротивляются, ведь в этом возрасте ребёнок осознаёт себя как самостоятельного человека, со своими желаниями и особенностями. Старается выполнить и выполняет без помощи взрослого многие действия, осваивает навыки самообслуживания.Психологи утверждают: к трём годам жизни у ребёнка появляется устойчивое желание самоутвердиться и подавлять это стремление ни в коем случае нельзя – это приведет к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого отсюда и проблемы с поведением.

Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т. д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребёнок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.

Дети 3-4 лет стремятся к самостоятельности. Чему же они должны научиться и самостоятельно выполнять в своем возрасте?

• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

• Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать.

• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

• Своевременно пользоваться носовым платком, предметами личной гигиены.

• Кушать, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, ребенок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, условия для проявления самостоятельности, он нуждается в корректировке своих действий и обязательно его нужно хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Как не надо себя вести взрослым (советы педагога):

— Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

— Не надо говорить «да», когда необходимо твёрдое «нет!».

— Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.

В возрасте 3 — 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами — заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями (мамы, папы, бабушки). Игры с правилами только начинают формироваться. То, что рисует ребёнок зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.

Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям. Конструируют дети, в основном, по образцу и только несложные постройки.

Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память и внимание, они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение ребёнка во многом определяется мнением взрослого.

Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.

В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ «я» — чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем».

Любить ребёнка — это не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесёт гораздо больше положительных результатов и радости как детям, так и взрослым.

Как любить своего ребёнка? (Советы педагога).

Правило первое: уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, не перебивая и не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.

Правило второе: уметь говорить, проявляя мягкость и уважительность исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье: наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка вселяя надежду на исправление.

Правило четвёртое: достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители — пример для подражания.

Правило пятое: признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Ребёнок пришёл в дошкольное учреждение. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он член детского коллектива и зачастую не знает, как себя вести.Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок — не главный в семье, а член семьи. Ребёнок 3-4 лет, познавая новое, открывает самого себя, что я умею, могу, на что способен. Задача взрослых — помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.

Источник