Рекомендации ребенку для развития памяти

Рекомендации ребенку для развития памяти thumbnail

Макарова Ирина Николаевна
Советы родителям по развитию памяти у детей

Все родители, без сомнения, хотят, чтобы их дети учились с интересом и достигали успехов в обучении. Эта статья расскажет вам о том, как лучше развить память у дошкольников.

Прежде всего нужно помнить, что дети мыслят образами, т. е. чтобы что-то запомнить, ребенку нужно это увидеть или представить. Ему желательно показать, о чем идет речь.

Также необходимо помнить, что дети многое запоминают механически (автоматически, не задумываясь или мало задумываясь над смыслом запоминаемого. Поэтому нет ничего удивительного, если ребенок что-то малозначимое запомнил, а важное нет- он не был рассеянным, просто он еще не умеет отличать важное от второстепенного. Способность выделять важное из потока информации формируется не сразу, а постепенно, с возрастом и эту способность можно и нужно развивать.

Все мы прекрасно знаем, что память бывает:

— кратковременной

— долговременной

— сенсорной

— ассоциативной

— зрительной

— образной

— двигательной

— словесно-логической

— механической и т. д.

Практически все эти способы запоминания информации можно успешно тренировать, если это делать в занимательной форме.

Упражнения для развития памяти дошкольников:

1) предложить ребенку вспомнить:

— что делал,

— что увидел,

— с кем встретился,

— как прошел день,

— с чем играл

2) предложить ребенку вспомнить:

— когда Дни рождения у родителей или родственников

— что ему дарили в последний раз на Новый Год или День рождения,

— как зовут всех родственников,

— какой была первая игрушка, с которой он играл и т. д.

3) предложить ребенку вспомнить 3-4 предмета заданного цвета,

4) чаще просите ребенка запомнить, что нужно купить в магазине. Для этого перечислите планируемые покупки несколько раз: хлеб, молоко, сметана, чай, стиральный порошок. В магазине попросите своего маленького помощника вспомнить, какие покупки вам необходимо сделать. Безусловно, запоминание будет намного эффективнее, если вы позволите своему малышу участвовать в процессе выбора товара, позволите оплатить их или принять сдачу у кассира, положить товар в пакет. Когда ребенок почувствует, что он действительно помогает, в следующий раз он поможет по-настоящему выручить, вспомнив то, о чем забыли вы.

5) покажите ребенку несколько (3-5) разных игрушек, потом попросите его отвернуться. Одну из предложенных игрушек поменяйте на другую, а остальные можно поменять местами. Пусть ребенок снова посмотрит и постарается вспомнить, какой игрушки до этого не было.

6) предложите ребенку описать свою любимую игрушку или игру, используя как можно больше прилагательных, например, коричневый, большой, косолапый, сильный.

7) попробуйте сравнивать то, что видели раньше и то, что видим сейчас. Например, собаку, которую видели вчера и собаку, которую видим сейчас. Одна была черная и гладкошерстная, а другая белая и пушистая. У первой был короткий хвост, а у другой длинный.

8) хорошей тренировкой памяти является работа с картинками. Можно предложить ребенку несколько изображений, потом закрыть картинки, а ребенок должен назвать, что было на картинках. Хорошо подобрать картинку или серию картинок, на которой изображено какое-либо действие. Нужно людям придумать имена. Когда картинки будут закрыты, ребенка попросите вспомнить и назвать по именам кто что делал и у кого что было.

9) чаще разучивайте стихотворения. Начинать нужно с четверостиший. Когда заметите, что ребенок с легкостью запоминает небольшие четверостишия, можно переходить на более длинные, сложные.

10) Вместе с ребенком загружайте стиральную машину, посудомоечную машину. Складывая белье или посуду, проговариваем, что именно будем стирать или какую посуду будем мыть.

Все эти упражнения положительно влияют на развитие памяти у дошкольников. Надеюсь, что такие упражнения не просто позволят с удовольствием провести время с вашим любимым малышом, но и помогут ему в познании окружающего мира.

