Режим ребенка с отклонением в развитии
Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии
У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3-4 лет ребенок должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. В этих случаях решать вопрос о продолжительности сна следует только с врачом.
Для детей с отклонениями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.
Дети с отклонениями в развитии часто отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.
При изменении погоды, особенно атмосферного давления самочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов является закаливание организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. Как средства закаливания применяются обтирания, обливания.
Солнечные ванны как средство закаливания для детей с ранним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связанно с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давления, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.
Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные занятия по развитию их моторики, особенно по развитию координации движений, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.
У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.
У детей с отклонениями в развитии обычно недостаточно развиты такие физические качества как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить захватывать различные по объему, форме и весу предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.
Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего, следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключительных случаях, например, когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон-бодрствование » и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или читать хорошо знакомую и любимую им книжку. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.
Малыша с двигательными нарушениями, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его головка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе.
Если малыш спит больше нормы, не волнуйтесь, помните, что его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе.
Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особенно внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.
Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате.
Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.
При кормлении больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем, они не усваивают различные продукты, например, молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.
Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
/Сост. , . – Новосибирск, 2009./
Источник
Что мы понимаем под режимом дня? Режим дня представляет собой распланированный комплекс мероприятий, по которому человек живёт и действует на протяжении 24 часов. У кого-то этот комплекс чётко расписан и к такому расписанию человек придерживается очень строго и никогда не отклоняется от него. Кому-то режим дня не нужен и тогда человек живёт хаотично и беспорядочно, хотя данный образ жизни можно вписать в определённый особенный примерный режим дня.
Содержание
- Утреннее просыпание
- Утренние гигиенические процедуры
- Завтрак
- Обучение
- Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении дня
- Свободное время
- Сон
- Заключение
На самом деле все мы взрослые живём по некоему распорядку, который позволяет нам упорядочить нашу жизнь и позволяет успевать за день начать и завершить запланированные дела. Взрослые люди сами для себя составляют распорядок, чего нельзя сказать о детях.
Обычным здоровым детям чуждо чувство меры и порядка, ещё и поэтому им и даны родители, дабы направлять неуёмную детскую энергию в нужное созидательное русло. Конечно же, режим дня особенных детей с психоневрологической патологией будет значительно отличаться от такового у обычных детей, причём особенные дети, находящиеся на постоянном постельном режиме нуждаются в чём-то отличном от других.
Утреннее просыпание
Поговорим о моменте просыпания. В интернатных учреждениях подъём намечается на половину восьмого утра. Это и понятно, потому что начинаются приготовления к утренним гигиеническим процедурам и завтраку, а это занимает немало времени. Завтрак в основном начинается в половину девятого утра. Однако интернатные учреждения имеют неповоротливые системы режима дня ребёнка, поскольку часто имеют большое количество детей, в среднем от сотни особенных детей разных возрастов и тяжести заболеваний.
В семьях время просыпания может быть смещено и ребёнок может просыпаться на час или на два позже. Однако позднее просыпание не должно быть нормой, поскольку, к примеру, «лежачий» ребёнок нуждается в комплексе мероприятий реабилитационного характера, которые помогают ему предотвратить грубые нарушения двигательной активности. Именно поэтому позднее просыпание нежелательно.
Оптимальное время утреннего просыпания это всё-таки 7.30-8.30 утра.
Утренние гигиенические процедуры
Гигиенические процедуры утром очень важны для всех людей. Не являются исключением и особенные дети с психоневрологической патологией. Достаточно тяжело научить особенного ребёнка чистить зубы самостоятельно, самостоятельно умывать лицо и мыть руки, поэтому таким детям необходимо ежедневно и в течение дня прививать данные навыки самообслуживания. Обратите внимание, что «лежачие» дети, даже при возможности обучения, не смогут сами выполнить выше описанные процедуры, поскольку часто у них нарушены движения в руках, что является препятствием к выполнению гигиенических моментов самим ребёнком. В таких случаях родители или опекуны должны выполнять утреннюю гигиену за детей. Гигиенические мероприятия должны выполняться регулярно и должны войти в привычку, без которой жить просто невозможно.
