Родителям о развитии связной речи ребенка

Рекомендации родителям для развития связной речи детей дома

Рекомендации посвящены  необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

    Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

   Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

  Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

    В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

   Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение «Диалог»  Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

 Игра «Что мы видим во дворе?» Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра «Профессии» С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?»

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я врач». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

— Как называется человек этой профессии на картинке?

— Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

— Чем занимается человек на этой работе?

— Где он работает?

— Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

— Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

 Игра «Коллекция» Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

— подбери все машины;

— подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

— подбери все шарики;

— принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

 Упражнение «Давай поговорим» Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Упражнение «Назови действие» Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

— Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение «Повтори скороговорку» Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. 

Упражнение » Выучи стихотворение» Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память. 

Упражнение «Загадки» Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

 Упражнение «Посмотри, что увидел, расскажи» Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Во что одета девочка?»

   Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: «Видел девочку». Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка. 

Игра «Угадай по описанию» Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее».

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение «Рисуем словами» Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра «А что было дальше?» В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Источник

Управление образования администрации города Шахтерска

Шахтерское дошкольное образовательное учереждение комбинированого типа№6 «Росинка»

Консультации для родителей по  развитие связной речи детей дошкольного возраста возраста ДОУ №6 «Росинка»

Шахтерск 2016

Развитие связной речи используя метод мнемотехники.

Мнемотехника – это технология развития памяти.

Мнемотехника является программой, которая позволяет запоминать информацию на доступном для ребенка языке – языке образов. Что позволит совершенствовать восприятие окружающего мира: зрения, внимания, логики…

Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов, благодаря этому, даже не читающий ребенок, знает, чтобы включить игру надо кликнуть по значку с героем игры, прослушать любимую мелодию – кликнуть на скрипичный ключ. Дорожные знаки – это яркий пример внедрения мнемотехники; во время движения человек не способен быстро прочитать-осознать текстовую информацию, поэтому правила д.д. перевели в образы.

Очевидны достоинства мнемотехники, но многих настораживает несерьезность методов запоминания, развивающая воображение, произвольное внимание, память, ассоциативное мышление.

Считаю, чем раньше мы начнем пользоваться мнемотехникой и схемы-модели во время заучивания стихотворений, рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как правильное связное высказывание является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Использовать можно мнемотаблицы – схемы, в которые заложена информация. Для детей младшего возраста нужно использовать цветные таблицы, так как у них в памяти быстрее остаются яркие образы (рыжая-лиса, бурый-медведь, зеленая-трава…).

Наша задача — научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.

Работа с проводить необходимо поэтапно:

1. Получение информации

2. Кодирование информации (картинка, чертеж, схема)

3. Пересказ по схеме.

Приведу пример:

1. Прочитайте стихотворение ребенку 2-3 раза

ОСЕНЬ

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – Рябине,
Фартук розовый –Осине,
Зонтик желтый –Тополям,
Фрукты осень дарит нам.

(И. Винокуров)

2. Вместе с ребенком составьте мнемотаблицу, разделив стихотворение на строки.

2.

3.

4.

5.

6.

3. Повторите стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Также можно составить мнемотаблицы для обобщения знаний ребенка по разным темам, что поможет воспринять предмет целостно. Развить словарный запас, грамматику русского языка, даст возможность последовательно излагать мысли.

Приведу пример нескольких мнемотаблиц:

Времена года. ОСЕНЬ

1. День становится короче, а ночь длиннее.

2. Часто идут холодные, долгие осенние дожди.

3. Дует сильный ветер.

4. Листья на деревьях: краснеют, желтеют, опадают, засыхают.

5. Животные делат запасы на зиму. Меняют шубку.

6. Люди осенью собирают урожай. В городах убирают листья. Надевают теплую осеннюю одежду.

Рассказ о домашних животных и птицах можно составить по следующей схеме.

1. О ком будем рассказывать?

2. Назовём части тела животного.

3. Назовем «семью». (петух,курица,цыпленок)

4. Чем питается?

5. Место обитания (Где живет? Конюшня,курятник…)

6. Какую пользу приносят людям?

Рассказ поможет ребенку обобщить и сгруппировать знания ребенка о животном мире.

Советы родителям по развитию связной речи у дошкольников

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе.

Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составить рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.  Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить.

Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. В играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и другие (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).

Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.д.) Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, одевания, раздевания.

Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали, как бы не были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое – то задание. Например, в осенний день, ребенок с отцом собираются в лес. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в лесу. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком. Во время прогулки можно познакомить ребенка с названиями деревьев (береза, дуб, клен, сосна, ель, липа). Предложите ребенку спрятаться за березу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и березу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом. Прогуливаясь с ребенком по лесу, предложите ему несколько загадок, например: «Зимой и летом одним цветом». Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком.

Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо,  четко, выразительно.

После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам:  «Кого встретил колобок? Какую песенку спел?» и т.д.

Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять ребенка в разных приемах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием.

Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам.

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк,  в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

— Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет

— Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту

— В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте  ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте,

— Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается

— Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша

— Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

Уважаемые родители!

Помогите, пожалуйста, развить связную речь Вашему ребенку.

Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно. Это научит ребенка слушать, быть усидчивым.

 Разберите новые, непонятные для него слова.

Попросите пересказать понравившийся эпизод.

Задавайте вопросы по содержанию текста, выслушивайте полные, а не односложные ответы.

Рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Можно попросить нарисовать, что понравилось ребенку.

Вовлекайте его в беседы.

Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие.

Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать. Не торопите его.

Проговаривайте (составляйте) небольшие рассказы о событиях из личного опыта. Пусть он делится ими с другими членами Вашей семьи, воспитателями и друзьями.

Придумывайте свои концовки к сказкам

Если Вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с Вами не был.

Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Помните —  речь не передается по наследству.

Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!

Источник