Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста thumbnail

Рыжова Юлия Анатольевна

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию речи ребёнка раннего возраста.

  1. Говорите с малышом медленно, громко, выразительно, короткими предложениями (из 3-4 слов). Неоднократно повторяйте сказанное.
  2. Старайтесь строить предложения правильно, планировать их структуру, не перестраивать на ходу, не обрывать посередине – это облегчит ребенку восприятие содержания. Важны также частые повторы, которые лучше сопровождать перестановкой компонентов предложения, например: «Мишка пришел в гости! Какой Мишка у Леночки! Мишка топ-топ! Большой Мишка! Дай мне Мишку!»
  3. Устанавливайте контакт «глаза в глаза» при разговоре с ребёнком.
  4. Иногда утрируйте вашу артикуляцию.
  5. Называйте предмет с действием (сущ. + глагол): машина едет, мальчик идёт, самолёт гудит.
  6. Сделайте глагольный словарик (фото), где одно лицо совершает различные действия.
  7. Общайтесь с малышом в виде диалога. Задавайте ему вопросы. Если он не отвечает, сами отвечайте на них. Озвучивайте все свои действия, если малыш смотрит на вас.
  8. Используйте приём договаривания простых слов ребёнком. Пример:

Тили бом, тили бом

Загорелся Кошкин (говорит мама, делает паузу) дом (договаривает ребёнок).

  1. Читайте песенки, потешки, сказки с повторными сюжетами («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» …). Пойте колыбельные песенки.
  2. Инсценируйте простые сказки (кукольный театр, игрушки на руку).
  3. Развивайте мелкую моторику вашего малыша (пальчиковый бассейн, конструкторы, пластилин, тесто, мозаика, пуговицы, пальчиковые краски и так далее).
  4. Если ребёнок очень мал, то можно использовать пассивную гимнастику («Сорока-белобока кашку варила…») или массаж пальчиков.
  5. Развивайте слуховое восприятие, внимание.

Что звучало? (колокольчик, барабан) Где звенит? (ребёнок должен найти источник звука)      

   Учите малыша прислушиваться к различным звукам (самолёт гудит, дождик капает и др.).

  1. Развивайте зрительное внимание, память.

Кого нет?

Кто спрятался? (сначала с игрушками и картинками, а потом только с игрушками)

Разложить игрушки в определённой последовательности и т.д.

  1. Дыхательная гимнастика (дуть на свечку, на кораблик в тазике с водой, на ватку; дуть в трубочку в стакан с водой, мыльные пузыри, губные гармошки, свистки, дудочки и т.п.). Гимнастику проводить 1-2 раза в день по 1-2 минуты между едой.
  2. Учите с ребёнком цвета. Начинаем учить методом сличения с пары синий – жёлтый, а затем по аналогии красный – зелёный. К 3 годам малыш должен показывать 4 основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый), а к концу 3-го года добавляются белый и черный цвета.
  3. Знакомьте малыша с прилагательными

Большой – маленький

Горячий – холодный

Высокий – низкий

Тяжёлый – лёгкий

      К 2 годам 8 месяцам ребёнок должен знать 10 прилагательных.

  1. Знакомьте малыша с геометрическими формами и фигурами (шарик — круг, кубик — квадрат, треугольник).
  2. Знакомьте малыша с названиями частей тела (к 2 годам ребёнок должен знать названия 3 частей тела).
  3. Знакомьте с понятием один – много.
  4. Развивайте у ребёнка подражательную способность. Добивайтесь, чтобы в игре ребёнок повторял за вами действия (кормление куклы, катание машинки, постройка башни из кубиков и т.п.).
  5. Играйте (занимайтесь) с малышом каждый день по 5-10-15-20 минут (зависит от настроения и возраста ребёнка). Каждые 3-4 дня меняйте игрушки, с которыми вы играете.

   Помните! Ребёнок должен получать от ваших совместных игр положительные эмоции, ему должно быть интересно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

   От речевого развития зависит общее психологическое разви­тие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межлич­ностного взаимодействия. ЗРР у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого раз­вития у детей до 4 лет.

