Родители и развитие речи ребенка мероприятие
Ксения Зыкова
Вечер для родителей. Конспект мероприятия «Речевое развитие ребенка» (старшая группа)
Форма мероприятия: вечер для родителей
Цель:
— Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
— Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
— Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
— Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Ожидаемый результат: помочь родителям почувствовать себя комфортнее и увереннее, установить контакт между родителями, снять ощущение тревоги с помощью игр-тренинга, а также для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
Участники: Воспитатель, родители.
Предполагаемое время: 17:00-18:15
Оборудование: фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников, мяч, клубок ниток.
Подготовительная работа:
1. Изготовление приглашений на собрание для родителей;
2. Приготовить пословицы о языке
3. Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
4. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости», «Как читать детям».
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
[/b]
Воспитатель: добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое речь?
Речь — могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Основные цели и задачи в программе которая используется в нашем детском саду.
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к педагогам за помощью.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка — это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Воспитатель: Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
2. Игротренинг с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Какие пальчиковые игры Вы знаете?
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Например, можно играть в «Золушку» — отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую — то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» — построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» — смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры — здесь большой простор для фантазии.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Итак, начнём!
Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).
Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.
Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».
Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).
Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.
Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?
Воспитатель: Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
1. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
4. Упражнения для щек.
5. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
6. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями- «помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.
(Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Итог вечера:
Воспитатель: Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Источник
Ирина Щетинина
Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)
«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей»
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.
По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно — развивающей работы.
Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.
Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей — мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно,образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:
• организации различных форм помощи родителям;
• содержательно-педагогической работы с ребенком;
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
В работе с родителямицелесообразно учитывать следующие принципы:
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
общие родительские собрания;
консультации (индивидуальные и групповые);
беседы (индивидуальные и групповые);
открытые показы занятий;
папки – передвижки;
подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания,она должна соответствовать определенным требованиям :
• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;
• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителямдетскую художественную литературу под рубрикой :
«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки — своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например,во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.
• Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагать им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
«Советы для родителей»
под рубриками:
«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»
Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.
Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.
Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.
«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.»
Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.
Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.
Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.
Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.
Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.
«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»
Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.
Поощряйте словесное творчество ребенка.
Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.
«В МИРЕ ЗВУКОВ»
Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.
Разговаривайте с ребенком только правильной речью.
Своевременно исправляйте речь ребенка.
Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.
Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка.
«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»
Постоянно следите за речью детей.
Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.
В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.
«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»
Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.
Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.
Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.
Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.
Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».
Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.
Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»
Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.
Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.
Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.
Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).
Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ — ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»
Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.
Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.
Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.
Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, — все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Источник