Рисование это средство развития ребенка
Инна Заипутская
Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников»
«Ум ребёнка — на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей, познания мира и развития эстетического восприятия. Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей.
Моя мама работала в детском саду и рассказала мне, как менялось содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда она только начинала свою педагогическую деятельность, они сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, есть возможность, используя новые и интересные программы и технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения.
Последние 2 года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по рисованию. Сначала я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать, либо дети просто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.
Дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, навыков и знаний приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний быстро отвращает ребёнка от рисования, так как в результате усилий ребенка рисунок получается неправильным, некрасивым, как ему кажется.
Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду привели меня к выводу, что необходимо использование таких техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформулируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Использование нетрадиционных техник позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не реализованными. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Во время занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают еёсвойства: густоту, твёрдость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна.
Цель опыта: Способствовать развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования, формировать уверенность в себе, в своих способностях.
Задачи:
— Познакомить с разными техниками рисования;
— Способствовать развитию интереса к рисованию;
— Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для рисования, рассматривание картинок в книжках — потешках);
— Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Сначала я провела небольшую диагностику: 13 из 25 детей чувствовали себя не комфортно на занятиях рисования, кому-то из них не нравилось, что с ними происходит на занятии, кто-то вел себя пассивно, им было скучно. Затем я провела небольшое тестирование (по его результатам было видно: только 8 детей умеют правильно держать карандаш; 5 детей различают цвета; всего 4 ребенка пытаются раскрашивать раскраски, не выходя за линию рисунка.
Для того, чтобы хоть как-то добиться обратного, мною была проделана следующая работа:
1) Внимательно изучила и проанализировала литературу по данной теме;
2) Оформила выставку материалов, которые могут использоваться при рисовании (пробки, листья, нитки, скомканная бумага, ватные палочки, различные трафареты и многое другое);
3) Создала условия для самостоятельной художественной деятельности детей (выложила книги с картинками, раскраски, альбомы, карандаши, восковые мелки);
4) Включила в НОД нетрадиционные техники рисования.
Знакомство с нетрадиционными техниками начиналось в младшей группе, поэтому я подобрала техники,доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (пробкой, кубиками, тычком, жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, оттиск печатками картофеля).
Первая тема занятия с использованием нетрадиционной техники была «Ягодки для мишки». Не смотря на необычное начало работы — применение игрового момента, во время начала рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но, после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги,в глазах появились искорки: «У меня получилось!». Рисование пальчиком — самая простая техника, но сколько восторга в глазах малышей!
Не меньше радости было на лицах детей во время рисования лучиков солнышку ладошками. С каким удовольствием они мазюкали ладошку краской!
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платочки и др. Ребёнок опускает печатку в мисочку с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Мы рисовали: «Воздушные шары», «Весёлую гусеницу», «Яблоки», «Шары для ёлочки».
Знакомила детей с техникой «Тычок жёсткой полусухой кистью». Эта техника используется, когда нам надо нарисовать что-то пушистое или колючее. У нас получился замечательный цыплёнок! При помощи ватных палочек мы нарисовали осенние листочки на дереве.
В своей работе я попробовала и многие другие нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям
“Тампонирование” – “Зайки белые сидят” ;
“Рисование свечой” – “Картинки-загадки” (маленькой тонкой свечкой рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется. “Мыльные фантазии” – “Космос – инопланетянчики”, “Кляксография” – “Цветущее дерево”.
На занятиях со старшими детьми я использовала еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным, я считаю, использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две.
Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например,если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской», то лучше использовать метод рисование на мокрой бумаге. Нужно сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или только по отдельной части. И можно изображать неясные образы.
Самым сложным, но наиболее интересными оказались техники граттаж, ниткография, монотипия, рисование цветной бумагой, рисование солью.
Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист. Нужно натереть свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Рисование солью тоже интересный метод рисования: на лист бумаги, предварительно смоченный водой, наносятся акварельные краски, затем лист бумаги нужно посыпать крупной солью, которая впитает часть краски и образует множество выбеленных пятнышек. Используя данный эффект можно нарисовать любой пейзаж.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу самовыражения. Я заметила, что проведение НОД с использованием нетрадиционным техник рисования способствует снятию детских страхов, развивает уверенность, учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разными материалами, развивает мелкую моторику рук, чувство композиции, цветовосприятия, творческие способности.
Успех обучения нетрадиционными техниками во многом зависит от того, какие методы и приёмы используются, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества.Также я использовала дидактические игры: «Сложи картинку из геометрических фигур», «Самое весёлое», «Необычные кляксы», «Удивительные ладошки», «Силуэт фигуры», «Добрые — злые» .
Работая с детьми я активно вовлекала и родителей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Провожу консультации, анкетирование, беседы по данной теме, практические занятия, выставки детских работ. Родители охотно помогают создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в ДОУ. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Хочу и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться.
Источник
Елена Авраменко
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия.
Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является успешной.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Цели нетрадиционнойизобразительной деятельности:
1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.
При организации предметно — развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Предметно-развивающаясреда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать:
Уголок красоты:
• Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной деятельности; диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон.
Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.
В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов.Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.
Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.
Успех в развитии интереса к нетрадиционной техники рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий.
Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования происходит поэтапно:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Творческий процесс — это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционной техники — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее,смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь»
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
• игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.
•сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
•просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
•создание проблемной ситуации;
•музыкальное сопровождение.
Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь).При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционной техники рисования способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Источник