Ритм в развитии мышления ребенка

Ритм в развитии мышления ребенка thumbnail

«Методы и приёмы развития чувства ритма

у детей дошкольного возраста»

Автор доклада: Бабкина Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель

Обособленное структурное подразделение «Детский сад № 10 «Улыбка»

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 9 «Родничок», города Няндома.

«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)

Одной из задач музыкального развития ребенка в дошкольной организации является развитие музыкальных способностей, а именно развитие чувства ритма.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

  • темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

  • метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

  • ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры.

Используя игры и упражнения, я решаю следующие задачи:

1. Развитие у детей звуковысотного, ладового чувства, динамического, тембрового слуха, чувства ритма и метроритмического чувства.

2. Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

4. Развитие речедвигательной координации.

5. Развитие навыков элементарного импровизационного движения.

6. Помочь детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

В работе с детьми я использую следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Речевые игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

2. Ритмические игры «Эхо – ответ».

В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

3. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

4. Игры с палочками (клавесы).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

5. Ритмические игры с предметами.

Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.

6. Ритмические цепочки.

Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

7. Ритмические партитуры.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

8. Игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы моей системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Список информационных источников

1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала » Театр и искусство», 1914.

2. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм. / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е.А. Медведевой // М.: Издательский центр «Академия» 2002.

3. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы в детском саду. / Н.В.Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.

4. Ратнер, Ф.Л., Юсупова Ю.А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, Ю.А. Юсупова // М.: Владос, 2006.

Источник

Наталия Яковлева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.

Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела,игра на его поверхностях:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Упражнение для младшей группы: «Барабан»

Мне купили барабан – бам,бам,бам!

Я на нем играю сам – бам,бам,бам!

Варианты исполнения:

1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладошки.

2. Хлопать ладошками по барабану.

3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

4. Притопывать двумя ногами.

Упражнение для средней группы: «Колобок»

Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.

Упражнение для старшей группы: «Дворник»

Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.

Деревянный дом дрожал. — Топать ногами.

Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно

Дворник думал: это зверь. — Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»

Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.

Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.

Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.

Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.

— Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»

— Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.

А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.

Прыг! –Прыжок на двух ногах.

А. Данилевская

Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.

Например,я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».

Цель игры :дать детям представление о долгих и коротких звуках. «Ритмическое эхо».Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.

«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.

Упражнения решают следующие задачи:

• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.

• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

• Формирование фонематического слуха.

НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)

Большие ноги шли пот дороге:

Топ-топ-топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.

ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)

Весёлая лягушка чечётку танцевала

И пузыри пускала по вечерам в реке.

А днём она смеялась, шутила, кувыркалась

И даже умудрялась стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.

Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».

Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)

1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.

Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!

3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.

Побежала по дорожке, так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.

Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» — удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.

Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.

Источник

ПЛАН. 

Введение.

  1. Чувство ритма
    у детей младшего школьного возраста.
  2. Музыкальная
    память у детей младшего школьного возраста.
  3. Музыкальное
    мышление у детей младшего школьного возраста.
  4. Музыкальный
    слух.

Заключение.

Список 
использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

            
Одна из самых актуальных и 
«больших» проблем, стоящих перед 
современным обществом — угроза духовного
оскудения личности, опасность утраты
нравственных ориентиров. Поэтому, нашему
воспитанию необходим поворот к жизненно-важным
проблемам современного общества, обеспечение
нравственного воспитания, противостояние
бездуховности, потребительству, возрождению
в детях желания и потребности в активной
интеллектуальной деятельности.

               
Базовая культура человека, фундамент 
всех видов мышления закладывается
в младшем школьном возрасте. Именно тогда
формируются основы эстетического воспитания,
так как в этот период мозг и весь организм
человека наиболее восприимчивы к новому
(Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко).
Эстетическое воспитание детей младшего
школьного возраста стимулирует раннее
творческое развитие, гармонизует растущего
человека, помогает развивать психологические
функции и личностные качества. Проблемам,
связанным с творческим развитием детей
на начальном этапе обучения и воспитания
в педагогике традиционно уделяется значительное
внимание. В основе педагогических исследований
развития младшего школьного возраста
лежат работы известных отечественных
психологов: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского,
Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,
А.Н. Люблинской, С.Л. Новосело-вой, С.Л.
Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других.

