Рисование в развитии ребенка консультации для родителей
Вот как мы любим рисовать! Наши будущие художники!
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле. (В. Берестов)
Консультация для родителей
«Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»
Рисование для ребенка — это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Для всестороннего формирования навыков по рисованию у дошкольников проводятся различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия включается большое количество игровых моментов, проводится обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще использую приемы: частичный показ, объяснение. На занятиях по рисованию дети учатся: ориентироваться на листе бумаги, рисовать предметы разной формы с натуры, располагать предметы в перспективе, передавать заслоняемость предметов при дальнем и ближнем изображении (дом впереди дерева, солнце за тучкой), изображать человека и животных в движении, рисовать по сюжетам сказок, составлять узор из элементов дымковской, хохломской, городецкой росписи, правильно держать кисть, карандаш во время рисования, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, планировать свою работу (рассказывать о содержании изображения, употреблять специальную терминологию) .
К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Я считаю необходимым, навыки полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.
Советы родителям.
Для знакомства с миром художественного творчества ребенка предпочтительно использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому мы не рекомендуем их использовать.
Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течении длительного времени. Не забывайте — лучший отдых, это смена занятия.
Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Однако, если ребенку трудно, если мелкая моторика пальцев еще неразвита и он не попадает в контур, на первых порах можно использовать прием «рука в руке».
При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», » Что бывает такого цвета».
Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.
Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.
Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
Эти нехитрые советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.
Источник
«Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования»
Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, живопись и графика. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности.
Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления — это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки. Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов.
Специальные дидактические игры являются эффективным средством подготовки идей. С помощью игровых ситуаций дети учатся понимать средства выразительности. Наиболее доступны для них линия, цвет, композиция. С их помощью художник не просто изображает предметы и явления окружающего мира, но и передает свое отношение к ним, показывает их характер, настроение.
В развитии художественного восприятия дети проходят несколько этапов, однако зачатки его проявляются уже в дошкольном возрасте. Не сразу ребёнок воспринимает произведения искусства в качестве таковых: на первых ступенях развития характерно действенное, утилитарное отношение ребёнка к нему (он трогает, щупает изображение на картинке, гладит, пытается лизать и т.п.).
Восприятие художественного произведения предполагает способность ребёнка узнать, понять изображённое. Не удивляйтесь, если ваш ребёнок при рассматривании одной картинки оказывается способным проникнуть в смысл изображённого, интерпретировать её, в другой картинке — воспринять общее и детали, дать описание, а при восприятии третьей — всего лишь перечислить изображённые предметы. Уровень восприятия в значительной степени определяется тем, насколько знакомы, понятны
ребёнку изображённые события, предметы: чем доступнее, ближе опыту ребёнка сюжет и содержание картины, тем на более высоком уровне он воспринимает её.
Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Отношение дошкольников к художественным произведениям особое — слушает ли он любимую сказку, смотрит ли спектакль кукольного театра, он переживает вместе с героями, радуется, горюет, пытается непосредственно воздействовать на воспринятое — он сопереживает. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Конечно, оценочные суждения дошкольника ещё примитивны, но и их появление должно нас радовать — они свидетельствуют о внутренней активности ребёнка, о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его.
Важную роль в формировании художественного восприятия ребёнка играет семья. Общение родителей с детьми, направленное на расширение и укрепление их знаний, представлений, речи, мышления, на развитие чувствительности, отзывчивости к прекрасному в значительной степени способствует этому. Использование совместного наблюдения природы способно усилить эмоциональную отзывчивость ребёнка. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при восприятии картин детьми. Рассматривая их, можно предложить ребёнку «войти в картину», «осмотреться», «прислушаться», от чего восприятие обычно становится живее, эмоциональнее. Ребёнку не безразлично и наше отношение к воспринятому; не бойтесь проявить его своим удивлением, восхищением, репликой, образным метким сравнением, к месту использованной пословицей, поговоркой. Родители будут способствовать развитию художественного восприятия ребёнка, если научат его видеть в произведениях искусства средства выразительности, которыми пользуются мастера для отражения действительности, если сформируют у ребёнка (конечно, в пределах возможного, доступного) эталон прекрасного.
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном. этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если приучать их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам.