    К причинам ЗРР можно от­нести: 

  • недостаточность речевого об­щения с ребенком;
  • неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоци­онально-положительного ок­ружения; проблемы с нервно­психическим здоровьем; ин­дивидуальные особенности членов семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны ма­тери; неприятие ребенка со стороны матери или отца; неполная семья; резкая смена стратегий воспитания);
  • высокий уровень шума;
  • психические травмы: испуг, переживания из-за разлуки с родителями и др.;
  • травмы, инфекции, интокси­кации;
  • внутриутробная патология (инфекционные и соматиче­ские заболевания матери во время беременности, токси­козы, алкоголизм, наркома­ния, курение матери);
  • повреждения при родах (аку­шерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоно­шенность);
  • травмы черепа;
  • наследственные факторы;
  • иммунологическая несовме­стимость матери и плода. Если вы обнаружили у ре­бенка отставание речевого раз­вития:
  • проверьте, как он восприни­мает жесты и мимику;
  • обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу;
  • постарайтесь больше общать­ся с ребенком и развивать его двигательную сферу;
  • как можно больше разгова­ривайте с ребенком, прояв­ляйте настойчивость в своем желании услышать от него слова, не удовлетворяясь по­лучением ответа с помощью жестов;
  • играя, проводите с ребенком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата.

 Рекомендации по развитию речи детей первого года жизни

    Стремитесь к созданию ком­фортных условий для вашего ма­лыша. Обращайте внимание на особенности его плача. С первых часов жизни для младенца важ­ны присутствие мамы, физиче­ский и эмоциональный контакт с ней. Стремитесь создать для ре­бенка максимально комфортные условия — берите его на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.

   Соблюдайте режим кормле­ния. Нормализация процесса кормления — одно из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществля­ет движения губами и языком, которые затем будут использо­ваться им при произнесении звуков.

    Поощряйте произнесение ребенком любых звуков. Улы­байтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно воз­никнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра — основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка его речевого аппа­рата.

    Для ребенка важно не толь­ко слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность сле­дить за движениями губ, изме­няющейся мимикой.

    Шумовое окружение нега­тивно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младе­нец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, по­стоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и магнитофоне, его речевое развитие замедляется.

    Разнообразьте звуковое окру­жение ребенка. Наряду с вашим голосом ребенку полезно слу­шать и другие звуки. Чем богаче языковое окружение, тем актив­нее развивается речевая деятель­ность малыша.

Читайте также:  Роль деятельности в психологическом развитии ребенка

    Чем чаще вы будете разгова­ривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понима­ние речи.

   При разговоре с малышом учитывайте его речевые воз­можности. Способность ребен­ка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрос­лый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слов.

    Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за ва­ми. Только с вашей помощью он может начать соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обо­значением.

     Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, исполь­зуйте развивающие игры.

    Важным условием обучения ребенка правильному произне­сению звуков и слов служит пра­вильность речи родителей.

 Рекомендации по развитию речи детей второго-третьего годов жизни

     Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и вы­разительной.

      Исправляйте все ошибки в речи вашего ребенка.

     Читайте малышу сказки, по­казывайте книги с картинками. Ребенку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чте­ние — серьезное занятие. Под­бирайте для чтения книги с опи­санием сценок, которые может наблюдать малыш в повседнев­ной жизни.

    Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Где?» «Что делает?» Подсказывайте, если у него возникают трудно­сти с ответом.

      Обращайте внимание ребен­ка на различные объекты, кото­рые издают звуки.

     Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодей­ствие со всеми членами семьи.

   Обязательно давайте ему по­лезные поручения по дому, а по­том обязательно поблагодарите его за помощь.

    Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обра­щенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интерес­ные ее моменты.

    Развивайте у ребенка пот­ребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать слова­ми свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или зада­вать их.

      Следите за развитием двига­тельной сферы своего ребенка.

    Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.

     Поощряйте употребление ре­бенком различных интонаций.

    Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с вами. Если он ис­пользует в общении с вами мно­жество индивидуальных, эмоци­ональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяс­нении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве разви­тия его речи.

   Оценивая речевые способно­сти ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребенком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика по­полнения словаря ребенка. При отсутствии положительной ди­намики необходимо обратиться к специалистам.

      Постепенно усложняйте за­дания, адресованные ребенку, по содержанию и форме.

      Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.

     Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам и не придется об­ращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.

 Учитель-логопед Лифанова И.В.

SAM_1178.JPG SAM_1180.JPG

   SAM_1181.JPG    SAM_1183.JPG

   SAM_1184.JPG     SAM_1185.JPG

  SAM_1186.JPG     SAM_1188.JPG

Источник

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: « Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: « Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

 Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки « Курочка Ряба», « Репка», в которых многократное повторение фраз « бил-бил не разбил», « тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Развивайте у ребенка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

 В играх с малышом учите правильно называть окружающие предметы ( в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: « Это Ляля. У Ляли глазки. Это носик. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать ( сначала у куклы, потом у себя): « Где Ляля? Где у Ляли глазки, носик? А где у Тани глазки, носик?»

Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать ее вам, переложить погремушку с одного места на другое и т. Д. постепенно усложняйте задания.

Читайте также:  Развитие личности и мировоззрения ребенка

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: « Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет ( не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: « Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте с ним короткий диалог « дай- на». Например: дай мяч- на мяч; дай сок – на сок и т.п.

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая Андрюше кровать, спрашивает его: « Куда Андрюша пойдет? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок.

Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: « Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих.

К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Дети усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов:  круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: « У нашей Тани кровать большая, а у Ляли маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: « Какое красивое платье у Светы! Красное!».

Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков ( говорить « дай», а не « дяй»). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: « Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как  кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко ( « гя-гя-гя»), надо поправлять его.

Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова.

Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими людьми осуществлялось только с помощью речи!

     

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.)2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:»У сосны, у пихты, елкиОчень колкие иголки.Но еще сильней, чем ельник,Вас уколет можжевельник». 4.Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили,К каждой клетке подходилиИ смотрели всех подряд:Медвежат, волчат, бобрят». 5. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:»Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там?Хватит ли меда всем нам до весны,Чтобы не снились голодные сны?». 6. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи».7.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 8. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 9. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:»Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы».То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 10. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.  ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НЕОБХОДИМО ПРЕДЛАГАТЬ:

-РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МОЗАИК-РАЗНООБРАЗНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ (ЖЕЛЕЗНЫЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ) -ПОРИСТЫЕ ГУБКИ, РЕЗИНОВЫЕ МЯЧИ С ШЕРШАВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ-ЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ НИТОК ДЛЯ ПЕРЕМАТЫВАНИЯ-СПИЧКИ С ОБРЕЗАННЫМИ ГОЛОВКАМИ-НАБОР ВЕРЕВОЧЕК РАЗЛИЧНОЙ ТОЛЩИНЫ ДЛЯ ЗАВЯЗЫВАНИЯ И  РАЗВЯЗЫВАНИЯ УЗЛОВ-ПАЛОЧКИ (ДЕРЕВЯННЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ) ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ УЗОРОВ ПО ОБРАЗЦУ-СЕМЕНА, КРУПА-БУСЫ, БИСЕР, ПУГОВИЦЫ-ПЛАСТИЛИН -БУМАГА ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ, СКЛАДЫВАНИЯ-РАЗНООБРАЗНЫЙ ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ-РУЧКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, КАРАНДАШИ-ЦВЕТНЫЕ НИТКИ, ФЛАНЕЛЕГРАФ (ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ УЗОРОВ)

Читайте также:  Срок развития ребенка в утробе матери

    Консультация для родителей

 «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ – КАКАЯ СВЯЗЬ?» «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ»

Педиатры и педагоги бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!«Сорока-белобока» и развитие речи – какая связь?

Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.Упражнения на развитие мелкой моторики

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку – белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок забавляется ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является… разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже.С года к этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декларированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания. Вот несколько подходящих упражнений:

1. колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.2. домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).3. цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.4. собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле – тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.

Источник