    На 
протяжении многих лет мы дискутируем:
среди специалистов есть педагоги,
хорошо разбирающиеся в музыкальном 
воспитании дошкольников; это с одной 
стороны, с другой — есть специалисты и
по музыкальному воспитанию детей в школе.
Школьные учителя утверждают: «Трудно
работать с первоклассниками, так как
они не могут назвать подчас ни одного
композитора, не знают песен, которые разучивали
в детском саду».  Воспитатели в свою
очередь считают: «У нас дети учились петь,
танцевать, а в школе — только один урок
музыки».

              
К сожалению, приходится констатировать: 
правы и те, и другие. Редкое 
совпадение, когда ребенок, получив 
полноценное музыкальное образование
в детском саду, попадает в не менее благоприятную
музыкальную среду школы. Причем взаимодействие
между музыкальным руководителем детского
сада и учителем музыки в школе практический
работник видит в преемственности работы
всего того, что накоплено в музыкальном
воспитании ребенка на предшествующем
этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Чувство
    ритма у детей младшего
    школьного возраста.

    Ритм 
– один из первоисточников, первоэлементов
музыки, всегда жизненно важный для 
музыкального искусства. В многовековой
истории европейской музыки параллельно
с развитием гармонии, мелодики и всех
других элементов шло также и развитие
ритмической стороны, иногда приводившее
к крутой ломке установившихся, традиционных
средств, ритма, к изменению «ритмического
мышления», эволюция ритмики побуждала
теоретическую мысль описывать новые
ритмические явления, устанавливать закономерность
ритма, вырабатывать композиционные правила
ритма и объяснять его сущность. Потребность
в теоретических обоснованиях явлений
ритма особенно ощущалась в периоды резких
качественных сдвигов в ритмике. Один
из таких периодов наступил в середине
XX века, когда радикальные изменения затронули
все главные элементы музыкального языка.

    Чувство
музыкального ритма.

Музыка есть выражение некоторого содержания
в наиболее прямом и непосредственном
смысле – эмоционального содержания.
Ритм – одно из выразительных средств
музыки. Следовательно, музыкальный ритм
всегда является выражением некоторого
эмоционального содержания.

    Аналогичные
положения можно было бы высказать
про любые другие выразительные средства
музыки: про мелодию, гармонию и т.д. Своеобразие
ритма, однако, заключается в том, что он
не только выразительное средство музыки.
Ритм является выразительным средством
и других искусств. Мало того, ритм встречается
и вне искусства, являясь, следовательно,
не только художественной категорией.
Поэтому наряду с понятием «музыкально
ритмичес-кого чувства» выступает понятие
«ритмического чувства вообще». Наряду
с задачей воспитания «музыкально-ритмического
чувства» возникает задача воспитания
«чувства ритма вообще» и не может не стать
вопрос о том, в каком отношении друг к
другу находятся эти задачи.

    Проблема 
воспитания музыкально-ритмического чувства 
тем самым усложняется. Возникает 
соблазн выделить ритмический момент
из музыкальной ткани и добиваться адекватного
восприятия и воспроизведения его, как
такового, вне музыки, а когда эта задача
будет решена, присоединить к ритму музыку,
заполнить музыкально-ритмические формулы.
В более широкой постановке это значит:
задачу воспитания музыкально-ритмического
чувства свести к задаче воспитать «чувство
ритма вообще» и применить результаты
этого воспитания к музыке. Проблема ритма
в музыкальном исполнении – это, если
переводить ее в числовое выражение, проблема
сотых и тысячных долей секунды. Можно
сказать еще острее: отклонения от истины
на сотую долю секунды часто бывают гораздо
более тяжелыми нарушениями ритма, чем
отклонения на целые секунды. В ритмической
стороне музыкального исполнения особенно
ярко сказывается тот издавна известный
факт, что искусство не терпит ничего приблизительного,
и что вопрос художественного совершенства
– это вопрос того «чуть-чуть», о котором
не раз говорили великие мастера искусства.