Природа выступает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся образах, явлениях, картинах. Ко всему этому привлекается внимание ребенка, с возрастом усложняются и разнообразятся его целенаправленные наблюдения.
В результате у детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.
Дети и сами могут принять посильное участие в «преобразовании природы». Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке и т.д.
Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в окружающем мире. Но не только к миру предметов, явлений природы можно вызвать эстетическое отношение детей. Оно может возникнуть и в мире человеческих взаимоотношений. Труд, преобразующий жизнь и украшающий ее, также постоянно привлекает внимание детей, вызывает желание участвовать в нем, отображать его в играх. Привлекательный облик созданных предметов и сам процесс труда доставляют ребенку радость.
Строительство жилых домов, мостов, парков, озеленение городов и сел, украшение улиц — все это ценный материал для воспитания у ребенка чувства радости. Так закладываются первые впечатления о прекрасном в жизни.
И наконец, искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Восприятие ребенка, переживание, художественный вкус
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т.е. определенного уровня развития процессов восприятия. Психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятий. Чем активнее будут, по их мнению, «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее у ребенка будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.
В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.
В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм. Сенсорное воспитание — неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания ребенка. Следовательно, значение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стремящегося к звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.
Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс. Известно, что под содержанием искусства понимается отражение в художественных образах наиболее характерных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Допустим, слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокойное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок способен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое звучание, и выразительные интонации. Так целостное восприятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности. И этому можно и нужно учить ребенка.
Итак, художественное восприятие не ограничивается лишь чувственной основой. Восприятие художественного образа требует от ребенка проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений.
Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.
Можно ли говорить о наличии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каково его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?
Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные: линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветами, линиями. Эти качества могут быть отнесены к внешней форме и облику и расценены как красивые явления.
Следует оговорить одно обстоятельство. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие, броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Это не приведет к формированию подлинно художественного вкуса. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса в правильном направлении.
Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оно возникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, но неосознанные.
Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразные могут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет. В изображении безобразного в произведениях, предназначенных для детей, всегда должно четко звучать предостережение автора: «Так не надо!» Это помогает ребенку вынести приговор отрицательному явлению. Легко увидеть это хотя бы из такого примера, как стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»:
Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Следовательно, эстетическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни и в искусстве — прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душу ребенка.
Соотношение эстетического и нравственного порой истолковывается неверно.
В одном случае в эстетическом переживании недооценивается его нравственная сторона и все сводится к внешним проявлениям — красивости, эстетизму. При такой точке зрения во всем педагогическом процессе подчеркивается все то, что относится к внешнему облику, манерам, обстановке. Отнюдь не зачеркивая значения всего этого, мы не можем, однако, им ограничиваться.
В другом случае в эстетическом подчеркивается его морализующее начало, вносится излишний дидактизм, недооценивается сила особого воздействия прекрасного (в том числе искусства) на моральный облик ребенка.
Это две крайности, которые мешают возникновению у детей правильных эстетических переживаний. Нравственное и эстетическое важно сочетать гармонически.
Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает у ребенка мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Постепенно у ребенка развивается активное слуховое внимание и зрительная наблюдательность. Природа, быт также дают ребенку повод к различным наблюдениям.
Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм; что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи что в картине, передающей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т.д.
Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав песню, сказку, посмотрев на картину, дети оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.
Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый.
Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.
Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Дети склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Дети могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников: Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.
По своему характеру оценки детей разрозненны, несколько поверхностны, но очень эмоциональны, непринужденны, импульсивны. «Эстетические характеристики» у детей возникают рано, но у младших дошкольников они носят почти всегда констатирующий характер («У меня красивое платье»), иногда проявляется избирательное отношение («Еще» — просят они повторить какую-то сказку, песню). К концу дошкольного возраста появляются мотивировки, сопоставления, дети могут самостоятельно перечислить ряд признаков, применить образные выражения.
Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус
Список литературы
1.. Афасижев М.Н. Типология эмоций в искусстве // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. З — 4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988. 164-178.
2. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М., 1977, № 4. 38, 62.
3. Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. 128-136.
4. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 5-9.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 3-25.
6. Искусство и дети / Под ред. Шестакова В. М., 1969. 28,62,188,218.
17. Комарова Т. Дети в мире творчества. М, 1995.
Источник