Эти процедуры могут предотвратить множество нежелательных заболеваний, к примеру, заболевания зубов, болезни пищеварительной системы и многое другое.
К утренним гигиеническим мероприятиям относятся:
- мытьё рук, лица;
- чистка зубов;
- чистка полости носа от слизи и отделяемого;
- посещение туалета или отправление физиологических потребностей в постели в подгузник или дополнительные приспособления (утка, боссон и т.д.);
- подмывание половых органов, промежности.
Завтрак
После умывания необходимо поесть. Кормление детей может иметь много особенностей. Во-первых, особенные дети могут не всё есть, впрочем, как и обычные. Во-вторых, особенные дети могут плохо воспринимать твёрдую пищу из-за проблем с пережёвыванием и глотанием. В-третьих, особенные дети не способны самостоятельно держать ложку и самостоятельно питаться, что делает необходимым вмешательство в процесс родителей или опекуна.
Необходимо отметить, что время на завтрак может различаться у разных детей в связи с различными у них патологией и особенностями личности и характера.
В любом случае завтрак должен быть полноценным по составу питательных веществ, он не должен быть стрессом для ребёнка, он должен проходить в умеренном темпе, а ребёнок должен кормиться в физиологическом положении. Нами замечены и устранены случаи кормления «лежачих» детей в одном из детских домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития в горизонтальном положении, когда пища просто заливалась в рот ребёнка. Угол подъёма головного конца кровати при кормлении ребёнка, который находится на постоянном постельном режиме, должен быть не менее 35-40 градусов. Этот вопрос очень важен и при невыполнении данного условия ребёнок может подавиться пищей, что может привести в лучшем случае к аспирационной пневмонии, а в худшей — смерти от удушья.
Обучение
Каждый ребёнок в нашей стране имеет право на обучение и поэтому после всех основных действий начинается процесс обучения. Расписание составляется индивидуально. Процесс обучения состоит из нескольких уроков в день, длительность которых меньше, чем уроки в общеобразовательной школе на 10-15 минут, в зависимости от способностей, утомляемости и тяжести состояния особенного ребёнка.
Конечно, уроки прерываются переменами, во время которых ребёнок отдыхает и меняет вид деятельности на физическую активность, если он на это способен. Перерыв между занятиями может быть использован с пользой – в это время можно проводить реабилитационные мероприятия, такие как массаж, лечебную физкультуру и т.д.
На самом деле чередование интеллектуальной деятельности и физической активности это идеальный вариант для ребёнка, потому что при данных видах деятельности формируется разная усталость. Противоположности влияют здесь друг на друга очень хорошо.
Несомненно, между выше описанными занятиями необходимо выводить ребёнка на свежий воздух, на прогулку. Это обязательное мероприятие, способное воздействовать на детей по различным направлениям:
- повышение иммунитета — закаливающий момент;
- обогащение крови кислородом и улучшение работы всех органов и систем;
- эмоциональная составляющая – во время прогулки ребёнок видит много нового и интересного, в его нервной системе формируется множество новых нейронных связей, которые способствуют пусть не выздоровлению, но поддержанию заболевания на одном по тяжести уровне;
- общение с другими людьми – эта составляющая не всегда проявляется, потому что многие родители не желают и отстраняют своего малыша от общения с обычными сверстниками и знакомыми. На наш взгляд это неправильно.
Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении дня
Помимо завтрака кормление ребёнка осуществляется во время второго завтрака, обеда, полдника и ужина. Всё питание должно быть сбалансировано по основным питательным веществам, витаминам и минералам.