    Что
является критерием при решении 
музыкально-ритмических задач? Прежде
всего, чувство музыкального ритма, т.е.
критерий эмоциональный. Ритм в музыке
является выражением эмоционального содержания.
Данное ритмическое движение отличается
от всякого другого тем, что оно и только
оно имеет «вот такую-то» совершенно определенную
выразительность. Всякое другое ритмичес-кое
движение, отличающееся хотя бы на ничтожные
доли секунды, будет «совсем другим», качественно
отличным, потому что оно уже не имеет
этой выразительности. Вот в чем заключается
то «совершенно исключительное вспомогательное
средство для оценки времени», которым
владеет музыкант.

    Нельзя,
следовательно, думать, что музыкально-ритмическая 
задача – это задача на установление
временных соотношений, или задача
на «ритм вообще», лишь усложненная 
наличием музыки. С психологической
стороны эти задачи качественно различные,
они решаются на основе различных критериев.
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется,
как способность активно переживать (отражать
в движении) музыку и вследствие этого
тонко чувствовать эмоциональную выразительность
временного хода музыкального движения.

    Если 
человек обладает музыкально-ритмическим 
чувством, то для него музыкально-ритмическая 
задача всегда будет легче формально 
равно трудной задаче на внемузыкальный
ритм.

    Ребенок,
начиная с первого года своей жизни,
встречается с многочисленными формами
ритмических действий, и сам принимает
участие в них. Он играет, прыгает, танцует,
связывает игровые движения с декламацией
стихов, пением песен. Во всем этом ребенок
проявляет свои ритмические склонности
и развивает ритмические способности.
Играющий ребенок бессознательно использует
основные ритмические величины (четверти,
восьмые). Педагог музыки может хорошо
использовать ритмичность детей и построить
на этой основе уже сознательную музыкальную
работу. Во время занятий по развитию у
детей чувства ритма никоим образом нельзя
создавать для них больших трудностей.
Следует помнить, что было легко для ребенка
в процессе игры, то и позднее на занятиях
не будет для него трудным. Мы должны стремиться
к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические
задания охотно, и образность восприятия
ритма в играх сохранилась бы и при обучении.

    Занятия
надо начинать на основе того музыкального
репертуара, который дети знают, с 
декламации и народных детских песен.
Вначале мы закрепляем понятие об основных
ритмических величинах: о четверти, восьмой,
половине. Постепенно продвигаясь вперед,
связываем ощущение этих длительностей
с их названием и изображением, т.е. с нотами.

    При
ознакомлении детей с новым ритмическим 
материалом важно использовать наглядность,
понятную ребенку. Объяснение должно быть
простым, ясным, чтобы весь коллектив мог
овладеть новыми знаниями. В песенном
репертуаре и специальных упражнениях
надо избегать таких ритмических трудностей,
которые не были достаточно подготовлены.
Развитие ритмического чувства способствует
заинтересованности детей, успешное выполнение
заданий. Опора учителя только на лучших
учащихся может вызвать торможение в музыкальном
развитии класса.

    Для
развития чувства метра (равного 
биения) можно использовать всякое равномерное
движение: хождение под песню, под инструментальную
музыку, подражательные движения, которые
ребенок делает во время игры («кошение»,
«кование» и др.). Выбрав известную детскую
песню, которую ученики поют хором, мы
выделяем 6 – 8 детей, которые. Составляя
маленький круг, равномерно движутся под
музыку. В течение урока маленькая группа
меняется. Педагог показывает начало движения
и помогает сохранению правильного шага,
т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения
инструментальных произведений учитель
подводит детей к пониманию темпа, к ощущению
ударений. Ученики обычно хорошо ощущают
акценты и отмечают их более сильным движением.

