Родителям о развитии ребенка в раннем детстве

Елена Анцибор
Роль родителей в развитии детей раннего возраста

В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.

Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.

Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т. е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.

Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».

Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка — явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело — папа. Ему «на роду написано» добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга — и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы «приструнить»малыша: «Вот придет папа, он тебя накажет!»

Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину — задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.

Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.

Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.

Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно,что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.

Папа должен хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное «молодец»; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа — мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой «мужской клуб». Именно это и развивает в мальчике мужские качества.

Отец ни в коем случае не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать,что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение

Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.

Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?

Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины — это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей — выбор «не того» мужчины, неумение жить мирно, развод.

Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также «закодированную» информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.

Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору,и навязывая решение: «раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!». Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.

Хороший папа в детстве девочки — это ее счастливое замужество во взрослой жизни.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать — отрицательное.

Список литературы:

1. Кон И. С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988

№ 2.

2. Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.

3. Целуйко В. М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.

Источник

Советы родителям по воспитанию детей раннего возраста

 Основная особенность периода раннего детства, являющаяся базой развития ребенка — это высокая пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость.

Систематическое, последовательное воздействие взрослых оказывает влияние на ход  личностного развития ребенка (эмоции, интеллект, поведение). Ребенок будет повторять то, что видит и слышит, относиться к людям и вещам так, как относятся окружающие его люди. Для формирования правильного поведения необходима своеобразная цензура поступающей информации. До 2,5 лет малышам достаточно просо запрещать ряд действий («Стучать громко нельзя»), но после – этого будет недостаточно. Им нужно объяснять причину («Стучать громко нельзя, так как: сосед спит, болеет, ушки привыкнут к громкому стуку и будут в будущем плохо слышать…»).  Любое положительное действие закрепляется похвалой. В любом возрасте человеку приятна публичная похвала. Дети не исключение. Они так радуются, когда об их умениях и достоинствах мама говорит с другой тетей, бабушкой и т.д. Достаточно взять телефон и позвонить…(можно понарошку).

Для того чтобы ваш ребенок рос и развивался полноценно, обратите внимание на следующие рекомендации.

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром.

  • Необходимо создавать условия для разнообразных действий ребенка с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу.
  • Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т.п.
  • Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.
  • Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка.

  • Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  • Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение ( «Какой молодец, сам убрал игрушки!), или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка.

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
  • Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
  • С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
  • Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью.
  • Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».
  • Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т.п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей.
  • Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности.
  • Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.
  • Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

Создавайте условия для общения со сверстниками.

  • Для этого, прежде всего, следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга.
  • Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.
  • Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Источник

Ася Кузьмина
Особенности развития ребенка в ранний период детства (рекомендации для родителей)

В педагогике существуют два полярных подхода к развитию ребенка, которые знают почти все родители. Это генетический подход, так называемое «свободное воспитание» (что заложено генами в ребенке, то и разовьется, как не развивай что-то иное) и подход «воспитаем вундеркинда» (считается, что ребенок — «чистый лист», «глина» и из него можно вылепить все что хотите, используя разнообразные методики).

На мой взгляд, как бы банально это не звучало, истина — посередине.

Конечно, важно сформировать у ребенка картину мира как можно боле богатой, разнообразной и позитивной. В дальнейшем, используя свой ранний опыт, у ребенка будет свое видение и отношение к вещам. Поэтому правильно поступают те мамы, которые стремятся к максимальному насыщению бодрствования ребенка видами деятельности.

Но, важно это делать правильно, не перегружая и подавляя ребенка:

• Необходимо создать интересную, насыщенную среду для получения знаний, а не давать ребенку сами знания.

• Получение новой информации ребенком – это активный, а не пассивный (исходящий от взрослого) процесс.

Для создания такой среды и такого взаимодействия необходимо знание возрастных особенностей ребенка (что ребенок может в конкретном возрасте, какая деятельность является ведущей и проч.).

Перечислю наиболее важные аспекты развития детей до 3 лет:

До 3 лет важно как можно больше стимулировать все 5 чувств ребенка и поощрять его в развитии продуктивной деятельности. Возраст до 3 лет – время интенсивного познания окружающего мира. Но знакомство с ним происходит именно в действии! Не живите вместо ребенка, отбирая у него опыт. Если ребенку нужна ваша помощь, то помогите. Но только в том, что он действительно не может сделать сам.

Возраст до 3 лет – время изучения ребенком собственных возможностей. Поэтому крайне важны активные манипуляции (погреметь, порвать, кинуть, прыгнуть, оставить след на снегу, закрутить/открутить крышку и проч). Развитие ребенка связано только с продуктивными (самостоятельными) видами деятельности, в основе которых – личный опыт ребенка. Поэтому родителю важно «подбрасывать» виды деятельности («давай оставим следы на снегу?», а не «делай как я, ногу ставь на снег ровно и будет след») и поддерживать, а не порицать (что перепачкался, не так провел линию, оставил неровный след и проч.)

Родителю необходимо ознакомить ребенка по максимуму со всеми дошкольными видами деятельности, например – музыка — слушать, петь, отхлопывать ритм, знакомство с различными инструментами и проч., изодеятельность -кисти, пальцы, карандаши, нитки, ватные палочки, губка, штампы и проч., лепка — пластелин, глина, пластелинография и проч. Чем богаче будет у ребенка личный опыт взаимодействия с миром, тем лучше для его развития.

Не нужно использовать «каждое мгновение» для обучения и проверять ребенка на усвоение/не усвоение знаний и умений. Важно создать доверительные отношения с ребенком и просто играть. Можно проводить «занятие» и на прогулке (кормим птиц и смотрим за их повадками; изучаем свойства песка, в транспорте (смотрим цвета/размер проезжающих машин). Важно заражать своим энтузиазмом ребенка в изучении мира. Не отмахивайтесь от ребенка. Показывайте своим поведением, что вам нравиться его стремление познавать этот мир.

Таким образом, развитие ребенка раннего возраста идет через ЕГО открытия о мире (самостоятельные открытия и его опыт практической деятельности). Ребенок лучше запомнит свой опыт, чем ту информацию, которую просто предлагает взрослый. Родителям важно научиться уважать ребенка и не вмешиваться в его деятельность. Важно вести «свою зону» для деятельности ребенка (если вы хотите научить ребенка проводить линии, то рисуйте у себя на листе, а ребенок пусть рисует на своем листе). Важно ознакомить ребенка не только с продуктивными видами деятельности, но и с независимостью в деятельности и обретению переживаний, предполагающих «отсутствие» взрослого (то есть не стремиться к деятельности по типу «правильно ТОЛЬКО ТАК, как показала мама»).

Важный аспект развития ребенка – отсутствие насилия. Если ребенок теряет интерес к занятиям (взаимодействиям со взрослым, игре) – нужно оставить деятельность на какое то время, придумать аналогичные методы и подходы к получению информации, а не настаивать и натаскивать ребенка (Приведу цитату Г. Домана «Если ваш ребенок, да и вы сами, не находите в этом искренней радости, прервите занятия на неделю, если надо – на месяц, на год, навсегда. Самая лучшая методика – та, которая устраивает вас обоих. Главное – не техника, а душа, которую вы сумеете в нее вдохнуть»)

Детство каждому ребенку дается только один раз и оно мимолетно!

Помня об этом каждый день, цените каждую минуту, проведенную с ребенком!

Источник