Рекомендации по развитию воображения у ребенка

Рекомендации по развитию воображения у ребенка thumbnail

«Практические рекомендации педагога-психолога по

развитию воображения детей дошкольного и

младшего школьного возраста»

Подготовила

педагог-психолог

Брысина Маргарита

Развитие воображения детей дошкольного и

младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения в обществе обуславливают запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Отсутствие творческого начала является одной из причин дезадаптации.

Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Все люди имеют креативные способности, но у каждого они выражены в разной степени.

Один из важнейших показателей креативности — развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески.

Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ученик никогда не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и принятию решения).

Однако сложившиеся и традиционно существующие у нас системы дошкольного воспитания и школьного обучения очень часто в недостаточной степени содержат в себе специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие у детей воображения. В этих условиях их оно развивается в основном лишь стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития.

Одним из частичных, доступных в массовом масштабе и достижимых уже сегодня способов изменения описанной ситуации является целенаправленное развитие воображения детей в ходе специально организованного игрового тренинга воображения.

Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенно озабочены родители первоклассников — они ведь очень хотят, чтобы их ребенок отлично и с увлечением учился, и готовы приложить усилия для оказания ему помощи в этом.

Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.

Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир.

Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!»

Упражнение 1 «Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2 «Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должно «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3 «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.

Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4 «Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде родителя открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 5 «Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

Упражнение 6 «Что оттуда видно?»

Родитель просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).
Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

Упражнение 7 «Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку?

Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 8 «Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Родитель может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное.
Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства — той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

Упражнение 9 «Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Пусть родитель назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

Упражнение 10 «Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Родитель их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 11 «Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 12 «Общая сказка»

Игра с родителем в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает родитель, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение 13 «Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».

2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи родителей. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу.

Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение 14 «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
1) тигра, который пробирается в джунглях;
2) робота;
3) парящего над скалами орла;
4) королеву Франции;
5) инопланетянина;
6) кипящую кастрюлю;
7) авторучку, в которой кончились чернила;
8) букву А;
9) цифру 8.
Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 15 «Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

животное с другой планеты;
самый необычный домик;
злой волшебник в детстве;
грустный компьютер;
хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.

Источник

 Рекомендации родителям

Как развивать творческое воображение  у ребенка

         Сегодня в человеке очень ценится умение создавать новое, то есть придумывать то, чего ещё не придумали. Инновационные технологии, новые товары и услуги создают креативные люди, мыслящие необычно, умеющие находить новые подходы и решения. Творческие личности нужны со всех сферах деятельности. Начинать творческое развитие лучше всего в раннем детстве. 

 Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением. В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

В  первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.  Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.    Задача родителей  — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? 

  1. Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.
  6. Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  7. Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.
  8. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
  9. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

Развитие воображения   дошкольников.

Воображение ребёнка   дошкольного возраста   уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

«Совет. Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка. Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль». Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои».

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  6. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

 Вывод:  Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

 Литература: Интернет-источники

  •  

Источник