Рекомендации родителям по развитию творческого мышления ребенка

          Творчество в современном мире ценится очень высоко. Но,  многие родители, к сожалению, не считают творчество важной составляющей развития ребенка. Во главу угла они ставят знания, мышление ребенка, забывая про воображение и творчество. Конечно, знания очень важны, но, если у ребенка есть творческие способности, ему будет легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми.  Творческий подход поможет ему в  решении  многих вопросов, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности.
Творческая деятельность  —  создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего  — нового рисунка, поделки, сочинения, музыки, танцевального движения, решения задачи, новой тактики игры в хоккей, и.т.д.  

Творческие способности включают в себя  стремление к познанию,  живость ума,  умение в привычных вещах находить необычное, развитое воображение,  фантазию и интуицию, в результате которых появляются открытия, что-то новое.
           Начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства.

 С чего начать? Прежде всего – с себя! В дошкольном детстве главную роль в развитии творческих способностей малыша играют родители.

 Не воспринимайте невинные фантазии ребенка как что-то примитивное, ведь в любой детской фантазии есть зерно творчества. Не смейтесь над его небылицами. Творческий ребенок может видеть обыденные вещи абсолютно по-другому. Не ругайте малыша, если он говорит, что на картинке изображен не чайник, а рыбка, не стол – а осьминог и т. п. Конечно, ребенок знает, как выглядит чайник или стол, просто он фантазирует, дайте волю его творчеству, воображению.

       Консервативность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на время стать ребенком. Это поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию. Сочиняйте вместе с малышом сказки, стихи, придумывайте несуществующих животных — поддерживайте творческую инициативу малыша.
      На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют

                                     различные виды деятельности:
1) Окружающий мир.
Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом с малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях – первый важнейший урок для малыша.
2) Развивающие игры и игрушки.
Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструкторы. При этом очень важно, чтобы все игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, подумайте, принесет ли она ему какую-нибудь пользу.
3) Рисование.
Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно давайте волю его самостоятельности, хотя  вам и  придется стирать перепачканные рубашки и следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом.
4) Лепка.
Лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию мелкой моторики руки, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.
5) Чтение.
Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста.
6) Музыка.
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти.
7) Аппликация.
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.
Игры на развитие творческих способностей:
• «Превращение» — нарисуйте ребенку  круги, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует). То же самое можно проделать с другими  фигурами.
• «Что там такое?» — положите какой-нибудь предмет в коробочку, пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.
• «Игры со словами» — пока идете с детского сада домой, играйте с ребенком в слова – пусть он подбирает к ним антонимы,  синонимы и т.д

• «Нестандартные задачки» — пусть малыш находит различным предметам необычный способ использования.

Полезные советы:

  1.  Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место.
  2. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие. Не ругайте ребёнка  за испачканные в красках руки и другие последствия творчества.
  3. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.
  4. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей.
  5. Развитие творческих способностей должно носить постоянный характер, а не осуществляться время от времени.
  6. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения.

          Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.

Источник

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников

1. Поощряйте интересы и увлечения детей в самых различных областях. Если ребенок не выпускает карандаши из рук и обрисовал в доме все стены, ответите его в художественную школу. Если же малыш очень активный и с утра до ночи готов бегать и прыгать, то ему прямая дорога в спортивную студию.

2. Обеспечьте малыша всем необходимым. Если он любит рисовать, купите ему карандаши, фломастеры, мелки, краски, мольберт и т. д. Любителям музыки прикупите диски с различными композициями, набор музыкальных инструментов.

3. Ни при каких обстоятельствах не критикуйте юного творца. Поощряйте малыша за любое проявление творчества. Мотивируйте его на создание новых шедевров, даже если у него плохо получается какой-либо вид творческой деятельности.

4. Не сравнивайте способности своего отпрыска и других детей. Возможно, ваш малыш только начинает свой творческий путь, и танцевать или петь у него получается не так хорошо, как у Вани или Даши. Не нужно акцентировать на этом внимание, когда будете общаться с малышом на тему его творческих успехов.

5. Если малыш отказывается заниматься тем видом деятельности, который выбрал сам, не ругайте его за это. Не нужно думать, что это лень. В дошкольном возрасте ребенок «ищет» себя и, возможно, он просто ошибся. В этом случае с ними нужно обсудить эту тему и узнать, какой вид творчества его привлекает больше.

6. Проявляйте максимальный интерес к тому, чем занимается ребенок. Совместная деятельность со взрослыми будет мотивировать его на свершение новых творческих подвигов, разовьет творческие навыки

Эффективные методы развития творческих способностей у дошкольников.

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир. Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; рассказы о животных и растениях; объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг; ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры. Покупайте детям настольные развивающие игры; у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; они должны соответствовать их возрасту; мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование. Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры.Не жалейте бумаги на это дело.

4. Лепка. Лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей, к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки, после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры. Пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение. Детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью. Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами. Берите малышей с собой в библиотеку. Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности. Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность, обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; пойте ему колыбельные как можно дольше; это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию. обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Источник

Валентина Сомова
Рекомендация для родителей «Развиваем творчество»

ТВОРЧЕСТВО — интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период детства. Детское творчество— это создание ребенком нового продукта: рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, когда ребенок по-новому характеризует создаваемый образ, придумывает свое начало, конец, новые действия, применяет усвоенные ранее способы изображения или средства выразительности в новой ситуации.

Для возникновения и формирования творчества необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления.

Можно предлагать детям творческие задания по изобразительной деятельности:

• Собери красивые листочки.

Рассмотри их, обведи пальчиком по контуру формы. Подумай и скажи, на что похож каждый листок;

• Выложи из собранных листочков что захочешь: узор, картинку, какие-то предметы;

• Положи листок на бумагу, обведи его по контору карандашом, чтобы на бумаге остался рисунок листочка. Дорисуй и раскрась листок, чтобы получилась картинка с изображением предмета, птицы или животного;

• Создай картину волшебного (сказочного) леса, расположив на листе бумаги листья разной формы и величины и обрисовав их контур;

• Составь изображения разных предметов (какие сам захочешь и сколько захочешь, наклей их;

• Разрежь листки бумаги не полоски, придумай и наклей из них какие захочешь картинки;

• Положи кисть руки с разведенными (или соединенными вместе) пальцами, подумай, на что похожа кисть руки, дорисуй и раскрась так, чтобы получилось то, что задумал;

Уважаемые родители, относитесь с уважением к процессу и результатам творческой деятельности детей!

Десять шагов на пути к творчеству

1. Станьте снова ребенком.

Вспомните, чем вам нравилось заниматься в детстве? Вспомните, что вы чувствовали, когда играли, дав волю своему воображению? Представьте, что вам снова пять лет.

2. Играйте.

Вечером отложите на время все дела и поиграйте с купленными в магазине вещицами. Сядьте на пол с листом ватмана. Попытайтесь что — нибудь нарисовать левой (правой) рукой, то есть той, которой неудобно это делать, и почувствуйте каково — это – учиться чему- то новому. Чаще играйте в подобные игры.

3. Играя, прислушайтесь к своему внутреннему голосу.

Используйте позитивные самовнушения. Чаще повторяйте: «Я талантливый человек», «Я художник».

4. Гордитесь своими творениями.

Если вам не хватает смелости, чтобы выставлять свои достижения на всеобщее обозрение, держите их в особой папке, портфеле или файле. Но лучше повесить их на стену или поставить на самое видное место и чаще говорить себе: «Это сделал я!»

5. Изучайте все, что касается творчества.

Приглядитесь к людям, которых вы считаете творческими личностями, познакомьтесь с ними поближе. Почитайте литературу о творчестве.

Проведите какое-то время с маленькими детьми и понаблюдайте, как творят они.

6. Тренируйте творческое воображение.

Узнайте больше о новых психологических техниках для развития воображения и используйте их. Попытайтесь разгадывать психологические головоломки. Каждую неделю находите что-нибудь новое, то, чем вы не привыкли заниматься.

7. Подпитывайте творческое воображение.

Интересуйтесь искусством, музыкой, чтением и приобретайте опыт. Ходите на экскурсии.

8. Передохните.

Назовем это «время тишины». Положите голову на стол и закройте глаза, как вы делали в начальной школе.

9. Ищите пути для реализации ваших идей и мыслей.

Заведите тетрадь и записывайте свои мысли — все, что приходит вам в голову. Попробуйте делать это ежедневно в течение месяца (в одно и то же время). Не перечитывайте и никому не показывайте свои записи до конца месяца.

10. Поощряйте творческое воображение.

Почаще радуйтесь. Дарите себе подарки: материальные и духовны.

Источник

Елена Короткова
Развитие художественных способностей детей. Рекомендации родителям

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей. Психологами специально разработаны особые тесты в игровой форме, которые позволяют определить, на каком уровне развито воображение и как устроено мышление ребенка. Некоторые дети оперируют образами воображения, другие больше склонны обыгрывать образы памяти. Иногда дети отказываются участвовать в подобных играх, что свидетельствует о необходимости особого подхода к ребенку.

Создание правильных условий для развития художественных способностей детей также играет большую роль. Родители должны не только предоставить малышу возможность развиваться, но и принимать в этом активное участие. Ни в коем случае нельзя использовать давление на малыша, заставлять его заниматься прикладным искусством. Для формирования любых творческих способностей у детей необходимо не только выявить наклонности малыша, но и проделать серьезную работу, чтобы привить желание развиваться в нужном направлении.

Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Любые задатки должны пройти большой путь развития до того,как превратиться в способности. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и необходимо как можно полнее использовать первые проявления художественных способностей и творческих задатков.

В каком возрасте необходимо начинать развитие художественных способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.

Как развивать художественные способности?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определили или выделили основные направления в развитии художественных способностей детей:

1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Развитие художественных способностей можно начинать уже с 1 года. В этом возрасте дети изучают предметы и их свойства. Рекомендуется, что бы в поле зрения малыша попадались различные предметы для рисования – бумага, яркие карандаши и фломастеры. До 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие. В первую очередь, рекомендуется расшифровывать линии, например, кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок. В этот период важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве. Отдавать ребенка в художественную школу рекомендуется тогда, когда достаточно разовьется интерес к рисованию.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

Третье условие заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того, что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

Однако, предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это четвертое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к художественному творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

В любом вопросе, касающемся развития способностей, в том числе и художественных, необходимо соблюдать последовательность и меру. Не стоит требовать от ребенка высококлассных шедевров и форсировать неординарные способности, лишая других занятий и игр.

При соблюдении этих простых условий ребенок получает возможность полноценно развивать свои художественные способности, не теряя при этом интереса к творчеству.

Источник