    Дети 
с большой радостью выполняют 
ритмические задания, связанные 
с несложными инструментальными произведениями.
Например, одна группа выполняет ритмический
рисунок верхнего, другая – нижнего. В
качестве такого музыкального репертуара
могут быть использованы многие пьесы
и сборники «Детям Беллы Бартока». Естественно,
что ритмическая игра может занимать не
более 5 – 10 минут, но на следующих уроках
песни и пьесы, связанные с ритмическими
заданиями, повторяются. При помощи таких
простых игровых приемов постепенно подводим
детей к более сложным явлениям ритма.

    Ритмика
в младшем школьном возрасте необходима
для того, чтобы на ранних  стадиях развития
организма ребенка закладывались основы
физического здоровья; исправление осанки,
развитие гибкости, растяжки, подвижность
суставов, сила мышц, и, вполне вероятно
дальнейшее увлечение танцем.

    Помимо 
этого ритмика на ранних возрастных этапах
помогает развить у ребенка чувство ритма,
учит его распознавать различные темпы
музыки, слышать музыку, то есть развивает
музыкальный слух и учит быть гармоничным.

    В
музыкальной практике под чувством
ритма разумеется обычно способность,
лежащая в основе всех тех проявлений
музыкальности, которые связаны с восприятием,
воспроизведением и изображением временных
отношений в музыке. Для того чтобы отграничить
чувство ритма от музыкального слуха,
такого определения, пожалуй, достаточно;
восприятия и воспроизведения звуковысотных
отношений отходят в область музыкального
слуха, восприятие и воспроизведение временных
отношений относят к чувству ритма. Но
если поставить себе целью разобраться
в психологической природе музыкально-
ритмического чувства, довольствоваться
этим определением уже нельзя. Необходимо,
хотя бы в общей форме, ответить на вопрос,
какие именно временные отношения имеются
в виду, когда речь идет о чувстве ритма,
иначе говоря, ответить на вопрос о том,
что следует разуметь под термином «ритм».

    Слово
«ритм» имеет очень широкое распространение 
и применяется по отношению к 
самым разнообразным случаям. Говорят 
о стихотворном ритме, о ритме 
прозы, о ритме спектакля; мало того,
говорят о ритме сердца, дыхания 
и других органических процессов; говорят
даже о ритме по отношению к смене времен
года, дня и ночи.

    Чаще 
всего понятие ритма связывается 
с особенностями чередования 
явлений во времени, но говорят и 
о «пространственном ритме». Ритм,
как всеобъемлющее понятие, по-видимому,
характеризуется только одним весьма
неопределенным признаком: временной
или пространственный порядок предметов,
явлений, процессов. Исходя из такого мало
содержательного понятия, едва ли можно
придти к психологическому анализу ритмического
чувства.

    Ритм 
есть некоторая определенная организация 
процесса во времени. Но, акая же именно:

  1. ритмическим
    мы не назовем непрерывное движение или
    изменение, протекающее совершенно равномерно,
    как струя вытекающей жидкости;
  2. мы не назовем
    ритмическим и прерывистый ряд, состоящий
    из совершенно одинаковых раздражений,
    разделенных одинаковыми промежутками
    времени. Равномерно падающие капли воды
    еще не образуют ритма. Стук метронома
    сам по себе еще не является ритмичным.

    Ритмическое
движение может включать периодическое
повторение, однако периодическое повторение
само по себе еще не создает ритма. Ритм
предполагает в качестве необходимого
условия другую группировку следующих
друг за другом раздражений, некоторое
расчленение временного ряда. О ритме
можно начать говорить только тогда, когда
ряд равномерно следующих друг за другом
раздражений расчленяется на определенные
группы, причем группы эти могут быть одинаковыми
или неодинаковыми.

Источник