Конечно, каждый приём пищи должен осуществляться в одно и то же время изо дня в день. Желательно, чтобы ужин был ближе к 20.00, дабы не было большого перерыва в питании между ужином и завтраком. Если таковой имеется, ребёнок часто тяжело переносит данный период. Конечно, в домашних условиях можно докармливать, но в интернатных учреждениях такой возможности порой не бывает.
Свободное время
У особенного ребёнка обязательно должно быть некоторое время на свои личные дела. Однако его не должно быть очень много, ведь безделье нередко приводит к нежелательным особенностям поведения, таким как:
- стереотипные движения в виде покачиваний, киваний головой, постанываний;
- срыгивания, произвольная рвота, то есть рвота, вызванная специально для получения удовольствия;
- аутоагрессия: особенные дети с психоневрологическими нарушениями часто расцарапывают себе руки, бёдра, живот, кусают себя, бьются головой о твёрдые предметы;
- крики, визги, вой, конечно, если нет никакой реальной проблемы с работой внутренних органов. Особенный ребёнок может кричать и от боли, главное этот крик правильно расценить, поэтому любое изменение его поведения необходимо трактовать сначала с точки зрения возможных нарушений в работе внутренних органов и только потом делать вывод, что это всё-таки недостаток внимания, безделье и т.п.
Сон
Для особенного ребёнка сон очень важен, поскольку во время сна нервная система расслабляется, дневные переживания, которые, несомненно, есть у таких детей, упорядочиваются. Поэтому особенному ребёнку нужен не только ночной, но и дневной сон.
Многие обычные дети спят до 4-6 лет днём. Это нормально. Начиная со второго класса школы дневной сон им почти не нужен. Особенным детям, которые сохранили возможность самостоятельно ходить, обязательно нужно спать около 1,5-2 часов в день для восстановления, прежде всего психических сил. Ночной сон для них обязателен в течение 10-12 часов. За такой период можно гарантировать полное восстановление сил.
Однако не всегда дети хотят спать днём и даже ночью. Многие отказываются от дневного сна, но в ответ прекрасно спят всю ночь, а некоторые плохо спят и днём и ночью. Эти нарушения должны быть замечены родителями или опекунами и переданы лечащему врачу. Вместе с врачом проблему удаётся решить или коррекцией режима дня ребёнка с психоневрологическими нарушениями, или назначением/изменением лекарственного препарата.
Заключение
Каждый ребёнок индивидуален и для всех особенных детей нельзя подобрать единую схему режима дня, поэтому если родители или опекуны не могут разобраться с этим вопросом сами, стоит обратиться к специалисту. Общими усилиями, в конце концов, и ребёнок, и взрослый будут чувствовать себя комфортно и хорошо.
Источник
Как приучить малыша к распорядку дня и выбрать вариант режима, который поможет организовать время с максимальной пользой для ребенка и без лишнего стресса для вас? Давайте разберемся.
Как создать здоровый и комфортный распорядок дня для ребенка до года, что важно учитывать и как преодолеть трудности.
Зачем нужен режим
Грамотно организованный распорядок дня пойдет на пользу и вам и ребенку. Важно, чтобы график не сильно расходился с естественным режимом малыша. Тогда это не нанесет ущерба его нервной системе и будет способствовать развитию полезных привычек, укреплению иммунитета, быстрому восстановлению сил и адаптации в социуме. Кроме того, ребенок, живущий по определенному графику, растет спокойным и дисциплинированным. Ведь он уверен, что в нужное время всегда сможет поесть, поспать или поиграть с родителями.
Серьезные расхождения с естественным ритмом ребенка (пропущенный сон или кормление) сделают ребенка раздражительным.
Если у ребенка выработан режим и кроха ему следует, это идет на пользу и родителям. Прогнозируя деятельность малыша, вы сможете планировать свой день заранее. Все члены семьи будут высыпаться, а непредвиденные обстоятельства с режимом переносятся легче. Познакомьтесь с материалом об уходе за новорожденным, чтобы понимать его потребности.
Вот принципы, на которых основывается построение правильного режима дня.
Принципы организации правильного режима дня для малыша
- Индивидуальный подход. При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. Главное для родителей — понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Чтобы ребенок хорошо рос и гармонично развивался, необходимо, чтобы режим его жизни был построен с учетом его биологических ритмов.
- Разумный компромисс. Несомненно, жизненный ритм не в последнюю очередь задается режимом, соблюдение которого может облегчать засыпание, обеспечивать хороший аппетит или спокойный переход от одного вида деятельности к другому. Но во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Поддерживать заведенный распорядок необходимо для здоровья и хорошего самочувствия ребенка и родителей, и вопросы удобства и соответствия режима естественным потребностям и интересам каждого члена семьи здесь не последние.
- Последовательность. Будьте регулярны, последовательны и согласованны в своих действиях — это требование ко всем членам семьи. Навыки правильного поведения у ребенка дошкольного возраста пока не сформированы (и еще долго не будут!), и если взрослые непостоянны в своих требованиях и ожиданиях, то малышу будет трудно закрепиться на позициях. Также важно, чтобы все члены семьи были единодушны в своих подходах.
- Гибкость. Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ведь потребности у детей меняются от этапа к этапу. По мере взросления нужно наблюдать за самочувствием и настроением малыша и делать необходимые поправки. Особенно если вы заметили, что выбранный вами режим наносит вред его здоровью.
Режим дня новорожденного
Два основных пункта в графике новорожденного — это сон и кормление. Сон — основной регулятор жизненного ритма малыша. Надо помнить, что все проблемы с засыпанием скажутся на организации режима дня. Важно, чтобы ребенок спал не менее 3 раз днем (до 9 месяцев) и не менее 2 раз ночью (с 9 до 12 месяцев). Ночной отдых должен длиться не менее 11 часов. Норма сна для малыша 9 — 12 месяцев — не менее 14 — 15 часов в сутки.
Приучать к одному и тому же времени отхода ко сну можно с 2 месяцев, а к 3 — 4 месяцам — укладывать в кроватку, пока малыш не заснул, и он будет учиться засыпать самостоятельно.
Что касается кормления, то при грудном вскармливании, как правило, сохраняется вариант «по требованию». Со временем, в связи с взрослением и вводом прикорма, ребенок будет прикладываться к груди все меньше.
Как организовать режим дня новорожденного
Приучение ребенка к графику — процесс очень тонкий, во многом продиктованный индивидуальными особенностями крохи. Для начала просто понаблюдайте за ним. Вы заметите, что у малыша уже есть собственный режим. Все свои действия он совершает примерно в одно и то же время.
Если же вам не удается определить систему в его распорядке, подумайте, что может мешать ему спать и есть в одно и то же время? Возможно, потребуется помощь педиатра.
Что нужно делать, чтобы побыстрее наладить режим:
- Выработать у новорожденного привычку быстро засыпать. Для этого нужно укладывать его спать на свежем воздухе (на улице или проветрив комнату за 10 минут до сна), укачивать в течение 3 — 4 минут, петь колыбельную.
- Исключить переутомление (лучше не играть в активные игры перед сном).
- Гулять на свежем воздухе (с 8 — 10 месяцев нужно находиться на улице не только во время сна, но и во время бодрствования).
- Правильно организовывать кормление (не перебивать малышу аппетит, не перекармливать, синхронизировать прикорм с приемами пищи взрослых: завтрак, обед, полдник, ужин).
- Днем следить, чтобы освещение было ярким, а ночью — стремиться к тишине и приглушенному свету, чтобы ребенок привыкал к тому, что ночь — для отдыха.
Грудное вскармливание способствует поддержанию режима сна и укреплению нервной системы малыша. Поэтому лучше сохранять его как можно дольше.
- Насыщать жизнь малыша активными действиями (походы в гости, знакомство с окружающим миром, приобщение к бытовым делам, игры (в том числе с водой), занятия, гимнастика и массаж, бассейн).
- Соблюдать ритуалы (прием пищи вместе с другими членами семьи, сказка перед сном, купание и прогулки в одно и то же время, любимая игрушка для походов в гости).
- Соблюдать режим всей семьей (ребенку будет проще, если все домочадцы будут есть и укладываться спать в одно и то же время, удобное ему).
- Придерживаться графика каждый день: следить за тем, чтобы ребенок спал, ел, играл и гулял в одно и то же время. Лучше рассказывать ему заранее о том, что будет происходить в течение дня.
Типичные ошибки, которых нужно избегать:
- Передерживать ребенка без сна. Если малышу еще не исполнилось полгода, то он должен спать каждые 2 часа. Иначе кроха переутомится и будет капризничать.
- Идти кардинально вразрез с его естественным ритмом. Если мама пытается приучить к режиму ребенка, у которого до этого вообще никакого режима не было или был, но радикально отличающийся от нового, то, скорее всего, у нее ничего не получится, а у малыша будет стресс.
- Начинать приучать к режиму в период путешествий, переездов или других перемен. В первые две недели, когда вы вводите режим, нужно сделать эту задачу приоритетной, а все остальные планы подстраивать под новый распорядок дня ребенка.
Причины нарушения режима
Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.
Что может помешать режиму сна:
- Обретение новых навыков — ползание, перевороты, ходьба, вставание на ножки, пополнение словарного запаса; в этот период малышу может понадобиться больше еды и отдыха, возможны частые пробуждения ночью;
- Сокращение грудного вскармливания по необходимости;
- Отказ от груди (обычно в возрасте 9 — 18 месяцев);
- Прорезывание зубов (дневные сны становятся короче, ребенок спит беспокойнее);
- Болезнь, психологический или физический дискомфорт;
- Уменьшение потребности во сне;
- Нехватка впечатлений (поиск новых возможностей взаимодействия с окружающим миром);
- Недостаточная двигательная активность;
- Смена часового пояса, длинные перелеты и поездки.
День или ночь?
Часто дети путают ночь и день. Подобный сбой может произойти, если малыш не выспался в одну из ночей из-за колик или шума.
Для того чтобы вернуть ребенка в прежний ритм, нужно:
- Будить новорожденного утром пораньше;
- Не давать спать в течение дня (в рамках разумного);
- Создать благоприятную атмосферу для сна (проветривать комнату, устранить все шумы, выполнять ритуалы перед сном);
- Следить за тем, чтобы ребенок не «разгулялся» перед сном (не играть слишком шумно, лучше поговорить с ним спокойным голосом или спеть колыбельную).
Примерный распорядок дня для детей до 1 года
Мы предлагаем вам примерный распорядок дня. Он не будет подходить всем деткам, но на его основе вы можете разработать свой собственный, сделав в нем некоторые изменения после консультации с педиатром.
Будьте готовы к тому, что малыш внесет свои коррективы, а что-то из этого не очень подойдет вам. Ничего страшного. Главное, чтобы было от чего отталкиваться. Если график сбился по не зависящим от вас причинам, старайтесь возвращаться к изначальному варианту.
Не забывайте включать в график не только сон, кормление и прогулки, но и часы для игр и общения с ребенком, а также время, когда он может побыть наедине с собой — условно, конечно, потому что таких малышей оставлять без присмотра нельзя.
Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.
Режим дня ребенка 0 — 1 месяц
В возрасте 1 — 2 месяцев малыш спит около 18 часов в сутки.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
С 7:30 до 9:00 — бодрствование
9:00 — кормление
С 9:00 до 10:00 — первый утренний сон
С 10:00 до 11:00 — активное бодрствование
11:00 — кормление
С 11:30 до 12:30 — второй утренний сон в коляске на прогулке
13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — активное бодрствование, игры
С 14:00 до 15:00 — дневной сон в коляске на улице во время прогулки
15:00 — кормление
С 15:00 до 17:00 — игры, бодрствование, общение
17:00 — кормление
С 17:00 до 18:00 — вечерний сон
С 18:00 до 19:00 — спокойное бодрствование
19:00 — кормление
С 19:00 до 20:30 — общение
20:30 — купание
21:00 — кормление, ночной сон
Ночью кормить надо не чаще 1 раза в 4 часа.
Режим дня ребенка 2 — 3 месяца
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Уходит первый утренний сон, а когда ребенок не спит, он ведет себя активнее. Дневной отдых укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 — 12 часов с перерывами для кормления.
Если такой режим всех устраивает и у малыша не возникает серьезных возражений, то его можно использовать и в 3 месяца.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
С 7:30 до 9:00 — бодрствование
9:00 — кормление
С 9:00 до 10:00 — массаж, специальная гимнастика
С 10:00 до 11:00 — развлечения и игры в кроватке
11:00 — кормление
С 11:30 до 12:30 — второй утренний сон в коляске на прогулке
13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — можно поучиться ползать
С 14:00 до 15:00 — дневной сон в коляске на улице во время прогулки
15:00 — кормление
С 15:00 до 17:00 — общение с родными или со всеми, кто приходит в гости
17:00 — кормление
С 17:00 до 18:00 — вечерний сон
С 18:00 до 19:00 — чтение сказок и стихов, прослушивание спокойной музыки
19:00 — кормление
С 19:00 до 20:30 — игрушки
20:30 — купание
21:00 — кормление, ночной сон
Режим дня ребенка 4 месяца
В 4 месяца малыш уже почти взрослый. Поэтому режим можно подкорректировать. Во-первых, надо сократить количество кормлений (теперь это можно делать каждые 3, а то и 4 часа, в зависимости от потребностей ребенка). Во-вторых, вечерний сон перестает быть «обязательным пунктом программы». В таком возрасте он может, наоборот, мешать ночному отдыху. Теперь ребенок спит 17 — 18 часов в сутки. И третье, что нужно предпринять, — ввести ритуал отхода ко сну (конечно, если вы этого не сделали ранее). В этом помогут ежедневные ванны, спокойные игры, колыбельные и даже простой поцелуй на ночь.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
С 7:30 до 9:00 — бодрствование
9:00 — кормление
С 9:00 до 10:00 — массаж, гимнастика
С 10:00 до 11:30 — развлечения и игры в кроватке
С 11:30 до 12:30 — второй утренний сон в коляске на прогулке
13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — развивающие игрушки
С 14:00 до 15:00 — дневной сон в коляске на улице во время прогулки
С 15:00 до 17:00 — общение
17:00 — кормление
С 17:00 до 19:00 — чтение сказок и стихов, прослушивание спокойной музыки
С 19:00 до 20:30 — игрушки или вечерняя прогулка (на ваше усмотрение)
20:30 — купание
21:00 — кормление, ночной сон
Режим дня ребенка 5 месяцев
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период нередко перестраивается. Иногда малыш может проспать всю ночь, не вставая на кормление, или проснуться очень рано и уже не ложиться утром. В 5 — 6 месяцев ребенок должен спать около 16 часов в сутки.
С 8:00 до 8:30 — пробуждение, водные процедуры, кормление
10:00 — сон
С 11:00 до 13:00 — кормление, прогулка, игры
13:00 — дневной сон
14:00 — кормление, игры
С 17:00 до 17:30 — кормление, сон
С 17:30 до 18:30 — игры
18:30 — купание
С 19:00 до 19:30 — кормление
20:00 — ночной сон
Режим дня ребенка 6 месяцев
В возрасте 6 месяцев малыш может просыпаться ночью — это связано с обилием впечатлений. Родителям нужно успокоить ребенка, и он быстро заснет снова. Специалисты также советуют укладывать его спать на полчаса раньше: это может снизить количество ночных пробуждений.
Сейчас время общего сна в сутки то же — около 16 часов, при этом должно быть три дневных сна, по 1,5 — 2 часа. Если у малыша уже режутся зубки, то он может просыпаться 2 — 3 раза за ночь. В таком случае его надо покормить.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
8:30 — завтрак, сон
10:00 — пробуждение, прогулка около 90 минут
12:30 — кормление, игры, сон
15:00 — пробуждение, кормление, развивающие игры
17:30 — кормление
20:15 — ужин, купание, общение
20:45 — ночной сон
Режим дня ребенка 7 месяцев
В этом возрасте и до 9 месяцев ребенок спит около 15 часов в сутки. Если кроха просыпается ночью, говорите с ним тихо, спокойно, и он уснет снова.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
7:30 — завтрак всей семьей
8:30 — сон
10:15 — кормление, прогулка
11:30 — обед
С 12:45 до 14:30 — послеобеденный сон, кормление, прогулка
17:15 — ужин и игры
18:00 — кормление
18:30 — купание и подготовка ко сну
19:00 — ночной сон с перерывами на кормление в 2:30 или 3:00 и в 4:30 или 5:00
Режим дня ребенка 8 месяцев
В этом возрасте малыш начинает болезненно переживать разлуку с мамой, так что важно организовать сон ребенка так, чтобы он видел маму, когда просыпается.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
8:00 — первый сон
9:30 — кормление
10:30 — игры, прогулка
14:00 — кормление
14:15 — второй сон
16:30 — игры, бодрствование, общение
18:00 — кормление
18:15— игры, бодрствование, общение
19:00 — купание и подготовка ко сну
19:30 — третий сон
22:00 — кормление
22:15 — ночной сон
Режим дня ребенка 9 месяцев
C 9 до 12 месяцев малыш, как правило, спит ночью по 10 — 12 часов без перерыва, а также 2 раза в день по 1,5 — 2 часа. В этом возрасте ему очень важно полностью восстанавливать свои силы — это имеет большое значение для развития ребенка.
С 8:00 до 9:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
9:30 — завтрак
С 10:00 до 11:00 — игры
11:00 — короткий дневной сон
С 12:00 до 13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — игры
14:00 — перекус
С 14:30 до 16:00 — длинный дневной сон
С 16:00 до 17:00 — кормление
18:00 — игры
18:30 — ужин
С 19:00 до 20:00 — игры
20:00 — купание, кормление (напиток)
21:00 — ночной сон
Режим дня ребенка 10 месяцев
С 10 до 12 месяцев малыш спит примерно 13 часов в сутки, в его режиме есть 2 дневных сна, один из которых приходится на утро.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
8:00 — завтрак и игры
С 9:00 до 10:00 — кормление и сон
11:00 — пробуждение и кормление
12:00 — обед и игры
13:40 — послеобеденный сон, кормление
15:30 — кормление, игры, прогулка
17:40 — обед, игры, купание
19:00 — подготовка ко сну, общение
20:00 — купание, кормление (напиток)
21:00 — ночной сон
Режим дня ребенка 11 — 12 месяцев
В этом возрасте режим уже сформирован, и особенно важно его придерживаться. Если малыша уложить позже обычного, он будет просыпаться ночью, спать беспокойно и не сможет хорошо отдохнуть.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
8:30 — завтрак, игры, чтение книжек
10:00 — отдых, сон
11:30 — кормление, игры, прогулка
12:30 — обед, игры, книжки
14:00 — послеобеденный сон
15:00 — пробуждение, кормление, игры
17:30 — ужин, игры
18:30 — отдых, купание
20:00 — купание, кормление (напиток)
21:00 — ночной сон
А с года у малыша начинается новый период в жизни, требующий другого режима.
Желаем вам создать оптимальный распорядок дня для вашего ребенка!
Источник