Источник

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут.

Во время тренировки памяти необходима соревновательность:

  • Запомни больше
  • Назови быстрее
  • Придумай фантастический рассказ

Тренировка долговременной памяти:

Это, прежде всего развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза

Развитие долговременной памяти:

  • Научить умению сравнивать объекты запоминания;
  • Находить в них сходства и отличия (красочные картинки, таблицы, найти одинаковые предметы, отыскать отличия);
  • Пересказ полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы
  • Упражнение. Прочитать текст, разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Установление общего смысла.

«Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?»

— Рассматривание с точки зрения композиции.

«Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д.»

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта.

Анализ деталей.

найти наиболее значимые элементы, сосредоточиваясь на отдельных деталях.

— Синтез.

«Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе объект.

что вы четко видите на своей картинке?

Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили».

Для упражнений используются предметы, доступные в ваших условиях:

  • фрукты или овощи;
  • цветы и растения;
  • деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды;
  • животные (например, кошки, собаки, птицы);
  • Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации). Логичные ассоциации, развивают логический вид запоминания.

Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других.

Игра на ассоциации

Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне…

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Из отдельных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Упражнение «Двойная стимуляция памяти».

— Раскладывают 10-20 карточек с изображением предметов:

яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.

инструкция: называется слово. Надо выбери картинку, которая поможет тебе запомнить каждое слово.

Читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение:   Дается несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание. Придумать историю, которая свела бы их вместе.

Упражнение:  побудить детей к ассоциативному мышлению. Придумать ассоциации, например:

Верблюд — горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.

Набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение:   Конкретизация абстрактного.

Найти зрительные образы, которые могут ассоциироваться со словами, например, любовь/сердце «

Упражнение: «Нелогичные ассоциации».

Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Лист Цветок Сыр Мыло

Найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. В результате должна получиться маленькая история.

Упражнение «Нелогичные» парные ассоциации слов.

Необходимо объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, создать в уме образ каждого предмета. И мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке.

Примерные пары для тренировки:

Горшок – комната

Солнце — нос
Скатерть — кофе
Клумба — ножницы
Крыльцо — лампа
Сосиска — песок
Палец — книга
Обезьяна – юбка

Пчела — кресло
Зубной врач — солнце

Упражнение «Запоминание слов».

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Виды упражнений по «Запоминанию стихов»

1 вид

  1. техника запоминания:
  • Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
  • Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь.
  • Прочитайте следующую строчку вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
  • Теперь, закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились.
  • Повторно перечитайте стихотворение вслух.
  • Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение, попросите их поделиться впечатлениями от него.

2 вид запоминания стихов

  1. Текст стихотворения медленно читается вслух.

Ребенок молча слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку.

  1. Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание.
  2. Ребенок отвечает на вопросы:
  • кто автор,
  • как называется прочитанный рассказ…
  • вопросы по фактам и действию в рассказе.
  1. Рисование того что слышит.
  2. Воспроизведение текст по рисунку

Упражнение «Запоминание текста».

Обучение пересказу

  • Определите основную идею содержания текста.
  • о чем идет речь?
  • название рассказа.
  • из скольких частей состоит текст.
  • поставить вопросы к каждой части.
  • найти на них ответы.
  • составьте с детьми план текста.
  • по каждому длинному абзацу выделить основную мысль.
  • подчеркнуть ключевые слова в абзаце.
  • пересказать эти идеи вслух, и про себя.
  • повторное чтение текста,
  • акценты на основных идеях, основной мысли.
  • Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.
  • Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей.
  • В заключение ответы на простые вопросы: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как?

полный пересказ.

Источник

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

10 простых способов улучшить память ребенка (и не только ребенка)

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

10 простых способов улучшить память ребенка (и не только ребенка)

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​  

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

10 простых способов улучшить память ребенка (и не только ребенка)

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Обрядина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник