Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности воли ребенка
Введение
Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.
Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».
Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.
Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра
Ведущий.
Уважаемые коллеги! Однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом.
Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.
Вводный этап
1. Упражнение «Порядковый счет»
Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.
2. Упражнение «Мы с тобой похожи»
Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет…”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.
Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды).
И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!
Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.
Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.
Задание участникам: дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.
Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.
Игра-викторина
Необходимо выбрать правильный ответ.
1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:
- осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
- фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
- предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).
2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:
- сюжетно-ролевая игра;
- личностное общение с взрослым;
- учебная деятельность;
- нет правильного ответа.
3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:
- Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
- Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
- Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
- Игра не влияет на развитие произвольности.
4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
Ответ: познавательное развитие
5. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования;
6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?
а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;
б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;
в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.
7. Исключите лишнее
Образовательная среда по ФГОС:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
- обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
8. Согласно ФГОС ДО родитель:
- становится активным участником образовательного процесса;
- исключается из образовательного процесса;
- нет правильного ответа.
Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.
Игра «Развивающая среда»
Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту
Процедура проведения:
Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).
Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1), на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.
Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.
Список литературы.
- Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для вузов/ Митина Л.М., Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина. – М.: Академия, 2005.
- Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера / Ж.Завьялова, Е. Фарба, Е. Каденильяс-Нечаева, электронное издание.
Источник
МАРИНА КОЦЕРУБА
Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников
«Формирование психологической готовности детей седьмого года жизни с нарушением речи к обучению в школе в новых условиях ФГОС».
Подготовила: Коцеруба М. В.
Педагог-психолог ГБДОУ «Д. с. № 34
комбинированного вида»
г. Севастополь.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также определенный уровень развития психических функций и предполагает несколько составляющих:
— Мотивационную готовность;
— Интеллектуальную готовность;
— Эмоционально — волевую готовность — способность к подчинению правилам и требованиям, способность управлять и контролировать свое поведение (произвольность)
Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения в школе.
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Как отмечает Е. О. Смирнова, именно в ней дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли он действует.
Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в первый класс обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции. Поэтому на этапе подготовки к школе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить специальные игровые сеансы по развитию произвольности. Исходя из этого и с учетом вышесказанного были подобраны игры, которые можно использовать в работе с детьми при подготовке к школе.
Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников.
Я кубик несу и не уроню
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.
Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки.
Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.
Шаловливая минутка
(для детей с 4 лет)
Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности
Детям объясняют:
— Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается.
Упражнение повторяется 2 – 3 раза
Рисование ладонями
(для детей с 4 лет)
Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.
Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.
Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.
Море, море, море…
(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)
Рыбы, рыбы, рыбы…
(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
Горы, горы, горы…
(медленные прикосновения всей ладонью)
Небо, небо, небо…
(снова поглаживания)
Затем дети меняются ролями.
Час тишины и час «можно»
(для детей с 4 лет)
Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Стойкий оловянный солдатик
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности поведения, общей координации
Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы — стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное — вы смогли справиться со своим поведением.
Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.
Запрещенное движение
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности и внимания.
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.
Запретное число
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие внимания, формирование произвольности
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).
Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
Невидящий — неслышащий
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности
Ведущий дает команду: «Невидящий» — дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» — дети выполняют задание только по показу.
Охота
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие внимания и произвольности, умения прислушиваться, развитие смелости и уверенности в себе.
Играющих двое – Охотник и Заяц – им завязывают глаза. Остальные дети стоят в кругу (3 х 6 м) и следят, чтобы играющие не вышли за круг. Они ведут себя очень тихо, чтобы не мешать игрокам прислушиваться. Зайцу необходимо перебраться через поле в противоположную сторону — домой. Охотник пытается его поймать.
Копна – Тропинка — Кочки
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.
Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.
Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.
Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.
Кулак – ладонь – ребро
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.
По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.
Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
Пол – нос – потолок
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания
Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
«Да и нет» — не говори
(для детей с 5 лет)
Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления
Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»
ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?
ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?
ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?
ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?
ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?
НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?
ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?
ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?
Зеваки
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры.
Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)
Молчу — шепчу — кричу
(для детей с 5 лет)
Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.
Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать.
Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
Говори по сигналу
(для детей с 5 лет)
Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете ему обратить внимание на свое «я».
Слушай команду
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности
Слушай хлопки
(для детей с 5 лет)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.
Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Расскажем и покажем
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.
Дети выполняют движения под рифмовку.
Руку правую – на плечо
Руку левую – на бочок
Руки в стороны, руки вниз
И направо повернись
Руку левую – на плечо
Руку правую – на бочок
Руки верх, руки вниз
И налево повернись
Упражнение повторяется несколько раз
Повторение ритма
(для детей с 6 лет)
Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.
Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить.
Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами.
Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»
Прошепчи ответ
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности
Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).
Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ.
Вопросы:
Какое сейчас время года?
Как называется наш город?
Как называется детеныш коровы?
Сколько лап у собаки?
Какие дни в недели выходные? И. т. д.
Узнай по звучанию
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, быстро и точно реагировать на сигнал,развитие умения контролировать свои действия.
Взрослый обращает внимание детей на музыкальные инструменты, которые находятся на столе. Просит назвать те, из них какие дети знают. Сейчас я вам сыграю на каждом, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат. А теперь вы закроете глазки и будите слушать. Ваша задача- определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал. Отвечать будет тот, кого я назову.
Источник