Рекомендации родителям по развитию личности ребенка
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Воробьева Татьяна Николаевна
Рекомендации родителям старших дошкольников
Рекомендации родителям старших дошкольников о деятельности.
Уважаемые родители, в деятельности ребенок учится принимать решения и ориентироваться в тех или иных ситуация. Чтобы ваш ребенок был самостоятелен, инициативен, необходимо выполнять следующие рекомендации:
— позвольте ребенку самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, исполнять задание без вашей помощи;
— старайтесь меньше опекать ребенка;
— чаще советуйтесь с ним, обсуждайте возникающие вопросы, противоречия, проблемы, лично касающихся дошкольника и общих проблем в семье;
— позвольте ему наблюдать за деятельностью взрослых (ему можно дать посильные и не сложные задания);
— ребенок может быть непосредственно включен в совместную деятельность со взрослым;
— деятельность взрослого в отношении ребенка может заключаться в трансляции отдельных фактов и образцов культуры;
— помогите ребенку самостоятельно освоить этапы в том или ином виде деятельности, постепенно доверив выполнение всей технологии процесса;
— используйте предметную среду в совместной деятельности, которая окружает каждодневный быт семьи (помыть посуду, прибраться дома, разложить вещи после прогулки, собрать обувь);
— хвалите ребенка даже за самые мелкие удачи, успехи;
— разбирайте неудачи, выясняйте вместе причины, но не осуждайте и давайте резких оценок;
— предлагайте ребенку различные способы выполнения задания, обсуждайте варианты использования.
2. Рекомендации родителям старших дошкольников о мотивации.
Уважаемые родители, мотивация зависит от вашего участия! Мотивационная готовность к школе играет одну из самых важных ролей в формировании личности будущего школьника. Как родители могут помочь детям? Чтобы ваш ребенок самостоятельно принимал решения, проявлял интерес к новому, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Каждый день необходимо спрашивать: «Как дела? Что было нового, что интересного?». Сделайте подобные разговоры привычкой, и ребенок почувствует заинтересованность родителей в его делах.
2. Предложите помощь в выполнении какого-либо поручения или задания. Например, обсудите ход работ, выводы, что может не получится.
3. Учитесь в деятельности вместе с детьми. Бывайте в интересных местах, читайте, выбирайте и покупайте вместе книги, запишитесь в городскую или районную библиотеку. Обсуждайте с детьми прочитанное: что запомнилось в произведении? Что понравилось, а что нет, чтобы изменил, додумал?
4. Старайтесь правильно оценивать знания, навыки и достижения вашего ребенка. Никогда не сравнивайте его с другими дошкольниками или детьми родственников, знакомых (из-за этого самооценка дошкольника снижается и он перестает верить в себя и свои силы).
5. Допускайте предположение, что на ошибках дети приобретают новый опыт, стараясь в дальнейшем их избежать.
6. Старайтесь для ребенка быть примером такого человека, который постоянно читает, учится и стремится себя реализовать.
7. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребенку, делая акцент на том, что дала школа, как она вам помогла, какие трудные ситуации были, как вы вышли из них?
3. Рекомендации родителям старших дошкольников по коммуникации.
Уважаемые родители, необходимо помнить, что коммуникация позволяет ребенку найти не только близких по интересам людей, но и предлагает дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Умение осуществлять коммуникацию становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно в коммуникации ребенок учиться полноценному общению на равных, что возможно и в детско-родительских отношениях.
1. На собственном примере показывайте, как нужно вступать в коммуникацию с другими людьми.
2. Расскажите ребенку, кто такой друг, кто такой знакомый. Почему дружат?
3. Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться в ситуации коммуникации.
4. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь.
5. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность, женственность.
6. Чаще ходите в гости, где есть маленькие дети. Глядя на ваше общение с другими детьми, ребенок будет брать с вас пример.
7. Отмечайте дни рождения, приглашайте на праздник знакомых сверстников из детского сада, соседских детей.
8. Не стремитесь всегда быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, позвольте ему проявлять самостоятельность в поступках и действиях.
9. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Дайте возможность ему самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев малыши сами определяют, кто хороший друг, а кто плохой. А резкие ответы родителей: «Я запрещаю тебе с ним дружить! «- не принесут ожидаемого результата.
9. Не критикуйте друзей своего малыша.
10. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей.
4. Рекомендации родителям старших дошкольников по формированию личности ребенка.
Уважаемые родители, формирование гармоничной личности зависит от Вас! Чтобы ваш ребенок стал личностью, необходимо выполнять следующие рекомендации:
— будьте внимательнее к детям;
— позвольте ребенку больше возможностей удовлетворять потребности;
— интересуйтесь его проблемами, вникайте в сложности и помогайте развивать умения и таланты;
— каждая проблема ребенка серьезна, относитесь с пониманием к ней;
— каждому дошкольнику необходимо чувство собственной значимости. Прислушивайтесь к его мнению, чтобы он почувствовал собственную значимость;
— не добивайтесь успеха силой. Принуждение — худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь;
— оценивайте поступки ребенка, а не его личность;
— принимайте ребенка таким, какой он есть. Помните, что это ваш ребенок, он нуждается в вашей любви, заботе и поддержке;
— сдерживайте собственнические инстинкты и относитесь к нему как к равноправному партнеру, который пока обладает меньшим жизненным опытом чем вы;
— старайтесь не ограждать ребенка от трудностей жизни;
— стремитесь к благополучию в семье, чтобы он чувствовал себя комфортно, был уверен в родителях;
— уважайте его право на собственное мнение;
— всегда находите время, чтобы поговорить с ним.
Источник
Рекомендации по развитию ребенка в семье
Проблемы воспитания детей в семье в XXI веке настоятельно подвигают нас к анализу и осмыслению всего того, что наработано в прошлом опыте, и выбору всего значимого и позитивного для современного поколения, а значит, и для общества в целом. Однако этот традиционный опыт начнет продуктивно работать только в том случае, если мы адаптируем его к современной обстановке и подкрепим теми новациями, которые будут соответствовать потребностям как личности, так и общества.
Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуется большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.
Памятка-рекомендация родителям.
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:
а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремится своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационно завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов. В рационе должна преобладать растительная и белковая еда с минимум сладостей и животных жиров, ограничением острых и солевых приправ;
б) начинать день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки – душ, который нужно завершать обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе, причем многократно возрастает противодействие не только простуде, но и патологии мускульного, опорной системы, даже онкопатологии и болезней сердечно-сосудистой системы;
в) бросить курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничить употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще.
г) оставить за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается и членам вашей семьи. Происходит постепенно нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции, ведет к заболеваниям;
д) не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой – в парке, за городом, на даче. Это поможет восстановить нервную энергию, истраченную за неделю, повысить иммунитет, укрепить здоровье.
е) очень хорошо, если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта – бегом, футболом, теннисом, плаванием.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, придерживайтесь таким правил:
а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом семейного благополучия.
б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого.
в) никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда.
3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, то:
а) будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общения;
б) уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;
в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу). Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей.
4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными, то:
а) не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посещения театра, художественной выставки, концерта, ставшие системой, будут иметь чудесный эффект для культурного роста вашего ребенка. Человек богатый – прежде всего в своей эмоциональной сфере;
б) находите время читать сами и приобщайтесь к миру книжной премудрости детей;
в) было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одно, но очень интересное хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения;
5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющим жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей и т.д. У ребенка возникает подсознательное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддержки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге – людей несчастливых;
6. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости. Чтобы на склоне лет вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернуться к вам.
Таким образом, вся система воспитания детей в семье должна строиться на двух принципах:
Ваш собственный стиль и поведение должны отвечать вашему стремлению хорошо воспитать своих детей.
Вы должны обеспечить соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность вашего ребенка.
Итак, в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.
Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, выверенная организация деятельности школьника в семье обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
Обратим внимание на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Определить уровень родительского мастерства можно, отвечая на анкету С. Т. Швицкого. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье.
Знаете ли вы своего ребенка?
Психологические данные
Подвижен ребенок или нет (инертен)?
Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?
Как развита воля? В чем она проявляется?
Разговорчив или замкнут?
Ленив или нет? В чем это проявляется?
Какова память?
Как реагирует на обиды?
Проявляется ли озлобленность?
Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
Капризен ли? В каких случаях?
Драчливость? Чем вызывается?
Имеет ли стремление к самостоятельности?
Проявляет л потребительское отношение к родителям?
Кого уважает и за что?
Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
Упрямство? В чем выражается?
Гигиена
Аккуратность (примеры).
Как поднимается с постели?
Умывание (его способ и отношение к нему).
Когда ложится спать?
Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.
Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?
Игра
Играет ли дома?
Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?
Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?
Какие игры и развлечения больше всего любит?
Физический труд
Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?
Понимает ли необходимость труда?
Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
Чем занимается, когда бывает дома?
Какую профессию хочет выбрать в будущем?
Социальная жизнь
Как относится к товарищам?
Как относится к соседям, знакомым родителей?
Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?
Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?
В каких общественных организациях участвует (активно, неактивно, по принуждению)?
Умственная и эстетическая жизнь
Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?
Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры.
Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?
Как реагирует на наказание и поощрение? Укажите конкретно, какие и как они на него действуют.
Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?
Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непроизвольная)?
Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?
Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?
Любит ли пересказывать увиденное и услышанное? Что именно?
Данная анкета имеет ряд положительных сторон:
1. Знания о ребенке позволят родителям построить совместную со школой программу действий по развитию школьника.
2. Неоднократное проведение такого анкетирования, позволит родителям увидеть развитие своего ребенка и сделать корректировку своих действий.
Воспитание детей в семье требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.
Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка — это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Источник