Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является
Тест с ответами «Теория и методика дошкольного образования»
Предлагаю Вашему вниманию тест «Теория и методика дошкольного образования»
Темы:
Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики
Ребенок и социум
Воспитание здорового ребенка
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой
Игровая деятельность дошкольника
Обучение детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Установите соответствие между принципами обучения и основными правилами
В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду (Научности)
Следите за тем, чтобы наблюдения детей были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались (Наглядности)
От легкого к трудному: от известного к неизвестному; от простого к сложному (Доступности)
Задачи обучения:
Выберите один ответ:
1. внутренние и внешние
2. организационно-методические и гносеолого-смысловые
3. коррекционные, организационные и общедидактические
4. воспитательные, образовательные и развивающие
Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течении определенного периода- это:
Выберите один ответ:
1. доктрина
2. закон
3. парадигма
4. концепция
К методам формирования познания относятся
Выберите один или несколько ответов:
1. рассказ
2. соревнование
3. пример
Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»
Выберите один ответ:
1. социальная ситуация развития
2. возраст
3. ведущая деятельность
4. сензитивный период
Какое из определений дошкольной педагогики является наиболее современным:
Выберите один ответ:
1. дошкольная педагогика – наука о воспитании личности и коллектива
2. дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до вступления в школу)
3. дошкольная педагогика – это наука о воспитании
4. дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста
Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший – так сказала мама»:
Выберите один ответ:
1. 3 года
2. 5-6 лет
3. 4 года
4. 7 лет
Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса?
Выберите один ответ:
1. Родители (законные представители) обучающихся
2. Образовательная организация и родители (законные представители) обучающихся
3. Образовательная организация
Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в:
Выберите один ответ:
1. Законе РФ «Об образовании»
2. Конвенции о правах ребенка
3. Концепции дошкольного воспитания
Метод воспитания – это:
Выберите один ответ:
1. путь достижения цели воспитания
2. совокупность однородных приемов воспитательного воздействия
3. совокупность средств воспитательного воздействия
4. вариант организации воспитательного мероприятия
На полноценное развитие детей дошкольного возраста в семье влияют:
Выберите один ответ:
1. тщательный уход и присмотр; общение в семье; проведение развивающих игровых упражнений
2. общение и игры родителей с детьми; создание среды для развития интеллектуальных, творческих способностей и самостоятельности; обучение и воспитание детей в домашней среде; укрепление здоровья и проведение мероприятий «Развитие ребенка» развитию ребенка
3. создание развивающей домашней среды, регулярное чтение книг, посещение культурно-массовых мероприятий
4. надлежащий уход и присмотр за детьми, организация рационального питания
Обучение — это
Выберите один ответ:
1. наука о получении образования
2. категория философии, психологии и педагогики
3. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели
4. упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели
Основная образовательная программа дошкольного образования – это:
Выберите один ответ:
1. программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса
2. система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности
3. структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации)
Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме:
Выберите один или несколько ответов:
1. педагогической диагностики
2. психологической диагностики
3. ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ
4. комплексного обследования медицинских специалистов
Педагогическая технология — это
Выберите один ответ:
1. форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека
2. активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности
3. совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные цели
4. практический метод достижения нравственного самосовершенствования посредством регуляции человеком своих телесных потребностей
Педагогический процесс
Выберите один ответ:
1. линейчат
2. целостен
3. эзотеричен
4. асоциален
Первым примером воображения и познания является:
Выберите один ответ:
1. опыты
2. использование предметов-заместителей
3. рефлексия
4. сюжетно-ролевая игра
Принципы обучения — это
Выберите один ответ:
1. руководство к управлению процессом психолого-педагогическим взаимодействием
2. руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса
3. способы совместной деятельности педагога и обучающихся направленные на достижение ими цели, процесса педагогического взаимодействия
4. условия успешного социального взаимодействия различных субъектов социально-образовательного пространства
Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст
Выберите один ответ:
1. социальный
2. психологический
3. субъективный
4. энергетический
Развитие педагогики обусловлено
Выберите один ответ:
1. объективной потребностью подготовки человека к жизни и труду
2. прогрессом науки и техники
3. заботой родителей о счастье детей
4. повышением роли воспитания общественной жизни
Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это
Выберите один ответ:
1. зона ближайшего развития
2. новообразование развития
3. зона актуального развития
4. кризис развития
Современный этап дошкольного образования характеризуется:
Выберите один ответ:
1. Связью с родителями детей
2. Вариативностью существующих программ и технологий
3. Умением администрации ДОУ находить спонсоров
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на:
Выберите один ответ:
1. систему физкультурной и спортивной деятельности детей
2. преемственность между разными видами физической нагрузки в режиме дня
3. сочетание активного отдыха, закаливающих процедур, питание в режиме дня дошкольника
4. достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Средство обучения — это
Выберите один ответ:
1. приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний
2. все предметы материального мира, которые используются для организации занятий
3. совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения
4. набор педагогического инструментария для решения познавательных задач
Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:
Выберите один ответ:
1. «кризиса новорожденности»
2. «кризиса 1 года»
3. «кризиса 3 лет»
4. «кризиса 7 лет»
Теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно- воспитательными средами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталоном поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) это:
Выберите один ответ:
1. Социальная педагогика
2. Педагогика
3. Этнопедагогика
4. Коррекционная педагогика
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:
Выберите один ответ:
1. уровней освоения образовательной программы
2. целевых ориентиров
3. интегративных качеств личности дошкольников
Укажите новые формы дошкольного образования:
Выберите один ответ:
1. Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ
2. НШДС
3. Детский сад
Функции обучения и задачи обучения можно подразделить на
Выберите один ответ:
1. коррекционные, организационные и общедидактические
2. внутренние и внешние
3. воспитательные, образовательные и развивающие
4. организационно-методические и гносеолого-смысловые
Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:
Выберите один ответ:
1. непроизвольность
2. произвольность
3. послепроизвольность
4. инертность
Целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (учителя и ученика), имеющая целью достижения планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников – это:
Выберите один ответ:
1. образовательная технология
2. технология
3. проект
4. план
Эффективность воспитательной системы зависит от:
Выберите один ответ:
1. Количества воспитательных мероприятий в школе
2. Самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта
3. Дисциплины в школе
4. Целостности и системности воспитательной системы
Воспитание детей дошкольного возраста – это:
Выберите один ответ:
1. процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей
2. процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями
3. процесс формирования моральных ценностей
Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения:
Выберите один ответ:
1. отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии
2. отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре
3. отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи
Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:
Выберите один ответ:
1. приучение к правилам общественного поведения
2. физическое наказание
3. внушение
Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
Выберите один или несколько ответов:
1. нравственные качества
2. знания и представления
3. навыки и привычки
4. чувства и отношения
В содержание какого смыслового блока входит воспитание дружбы и отзывчивости:
Выберите один ответ:
1. воспитание коллективизма
2. воспитание дисциплинированности
3. воспитание трудолюбия
4. воспитание гуманности
Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:
Выберите один или несколько ответов:
1. методы убеждения
2. практические методы
3. методы формирования сознания
4. методы наказания
Что входит в понятие «социальная действительность»?
Выберите один ответ:
1. все то, что окружает ребенка
2. общественные явления
3. материальные объекты
Какая функция знаний характеризует приобщение ребенка к ценностям познания:
Выберите один ответ:
1. регулятивная
2. эмоциогенная
3. информативная
Назовите показатели социального развития ребенка:
Выберите один или несколько ответов:
1. социальная адаптация
2. уровень знаний
3. социальный статус
4. уровень овладения навыками самообслуживания
Какие средства физического воспитания используются для решения оздоровительных задач:
Выберите один или несколько ответов:
1. художественные средства
2. рациональный режим
3. полноценное питание
4. социально-бытовые факторы
Какие задачи относятся к группе образовательных задач физического воспитания:
Выберите один ответ:
1. воспитание воли, смелости, дисциплинированности
2. охрана и укрепление здоровья
3. формирование представлений о своем организме и здоровье
4. формирование навыков выполнения основных движений
Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:
Выберите один ответ:
1. необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности
2. соблюдение дисциплины
3. требования родителей
4. алгоритмизация режимного процесса
Преемственность между детским садом и школой это:
Выберите один ответ:
1. совокупность образовательных программ
2. управленческая структура
3. одна из форм связи между образовательными учреждениями
Выберите виды готовности к обучению в школе:
Выберите один или несколько ответов:
1. практическая
2. интеллектуальная
3. мотивационная
Выберите компоненты мотивационной готовности к школе:
Выберите один или несколько ответов:
1. умение сотрудничать
2. желание учиться
3. интерес к школе
Назовите основной вид деятельности дошкольника:
Выберите один ответ:
1. игровая деятельность
2. учебная деятельность
3. трудовая деятельность
Что представляет собой специальная подготовка детей к школе:
Выберите один ответ:
1. физическая подготовка
2. подготовка по основным образовательным областям( математика, окружающий мир)
3. психологическая подготовка
Основа игр с правилами:
Выберите один ответ:
1. воображаемая ситуация
2. выигрыш
3. свод формализованных правил
4. набор игровых действий
Основная цель творческих игр:
Выберите один ответ:
1. организация досуга
2. принять роль
3. насладиться процессом
4. действия с предметами
5. реализация замысла
Игровые методы относятся к группе:
Выберите один ответ:
1. словесных
2. наглядных
3. практических
Что является основной формой обучения в детском саду?
Выберите один ответ:
1. кружок
2. занятия
3. самостоятельная деятельность
Целью обучения в дошкольном возрасте является:
Выберите один ответ:
1. обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности
2. передача опыта деятельности
3. передача знаний, умений, навыков
Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?
Выберите один ответ:
1. доступности
2. систематичности
3. наглядности
Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?
Выберите один ответ:
1. образования
2. воспитания
3. обучения
Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:
Выберите один ответ:
1. взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности
2. взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду
3. целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду
4. способ привлечения дошкольника к труду
Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:
Выберите один ответ:
1. самостоятельная трудовая деятельность
2. совместный со взрослым труд
3. самообслуживание
4. длительные поручения
Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:
Выберите один или несколько ответов:
1. ручной труд
2. труд в природе
3. коллективный труд
4. индивидуальный труд
В чем отличия трудовой деятельности от игры:
Выберите один или несколько ответов:
1. деятельность результативная
2. деятельность, осуществляемая в воображаемом плане
3. деятельность процессуальная
4. деятельность реалистическая
Воспитатель: Карева Анна Александровна
Результат мой
Баллы / 60,00
57,83
Оценка / 10,00
9,64
Источник
Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.
В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах
нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.
Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.
В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.
У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.
Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик» — «девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.
Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.
Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.
Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.
Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:
• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
• Благодарит за услугу, подарок, угощения;
• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями
• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;
• Уважает труд взрослых и его результаты;
• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;
• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.
Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.
К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.
Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.
Источник